СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - путешествие "Живи как Невский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час проведен в форме урока - пеутешествия в историческое прошлое нашей страны. Посвящен 800 летию со дня рождения князя Александра Невского.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие "Живи как Невский"»

МОУ «Шатковская СШ»











Урок - путешествие

Тема: «Живи как Александр Невский»













Подготовила:

учитель 1 категории

Журкина Е. И.









Шатки 2021г

«Живи как Невский»

Цель: – на примере жизни, деятельности и подвигов выдающегося полководца Александра Невского способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности и национального самосознания, а также воспитанию в подрастающем поколении уважения к родной стране, историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с личностью Александра Невского;

Развивающие:

- развивать у детей кругозор, умение слушать предложенный материал, осмыслить его и выделять главную мысль;

Воспитательные:

- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;

-воспитывать чувство уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов, чувства патриотизма;

- воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения урока Мира.

Тип мероприятия: тематический урок мира

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Оборудование : 2 конверта с заданиями, листы бумаги, презентация, фрагмент х/ф «Александр Невский», 4-я часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские!», проектор, экран, компьютер.

Форма организации: групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

Личностные:

Осознание себя патриотом своей страны.

Воспитание в себе чувства патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение реализовывать план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.

Познавательные:

Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение работать в группе и в коллективе.

Предметные:

Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня на первом нашем уроке в новом учебном году мы отправимся в необычное заочное путешествие.

2. Мотивация к учебной деятельности обучающихся. Почему необычное? Мы отправимся в далекое прошлое. Тогда не было машин, компьютеров и всего того что есть у нас теперь. Отправимся мы на машине времени. (слайд)

Сядем поудобнее!

3. Работа над темой «Жизнь Великого князя Александра Невского».

Первая наша остановка Старинный русский город Переяславль – Залесский

1221 год, 800 лет назад. 13 мая 1221 года у благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии Переяславль-Залесских родился сын, Александр Ярославович. Когда ему исполнилось четыре года, его посвятили в воины - препоясали мечом и посадили на коня, а в руки дали лук со стрелами. Александр рано научился владеть оружием и крепко сидеть в седле, с детских лет начал участвовать в военных походах. С этого времени княжич обучался воинским наукам, а также письму, чтению, счету и постигал Священное Писание.

Так, постигая науки прожил Александр 8 лет.

А мы садимся на машину времени и оказываемся в 1230 году в славном городе Новгороде. Отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В1236 году 16-летний Александр остается самостоятельно править Новгородом. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города. Будучи благочестивым, князь Александр пытался кротким словом умирить бурление страстей. Он славился своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся. Князь был очень красив – телом и духом. Загрубевшие новгородцы говорили: «Князь наш – святой». Но однажды новгородское правление прогнало от себя святого благоверного князя Александра, правда вскоре, устрашившись нашествия врагов, упросила вернуться. Князь вернулся, не вспоминая былых обид.

В 1239 году святой князь женился на полоцкой княжне. Их брак благословили при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которая всю жизнь была с князем. Сейчас эта икона находится в Костроме.

А мы снова садимся в машину времени. Сложные для нашей страны времена.

1240 год. В 1240 году Новгороду объявили войну шведы.  Летом шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

Александру не было тогда еще 20 лет. Перед выступлением на шведов, он  долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину, словами, наполненными верой: « Братья мои! Не убоимся мы вражьей рати, ведь с нами Господь! Не в силе Бог, а в правде. А правда – наша!» Эти слова вдохновили воинов.

Воспользовавшись туманом, утром 15 июля 1240 года, войска  князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их. Эта битва произошла на реке Нева. Русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.


Занимаем места в нашей машине времени. Год 1242. На Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году зимой началась война с немецкими рыцарями, которые гордо заявляли, что «подчинят себе весь славянский народ». Они хотели уничтожить православие на Руси и обратить русский народ в католическую веру.

Молодой князь Александр Невский (ему в то  время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А немецкое войско было для русских как на ладони, потому что двигалось по открытому льду. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.

На схеме мы видим, что немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такое построение не раз помогало рыцарям прорывать строй противника и разбивать его по частям. Но Александр Невский обманул врага. Он сосредоточил основные силы не в центре, куда была обращена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.

Битва получила название «Ледовое побоище». Победа в Ледовом побоище прославила Александра Невского как великого полководца Руси. Летом приехали послы из ордена в Новгород и просили у Александра вечного мира. Мир был заключён. Говорят, что тогда-то Александр произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

.Александр Невский со своими воинами победил врагов, которые нападали с запада. Но на востоке затаился ещё более сильный враг. Полумиллионное войско монголов, и если не подчинится князь требованию властелина Золотой Орды, то погубит свой народ.

