- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся на умножение и деление десятичных дробей на натуральное число;
- отработать навык применения правила умножения десятичных дробей в решении задач.
- способствовать развитию у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
- продолжить работу над формированием математического мышления, самооценки и самоанализа.
- воспитывать умение правильно задавать вопросы и объективно оценивать ответы других.
1. Организационный момент.
2. Устный счёт. Спрятанное слово. / задание № 1. Вычислить примеры.
3. Полёт на ковре-самолёте. / задачи № 2. и № 3. Решить задачи о движении.
4. Домик Бабы Яги. / задание № 4. Найти корень уравнения.
5. Переправа через реку / задача № 5. Решить задачу.
6. Поездка на карете / задача № 6. Решить задачу.
7. Физкультминутка.
8. Встреча с Буратино / задание № 7. Найти значение выражения.
9. Встреча со стариком Хаттабычем / задание № 8. Восстановить рукописи.
10. Самостоятельная работа.
11. Подведение итогов.
Основные элементы урока / содержание презентации | Управление презентацией |
Организационный момент, сообщение темы и целей урока. | Слайд № 1, переход щелчком мышки |
Настрой учащихся на продуктивную работу с целью вызвать заинтересованность, интерес к уроку. Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в мир сказок. Но перед отправлением мы подкрепимся ароматным чаем. Для этого вам нужно узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. № 1. Вы сможете прочитать это слово, если верно выполните примеры и расставите ответы в порядке возрастания с их соответствующими буквами для чисел. 2,2 · 2 = 4,4 Т 1,7 + 1,4 = 3,1 Г 1,5 + 2,6 = 4,1 О 0,22 · 10 = 2,2 Б 0,7 + 2,6 = 3,3 А 0,028 · 100 = 2,8 Р 5 – 2,6 = 2,4 Е 7,8 – 4,1 = 3,7 М 2,2 2,4 2,8 3,1 3,3 3,7 4,1 4,4 Б Е Р Г А М О Т | Слайд № 2, переход щелчком мышки |
Учитель: Молодцы! Это растение бергамот. Это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай. | Слайд № 3, переход щелчком мышки |
Учитель: Незнайке и Знайке попало письмо старика Хоттабыча, в котором он предлагает совершить путешествие в страну сказок. «Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику, совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковер-самолет, который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задачу. Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду встречи. Старик Хоттабыч». | Слайд № 4, переход щелчком мышки |
Задача № 2. Ковер-самолет пролетел 264,4 км за 2 часа. Найдите скорость ковра-самолета. Решение: 264,4 : 2 = 132,2(км/ч) скорость ковра-самолёта. Ответ: 132,2 км/ч | Слайд № 5, переход щелчком мышки |
Знайка: Посадка на ковер-самолет закончилась. Мы летим в царство сказок. Под нами тридевятое царство, тридесятое государство. Ковер опускается вниз, и мы с вами ступаем на сказочную землю. Вам предстоит дальняя дорога по стране сказок. Длину этой дороги вы узнаете, решив следующую задачу. | Слайд № 6, переход щелчком мышки |
Задача № 3. Дорога состоит из четырех участков. Первый участок имеет длину 4,35 км, второй - в 1,2 раза длиннее первого, третий длиннее второго на 1,03 км, четвертый - на 2,5 раза короче третьего. Найдите длину дороги. Решение: 1) 4,35 · 1,2 = 5,22 (км) длина II участка 2) 5,22 + 1,03 = 6,25 (км) длина III участка 3) 6,25 – 2,5 = 3,75 (км) длина IV участка 4) 4,35 + 5,22 + 6,25 + 3,75 = 19,57 (км) длина дороги. Ответ: 19,57 км. | Слайд № 7, переход щелчком мышки |
Незнайка: В путь! Я вижу домик Бабы Яги и слышу ее жалобный голос. Баба Яга: Детушки, помогите мне, отоприте дверь! Я поссорилась с Кощеем Бессмертным, и он закрыл дверь - ни одно колдовство не помогает ее открыть. А он сказал, что дверь сама откроется, если найдете корень уравнения. | Слайд № 8, переход щелчком мышки |
