Урок-путешествие «В стране натуральных чисел»
Цель: обобщить понятие натурального числа; ввести понятие совершенных чисел; познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развитие логического мышления, вычислительных навыков; формировать интерес к математике через нестандартную форму урока.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово.
Страна Натуральных чисел – это необыкновенная, замечательная страна, в которой «живут», «трудятся» и «властвуют» Натуральные числа.
Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала необычайная магическая сила числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание.
«Фундаментом математических знаний, от которого зависит прочность дальнейшего математического образования, является знание принципа образования натурального ряда чисел», – говорил выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Натуральных чисел. Для этого мы сформируем две команды и выберем капитанов и название своей команде. Команды делают задания на скорость, но учитывается еще и правильность выполнения, за каждое задание команды получают определенное количество баллов.
Основная часть урока.
Отправным пунктом путешествия является станция «Вычислительная».
Чипу поручили погрузить на поезд продукты. Известно, что в первом ящике 120 бананов, во втором ящике в 3 раза больше, а в третьем ящике сидит Дейл и ест бананы со скоростью 48 штук в минуту. Вычислите, сколько времени потребуется Дейлу, чтобы опустошить первые два ящика? (Ответ: 10 минут)
Найдите значение выражения наиболее удобным и быстрым способом (на карточках для каждой команды):
8*35*125=? (Ответ: (8*125)*35=35000)
25*14*4*10=? (Ответ: (25*4)*14*10=14000)
Подряд выписаны все натуральные числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречается число ноль? (Ответ: 11)
Наш поезд прибывает на станцию «Магические квадраты» (квадраты, сумма чисел в которых по горизонтали, вертикали и диагонали равна одному и тому же числу).
Р
асставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 15.
Наш поезд прибывает на станцию «Удивительных чисел», где мы узнаем про числа, которые называют совершенными и числами-великанами.
Рассказ учителя. Понятия чисел-великанов и совершенных, примеры.
Задание. Запишите числа с помощью цифр: миллион, миллиард, триллион.
Мы сделали остановку на станции «Сказок». Здесь Иван-царевич пытается отыскать свою прекрасную невесту.
Скорость стрелы, выпущенной из лука Ивана-царевича 55 км/ч. Стрела долетела до Царевны-лягушки за 2 часа. Скорость Ивана-царевича 5 км/ч. За какое время Иван-царевич доберется до своей невесты? (Ответ: 22 ч)
Итак, мы отправились вслед за Иваном-царевичем по математическим кочкам и попали к пруду. Квакушки из пруда рассказали свою мечту:
В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта (по 2 утки на 1 лягушку)? (Ответ: 4*58*6*2=2784)
Танграм. Пока мы ходили по болотам, потеряли ключ от кабины машиниста. И вам его нужно найти, сложив из предложенных фигур-кусочков фигуру, изображенную на рисунке.
Ответ:
Наше путешествие в страну Натуральных чисел подошло к концу.
Подсчитываются баллы каждой команды. Награждение команд. Самым активным участникам каждой команды выставить оценки.
Урок-путешествие можно проводить и как урок-обобщение, закрепление по данной теме, и как внеклассное мероприятие, приуроченное, например, к неделе математики в школе.
Задания к станциям можно изменять, добавлять (если позволяет время), с разными классами были и другие задания, например, станция Художников, где ребятам нужно было изобразить на листке бумаги животных при помощи цифр; станция Кроссвордная – решить математический кроссворд; станция Сказок – но с другим заданием: придумать сказку из 5-10 предложений, используя как можно больше числительных (начало сказки можно предложить определенное, например, посадил дед репку…); станция Ребусная (можно только для капитанов) и многое другое.