СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в страну Вежливых слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю отправиться в необычное путешествие в страну Вежливых слов – приветствий. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в страну Вежливых слов.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Октябрьского района города Ставрополя














Методическая разработка

Урок-путешествие в страну Вежливых слов.

для воспитанников первого года обучения.









Подготовила педагог

дополнительного образования – Чубова И.Н.






г. Ставрополь, 2020 год


Урок-путешествие в страну Вежливых слов.


Цель занятия:

развивать представление о форме вежливого приветствия.

Задачи:

раскрыть значение вежливых слов, учить правильно употреблять эти слова в речи, расширять активный словарь обучающихся, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам.

Действующие лица: ведущий-педагог, обучающиеся.

Ход занятия:


I Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

II Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в страну Вежливых слов – приветствий.

Распределимся на 2 команды.

1 станция. Разминка.

Чтение стихотворения. Показ иллюстрации:

Доброе утро! Птицы пропели!

Прячется вся темнота по углам,

Добрые люди, вставайте с постели!

Солнце взошло и идет по делам. (А. Кондратьев)

2 станция. Игра «Произнеси по-разному»

Педагог предлагает сказать фразу «Доброе утро»

(радостно, сердито, весело, грустно, печально…)

- Почему звучит эта фраза по - разному? (зависит от настроения, от самочувствия и т.д.)

В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

-Давайте и мы поздороваемся и поклонимся как в старину.

3 станция. Приветствия детей на разных языках.

• Альто рово

• Доброго ранку

• Бон жюр

• Гутен морген

• Ола

- Вы поняли, ребята, что я вам сказала?

Я вас приветствовала на разных языках: ненецком, украинском, французском, немецком и испанском языках.

4 станция. Речевая ситуация.

Нашу планету населяет огромное количество разных народов, и у всех есть свои особые обычаи, традиции и правила. Но у каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбное расположение. Хотя здороваются люди в разных странах часто по-разному.

  • Древние китайцы: «Ели ли вы сегодня?»

  • Японцы: кланяются.

  • Древние римляне: «Хорошо ли вы потеете?»

  • В Тунисе: поклониться, поднести правую руку ко лбу, к губам и к сердцу: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».

  • Тибетцы: снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.

  • Папуасы Новой Гвинеи: «Дай я оближу твое лицо», ответ: «Дай я обнюхаю тебя».

Но в нашей стране, если вы вздумаете так здороваться, вас поймут неправильно. Но все приветствия связывают друзей друг с другом, сближают.

Игра «Кто больше?»

Назовите все слова приветствия.


- Какие слова - приветствия говорят друг другу, когда встречаются?

Слово «здравствуйте» - означает пожелание здоровья (здравия). Это слово – приветствие.

(Здравствуй, здорово, здравствуйте, доброе утро, день, вечер, привет, приветик, приветствую Вас, салют)

Здравствуйте! Добрый день! – официальные формулы приветствия.

Привет! Здравствуй! – неофициальные формулы приветствия.

Привет! Приветик! – подойдут для дружеского общения между хорошо знакомыми людьми.

-Как мы можем их поприветствовать? (Кивнуть, помахать рукой, показать открытую ладонь, символический жест дружбы)

5 станция. Разыграть ситуации «Как приветствовать утром, днем и вечером»

1.Утро. Вы идете в детский сад, школу. По дороге встречаете кого-нибудь из своей группы, класса.

-Кто должен поздороваться первым? /тот, кто вежливее/

2.День. Встречаются мальчик и девочка.

-Кто должен поздороваться первым? /мальчик/

-Как могут поздороваться ровесники? /привет, добрый день/

3.Утро. Встречаются воспитательница и воспитанник (учитель и ученик)

-Кто должен поздороваться первым? /воспитанник, ученик/

-Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? /здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер/

4.Мама уехала в командировку. Сын остался с папой. Утром папа будит сына. Между ними происходит разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящие мужчины сдержаны, вежливы, немногословны.

5. Внучка приехала в гости к бабушке и дедушке вечером.

Педагог. В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг с друга поклоном и словами: здравствуй, доброго здоровья, здорово ли живете.

Давайте и мы поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети говорят приветственные слова с поклоном.

6 станция. Физкультминутка «Как живешь?»

На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

• Как живешь?

• А идешь?

• Как бежишь?

• А плывешь?

• Ждешь обед?

• Машешь в след?