№ 4. Найдите корень уравнения: 7х + 2,4 = 34,6. Решение: 7х + 2,4 = 34,6 7х = 34,6 – 2,4 7х = 32,2 х = 32,2 : 7 х = 4,6 Проверка: 7 · 4,6 + 2,4 = 34,6 Ответ: х = 4,6. Баба Яга даст вам клубочек, который поможет встретиться с другими сказочными героями. | Слайд № 9, переход щелчком мышки |
3найка: Мы продолжаем путь. Но что я вижу? Дорогу нам преградила река, а моста не видно. Смотрите, здесь что-то написано: «Если вы поможете лодочнику узнать собственную скорость его лодки, то он перевезет вас на тот берег». № 5. Задача. Скорость лодки по течении реки 9,8 км/ч, а скорость течения реки 1,3 км/ч. Найдите собственную скорость лодки. Решение: 9,8 – 1,3 = 8,5 (км/ч) собственная скорость лодки. Ответ: 8,5 км/ч. | Слайд № 10, переход щелчком мышки |
Незнайка: Мы вовремя перебрались через реку, так как я вижу карету, в которой едет Кот в сапогах. Он может нас подвезти. | Слайд № 11, переход щелчком мышки |
Карета едет мимо пшеничного поля, и Кот обращается к косарям. Кот: Эй, косари! Скажите королю, что эти поля принадлежат маркизу Карабасу! Косари: Хорошо, скажем, если ты поможешь решить нам задачу. Задача № 6. Площадь одного поля 207,5 га, а площадь второго поля - на 17 га меньше. Сколько пшеницы собрали с обоих полей, если с каждого гектара первого поля собрали 32,4 ц, а с каждого гектара второго - 28,6 ц? Ответ округлите до целых. Решение: 1) 207,5 – 17 = 190,5 (га) площадь II поля. 2) 32,4 · 207,5 = 6723 (ц) пшеницы собрали с I поля. 3) 28,6 · 190,5 = 5448,3 (ц) пшеницы собрали со II поля. 4) 6723 + 5448,3 = 12171,3 (ц) пшеницы собрали с обоих полей. 12171,3 ≈ 12171 Ответ: 12171 ц. | Слайд № 12, переход щелчком мышки |
Учитель: Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. ПЯТЬ – руками помахать, ШЕСТЬ – за парту тихо сесть. СЕМЬ – ВОСЕМЬ – лень отбросим, ДЕВЯТЬ – ДЕСЯТЬ – не будем куролесить, ОДИННАДЦАТЬ – ДВЕНАДЦАТЬ – будем заниматься. | Слайд № 13, переход щелчком мышки |
3найка: Продолжим путь. Кто это сидит такой печальный? Это же Буратино! Кто тебя так расстроил? Буратино: Мальвина! Умная очень! Сама целый день решает какие-то примеры и меня заставляет, да еще грозится без обеда оставить! Помогите справиться с заданием. | Слайд № 14, переход щелчком мышки |
№ 7. Найдите значение выражения: (3,7 : 10 + 0,62 · 100) · 0,5 = 31,185 Решение: 1) 3,7 : 10 = 0,37 2) 0,62 · 100 = 62 3) 0,37 + 62 = 62,37 4) 62,37 · 0,5 = 31,185 Ответ: 31,185. | Слайд № 15, переход щелчком мышки |
Знайка: Снова в путь! Я вижу домик. Давайте зайдём в него. Посмотрите внимательно: в дальнем углу комнаты сидит наш друг, старик Хоттабыч. Он чем-то очень огорчён. Оказывается, мыши забрались в шкаф с его рукописями и испортили их. Старик Хоттабыч мучается, но не может их восстановить. Поможем ему. | Слайд № 16, переход щелчком мышки |
№ 8. Восстановите вместо * пропущенные цифры: Р ешения: | Слайд № 17, переход щелчком мышки |
Знайка и Незнайка: Старик Хоттабыч благодарит вас и перед возвращением из сказки предлагает назвать его «профессию», имея ключ к разгадке. Самостоятельная работа (приложение 1). | Слайд № 18, переход щелчком мышки |
Выбрать правильный ответ (приложение 2). | Слайд № 19, переход щелчком мышки |
Приложение 1.
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика. Учебник для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2020.
2. Математика: Рабочая тетрадь. 5 класс. Часть 2 / Авт.-сост.: Щ.Ю. Елуш, Т.Ю. Угроватова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2020.
3. Слайд № 7. Рисунок Бабы Яги: http://forum.rc-mir.com/viewMessage269161618.html
4. В презентации использованы рисунки Шлыковой Насти, ученицы 5 «В» класса МОУ СОШ № 256 г.Фокино Приморского края.
5. Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. М.Н.Каратанова. – М.: Планета, 2010
Папулина О.В.