Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Октябрьского района города Ставрополя
Методическая разработка
Урок-путешествие в страну Вежливых слов.
для воспитанников первого года обучения.
Подготовила педагог
дополнительного образования – Чубова И.Н.
г. Ставрополь, 2020 год
Урок-путешествие в страну Вежливых слов.
Цель занятия:
развивать представление о форме вежливого приветствия.
Задачи:
раскрыть значение вежливых слов, учить правильно употреблять эти слова в речи, расширять активный словарь обучающихся, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам.
Действующие лица: ведущий-педагог, обучающиеся.
Ход занятия:
I Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
II Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в страну Вежливых слов – приветствий.
Распределимся на 2 команды.
1 станция. Разминка.
Чтение стихотворения. Показ иллюстрации:
Доброе утро! Птицы пропели!
Прячется вся темнота по углам,
Добрые люди, вставайте с постели!
Солнце взошло и идет по делам. (А. Кондратьев)
2 станция. Игра «Произнеси по-разному»
Педагог предлагает сказать фразу «Доброе утро»
(радостно, сердито, весело, грустно, печально…)
- Почему звучит эта фраза по - разному? (зависит от настроения, от самочувствия и т.д.)
В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?
-Давайте и мы поздороваемся и поклонимся как в старину.
3 станция. Приветствия детей на разных языках.
• Альто рово
• Доброго ранку
• Бон жюр
• Гутен морген
• Ола
- Вы поняли, ребята, что я вам сказала?
Я вас приветствовала на разных языках: ненецком, украинском, французском, немецком и испанском языках.
4 станция. Речевая ситуация.
Нашу планету населяет огромное количество разных народов, и у всех есть свои особые обычаи, традиции и правила. Но у каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбное расположение. Хотя здороваются люди в разных странах часто по-разному.
Древние китайцы: «Ели ли вы сегодня?»
Японцы: кланяются.
Древние римляне: «Хорошо ли вы потеете?»
В Тунисе: поклониться, поднести правую руку ко лбу, к губам и к сердцу: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».
Тибетцы: снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и при этом высовывают язык.
У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.
Папуасы Новой Гвинеи: «Дай я оближу твое лицо», ответ: «Дай я обнюхаю тебя».
Но в нашей стране, если вы вздумаете так здороваться, вас поймут неправильно. Но все приветствия связывают друзей друг с другом, сближают.
Игра «Кто больше?»
Назовите все слова приветствия.
- Какие слова - приветствия говорят друг другу, когда встречаются?
Слово «здравствуйте» - означает пожелание здоровья (здравия). Это слово – приветствие.
(Здравствуй, здорово, здравствуйте, доброе утро, день, вечер, привет, приветик, приветствую Вас, салют)
Здравствуйте! Добрый день! – официальные формулы приветствия.
Привет! Здравствуй! – неофициальные формулы приветствия.
Привет! Приветик! – подойдут для дружеского общения между хорошо знакомыми людьми.
-Как мы можем их поприветствовать? (Кивнуть, помахать рукой, показать открытую ладонь, символический жест дружбы)
5 станция. Разыграть ситуации «Как приветствовать утром, днем и вечером»
1.Утро. Вы идете в детский сад, школу. По дороге встречаете кого-нибудь из своей группы, класса.
-Кто должен поздороваться первым? /тот, кто вежливее/
2.День. Встречаются мальчик и девочка.
-Кто должен поздороваться первым? /мальчик/
-Как могут поздороваться ровесники? /привет, добрый день/
3.Утро. Встречаются воспитательница и воспитанник (учитель и ученик)
-Кто должен поздороваться первым? /воспитанник, ученик/
-Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? /здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер/
4.Мама уехала в командировку. Сын остался с папой. Утром папа будит сына. Между ними происходит разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящие мужчины сдержаны, вежливы, немногословны.
5. Внучка приехала в гости к бабушке и дедушке вечером.
Педагог. В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг с друга поклоном и словами: здравствуй, доброго здоровья, здорово ли живете.
Давайте и мы поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети говорят приветственные слова с поклоном.
6 станция. Физкультминутка «Как живешь?»
На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
• Как живешь?
• А идешь?
• Как бежишь?
• А плывешь?
• Ждешь обед?
• Машешь в след?
• Утром спишь?
• А шалишь?
7 станция. Игра на имитацию заданных движений.
- Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка)
- Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая)
8 станция. Чтение и обсуждение стихотворений.
В. Солоухина. «Здравствуйте!» (подготовленный обучающийся):
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в лице?
Отчего же на капельку роднее стала жизнь?
Педагог: Вы видите, что от волшебных (вежливых) слов люди становятся радостнее, счастливее. Педагог побуждает ответить воспитанников на вопросы, поставленные в стихотворении.
Чтение стихотворения А. Яшина «Я люблю, когда при встрече» (подготовленный обучающийся):
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром», «Добрый вечер!»,
«Доброй ночи!» говорим.
- Какими мы становимся от вежливых слов? (добрыми, доверчивыми, доброжелательными).
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу – кузнецу, ткачу, врачу:
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Если что- то натворил,
Чувствую свою вину.
«Извините, жаль, простите.
Не хотел я», - говорю.
Если я прощаюсь с кем – то
Просто так не ухожу:
«Буду рад вас видеть снова,
До свиданья», - говорю.
- Какие добрые слова вы запомнили?
- О каких словах можно сказать, что они слова, противоположные?
(С добрым утром – добрый вечер)
Доброе утро – значит здравствуйте, а слово – до свидания – прощайте.
9 станция. Игра «Круг добра».
Назовите своему соседу вежливое (волшебное) слово.
Подведение итогов
III Итог занятия.
1.Беседа: «Зачем нужны вежливые слова?»
- Что если бы никто не знал таких слов?
- Можно ли поздороваться со взрослым человеком словом «привет»? Почему?
- Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах? Жевать жевательную резинку?
- Кто первым говорит слова – приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка?
- Надо ли здороваться со своими близкими?
2.Слово жюри.
Слово жюри…
Награждения медалями – «Знаток этикета» и «За активное участие»
3.Прощание.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что в путешествии вы не ленились!
ПРИЛОЖЕНИЯ:
В мире существует много непривычных для нас форм приветствий.
Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо, да еще высовывают язык. В Индии до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу.
Жители Кении в знак высокого уважения плюют на встречного, а представитель племени Масаи при встрече сначала сплевывает, затем плюет на собственную кисть и только после этого позволяет пожать себе руку. Жители Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс. Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому. Лапландцы трутся носами. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимают друг друга. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга. Житель Вены говорит при встрече «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов. Житель Варшавы при встрече с дамой машинально целует ей руку.
Наблюдая за поведением многих людей, Берн заметил, что способность здороваться проявляется в большей степени у тех людей, которые обладают «одной из величайших драгоценностей мира — настоящей естественной улыбкой. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки бывают чаще всего у людей с открытым добрым характером».
Улыбка — совершенно естественное проявление человеческих чувств. У разных народов мира улыбаются по-разному. Так, например, у японцев улыбка присутствует на лице независимо от темы разговора. Она прежде всего выражает согласие с собеседником и общую доброжелательность. Известно также, что у американцев доброжелательной считают только широкую «лучистую» улыбку.
В одном из произведений Сент-Экзюпери написано об улыбке следующее: «Самое важное чаще всего невесомо. Здесь как будто всего важней была улыбка, часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят, улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть. Эта особенная улыбка освобождала от гнетущей тоски наших дней, оделяла уверенностью, надеждой и покоем»
Таким образом, улыбка — одно из главных выражений доброжелательного отношения, человеческого участия и внимания. Это то, что каждый хочет увидеть на лице своего собеседника.
Игры и упражнения «Кто первым поздоровается?»
а) Катя встретила во дворе Мишу.
б) Сережа и Саша вышли на улицу и увидели друг друга
(кот вежливей)
в) Татьяна Марковна уже в детском саду. Первой заходит Лена.
г) Света с мамой встретили на улице мамину подругу (первыми приветствуют друг друга женщины, затем – Света).
Добрый день!
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы;
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
(Алексей Кондратьев)
Игра «Соедините правильно»
слова приветствия и тех, кому они предназначены так, чтобы соотношение было наиболее точным.
Привет! | Ответ на приветствие к тебе учителя. |
Здравствуйте, Ольга Николаевна! | Приятелю, если он далеко. |
Здравствуйте! | Близким родственникам, другу. |
Встать с поклоном головы. | Приятелю. |
Помахать рукой. | Если много людей. |
Здравствуй! | Если в класс вошел взрослый человек. |