• Утром спишь?

• А шалишь?

7 станция. Игра на имитацию заданных движений.

- Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка)

- Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая)

8 станция. Чтение и обсуждение стихотворений.

В. Солоухина. «Здравствуйте!» (подготовленный обучающийся):

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы, друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в лице?

Отчего же на капельку роднее стала жизнь?

Педагог: Вы видите, что от волшебных (вежливых) слов люди становятся радостнее, счастливее. Педагог побуждает ответить воспитанников на вопросы, поставленные в стихотворении.

Чтение стихотворения А. Яшина «Я люблю, когда при встрече» (подготовленный обучающийся):

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.

- Какими мы становимся от вежливых слов? (добрыми, доверчивыми, доброжелательными).

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу – кузнецу, ткачу, врачу:

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Если что- то натворил,

Чувствую свою вину.

«Извините, жаль, простите.

Не хотел я», - говорю.

Если я прощаюсь с кем – то

Просто так не ухожу:

«Буду рад вас видеть снова,

До свиданья», - говорю.

- Какие добрые слова вы запомнили?

- О каких словах можно сказать, что они слова, противоположные?

(С добрым утром – добрый вечер)

Доброе утро – значит здравствуйте, а слово – до свидания – прощайте.

9 станция. Игра «Круг добра».

Назовите своему соседу вежливое (волшебное) слово.

Подведение итогов

III Итог занятия.

1.Беседа: «Зачем нужны вежливые слова?»

- Что если бы никто не знал таких слов?

- Можно ли поздороваться со взрослым человеком словом «привет»? Почему?

- Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах? Жевать жевательную резинку?

- Кто первым говорит слова – приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка?

- Надо ли здороваться со своими близкими?

2.Слово жюри.

Слово жюри…

Награждения медалями – «Знаток этикета» и «За активное участие»

3.Прощание.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что в путешествии вы не ленились!







ПРИЛОЖЕНИЯ:


В мире существует много непривычных для нас форм приветствий.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо, да еще высовывают язык. В Индии до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу.

Жители Кении в знак высокого уважения плюют на встречного, а представитель племени Масаи при встрече сначала сплевывает, затем плюет на собственную кисть и только после этого позволяет пожать себе руку. Жители Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс. Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому. Лапландцы трутся носами. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимают друг друга. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга. Житель Вены говорит при встрече «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов. Житель Варшавы при встрече с дамой машинально целует ей руку.


Наблюдая за поведением многих людей, Берн заметил, что способность здороваться проявляется в большей степени у тех людей, которые обладают «одной из величайших драгоценностей мира — настоящей естественной улыбкой. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки бывают чаще всего у людей с открытым добрым характером».


Улыбка — совершенно естественное проявление человеческих чувств. У разных народов мира улыбаются по-разному. Так, например, у японцев улыбка присутствует на лице независимо от темы разговора. Она прежде всего выражает согласие с собеседником и общую доброжелательность. Известно также, что у американцев доброжелательной считают только широкую «лучистую» улыбку.

В одном из произведений Сент-Экзюпери написано об улыбке следующее: «Самое важное чаще всего невесомо. Здесь как будто всего важней была улыбка, часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят, улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть. Эта особенная улыбка освобождала от гнетущей тоски наших дней, оделяла уверенностью, надеждой и покоем»


Таким образом, улыбка — одно из главных выражений доброжелательного отношения, человеческого участия и внимания. Это то, что каждый хочет увидеть на лице своего собеседника.




Игры и упражнения «Кто первым поздоровается?»


а) Катя встретила во дворе Мишу.

б) Сережа и Саша вышли на улицу и увидели друг друга

(кот вежливей)

в) Татьяна Марковна уже в детском саду. Первой заходит Лена.

г) Света с мамой встретили на улице мамину подругу (первыми приветствуют друг друга женщины, затем – Света).

Добрый день!

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.


Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы;

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

(Алексей Кондратьев)


Игра «Соедините правильно»

слова приветствия и тех, кому они предназначены так, чтобы соотношение было наиболее точным.


Привет!

Ответ на приветствие к тебе учителя.

Здравствуйте, Ольга Николаевна!

Приятелю, если он далеко.

Здравствуйте!

Близким родственникам, другу.

Встать с поклоном головы.

Приятелю.

Помахать рукой.

Если много людей.

Здравствуй!

Если в класс вошел взрослый человек.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!