Урок- путешествие « Страна хороших манер»
( Для учащихся начальной школы)
Цель: познакомить с понятием « вежливость», «вежливое обращение», « вежливое поведение».
Научить детей различать такие понятия, как « вежливая речь», и « вежливое поведение»; вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу; уместное употребление вежливых слов, быть внимательным к старшим.
Оборудование: учебник Т.А.Ладыженской « Детская риторика в рассказах и картинках», толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; этимологический словарь; фразеологический словарь. Рисунки солнца и облака для речевой разминки.
Ход занятия.
- Каким бы вы хотели видеть наше занятие? ( Весёлым, интересным, познавательным)
- Отчего это зависит? ) от того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друга)
- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
1. Речевая разминка
- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.
Встало солнце кислое,
Смотрит, небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
- Почему прохожие в стихотворении « несчастные»? Что значит «кислое» настроение? А как мы узнаём, что у человека «кислое» настроение? ( По выражению лица, по его словам и поступкам.)
Можно ли это сделать с помощью комплимента? Поднимите настроение солнышку.
( учащиеся говорят комплименты солнышку, а учитель незаметно переворачивает рисунок)
-Весело ли стало нам? Поднялось ли у нас настроение? Попробуйте сделать вывод. (Нужно говорить людям добрые слова. И им, и нам становится от этого лучше, радостнее.
2.Беседа.
- Как вы считаете, можно ли людей, показанных в этих сценках, считать вежливыми? А что такое вежливость? ( Воситанность, хорошее поведение, соблюдение правил поведения) в словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: « Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»
- Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, устанавливать и поддерживать контакт.
3. Стихотворение Л.Щипахиной.
… Счастливый, чем счастье подкова,
Дороже, чем горсть серебра…
Спасибо за доброе слово,
Спасибо за слово добра.
… Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
- Что хочет сказать автор? Что значит «приумножу его». Приведите пример.
- Почему так важны добрые слова?
- Итак, добрые слова – а к ним относятся и вежливые слова – поднимают настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику. О его чуткости, также, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому они дороже, чем горсть серебра. Поэтому не надо скупиться на добрые слова!
5. Вежливые слова на других языках.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- Какие слова рождаются теплом души?
-А кто знает вежливые слова на иностранных языках?
Английский: please - пожалуйста
Thank you! - спасибо, благодарю
excuse me - извините меня
sorry - простите
good morning - доброе утро и т.д.
Немецкий: guten Tag – добрый день
danke schön –большое спасибо
auf Wiedersehen – до свидания
Мордовский (Эрзя): Васта мазонок – до свидания.
Шумбрат - здравствуйте
6. Из истории вежливых слов
- А что вы знаете о происхождении вежливых слов?
1. Ученик: Здравствуйте, ребята! Так каждый день говорим мы. А жители Древнего Китая, Монголии, Египта обменивались фразами: «Ели вы сегодня?» или: «Здоров ли ваш скот?»
А жители Африки – зулусы говорят при встрече: « Я тебя вижу!»
2. ученик: Самое простое слово здравствуйте – означает: « Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья»
3. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными: одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвёртые прикасались носами, пятые показывали язык и так далее.
4. ученик: Слово « спасибо» известно в русском языке с 15 века. Оно произошло от слов, Спаси бог. Теперь слово «спасибо» - отдельное слово. В конце второго слова, исчезла буква «Г», и образовалось слово, которое передаёт следующий смысл: « Я вас благодарю и желаю вам всех благ»
5.ученик: А слово «благословлять» произошло от слова говорить благое, т.е. доброе слово. Благословлять – значит желать добра.
Учитель: Спасибо, ребята, что приготовили для нас этот материал. Очень интересные сведения об этих и других вежливых словах вы можете найти в этимологическом и фразеологическом словарях.
7. Инсценирование
- Телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Он взял интервью у посетителя музея.
Чебурашка: Если ты вежливый, то ты говоришь спокойно, мягко, уважительно. Ну, как я.
Лев Чандр: Вежливость? Это вежливые привычки, поступки. Уступи женщине дорогу, страрику место в автобусе…
Собачка Тоббби: Вежливость – это волшебные слова. Сказал, пожалуйста, извините, спасибо – и ты вежлив.
Мартышка: Самое главное – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Поклонись, улыбнись, посмотри внимательно – и ты вежлив.
Слонёнок: Ну, я думаю, это вообще всякие добрые лова.
Пони: По - моему, вежливость – это всякие добрые слова. Успокоил малыша, помог женщине донести тяжёлую сумку….
Учитель: Какой ответ вам больше понравился? А с чем вы не согласны?
- Всегда ли вы уступаете место старшим в автобусе? Пропускаете ли вы младших школьников вперёд при входе в школу, столовую, на лестницу? Выполняете ли вы просьбы старших?
-А теперь ответьте на вопрос Гены « Что такое вежливость?
8. Стихотворение о вежливости:
- На уроке будь внимательным, будь спокойным и внимательным.
- Всё пиши не отставая, слушай не перебивая.
- Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.
- Если хочешь отвечать – надо руку поднимать.
-Запомни, что поют на пении, читают на урок чтения.
- На математике считают, на перемене отдыхают
-Будь прилежным на уроке, не болтай: ты не сорока.
-Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
- А помочь захочешь другу – подними спокойно руку.
- Знай: закончился урок, коль услышал ты звонок.
- Когда звонок раздался снова….
-К уроку будь всегда готовым!
9. Загадка:
- Ребята, а сейчас отгадайте загадку.
Если у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живёт:
То куда- то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится
Грусть – тоска её боится! (Улыбка)
Улыбка нам нужна самим и предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Ведь как говорится, это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет. Давайте улыбнёмся друг другу!
Итог урока.
А теперь ответьте на вопрос: « В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?»
Проведём поэтическую игру «Словарь вежливых слов»
1.Растает даже ледяная глыба от слов тёплого Спасибо!
2.Зазелеенеет старый пень, когда услышит Добрый день!
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы Спасибо!
4.Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь Здравствуйте!
5. Когда нас бранят за шалости, говорим Прости пожалуйста!
6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят До свидания!