По благословению митрополита Кирилла благоверный Александр направился в Орду, зная, что до него в Орде уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился также принять смерть в Орде, ибо верный Христу не мог поклоняться идолам. Отказ же от поездки грозил новым нашествием Орды на Русскую землю.

Прибыв в ханскую ставку, благоверный князь со спокойной твёрдостью отказался «проходить через огонь». Но вместо казни, его отвели к хану, пожелавшему взглянуть на знаменитого русича.

Войдя к хану, святой князь Александр, преклонил колена перед Батыем со словами: «Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюся, Которому служу».

Прекрасный, кроткий облик русского князя, его мудрые речи смягчили сердце владыки Золотой Орды.

«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему» – заявил он своим вельможам. Батый принял русича как дорого гостя и обещал мир его народу

Продолжалась война с католическим Западом. Не добившись своих целей обманом, западные христиане снова взялись за оружие.
После смерти Батыя благоверному князю снова пришлось налаживать отношения с новым ханом – сыном Батыя Сартаком. Конфликт, который дерзко спровоцировал легкомысленный брат князя Александра, святому князю удалось не только остановить новое кровопролитие, но и изменить отношения между Ордой и Русью. Сердечная дружба правителей стала приобретать черты союза. С той поры в ханских ярлыках, которые выдавались русским митрополитам, монголам запрещалось хулить православную веру и чинить обиды духовенству под страхом смертной казни.

Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Он стал единовластным великим князем всей Руси. Не прельщаясь ни властью, ни богатством, благочестивый князь управлял страной мудро и справедливо, одинаково заботясь обо всех подданных.

Князю ещё дважды пришлось побывать в Орде, предотвращая новые набеги. Несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества. Более того, при хане Берке в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Христову; подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингисхана преподобный царевич Петр Ордынский.

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник - монголо-татары. Называли их Золотой Ордой. Правил Ордой — хан. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом великая мудрость князя.


Четыре раза Александр Невский ездил в Орду, что­бы уберечь родину от разрушительных набегов татар и догово­риться о сокращении дани ненасытным ханам.

Однажды, возвращаясь из последней поездки, святой князь заболел. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение русскому народу и Русской Церкви. Не доехав до Владимира, в Городце, князь-подвижник завершил многотрудный земной путь и 14 ноября 1263 года предал свой дух Господу. Митрополит Кирилл, его духовный отец и сподвижник сказал народу: «Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской!»

Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”.

Итог урока.

Занимаем места в Машине времени и возвращаемся в наш класс.

- Кто такой, Александр Невский?

- Как вы думаете, почему мы посвятили изучению биографии Александра Невского наш урок?

Он справедливо считается образцом мужества и героизма, образованным и талантливым полководцем, любящим свой народ и свое Отечество. У князя было 5 детей. Умер князь в довольно молодом возрасте — в 42 года.

В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского.

- Каким же был этот человек и чем славно его имя в российской истории?

За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1549 году был причислен к лику святых, а так же в его честь была основана Александро-Невская лавра в 1710 году.

Петр I в 1724году основал в Петербурге монастырь в честь благоверного князя (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда его останки. Он же постановил 30 августа в день заключения победоносного мира со Швецией отмечать память Александра Невского. 

В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи.


Во время Великой Отечественной войны в 1942 году в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден орден Александра Невского. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. До конца войны  этим  орденом  было награждено 40 217 офицеров Советской армии.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года учреждён орден Александра Невского.

Александру Невскому воздвигнуты памятники, в его честь называют корабли, мосты, улицы, сняты фильмы, написаны картины и музыкальные произведения.

К 1000-летию в 1995 г. была выпущена юбилейная золотая 100-рублевая монета с изображением Ордена Св. Александра Невского.

 Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».

Отечество – понятие священное, потому что даровано оно, по мнению  верующих людей, каждому народу Отцом небесным, от которого и называется Отечество. Поэтому его защита, защита дара божьего – святой долг каждого гражданина.

        Эту честь несут теперь другие воины Российской армии. Её подхватят  мальчики нашего класса и станут достойными продолжателями славного прошлого нашей Родины.

В 2008 году прошёл Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом «Общественное мнение». На конкурсе были представлены многие известные люди нашей страны: политические деятели, писатели, военные.

Победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный Александр Невский – древнерусский князь и полководец. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Вы помните, о чём мы сегодня говорим?  ( Что значит быть защитником Отечества).

Подумайте над вопросом: Каким я представляю себе защитника Отечества?

Ответьте, пожалуйста,  на вопрос: «А что я могу сделать уже сейчас, чтобы стать настоящим защитником Отечества?»

Учитель: ребята, какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас?

Ответ 1: С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.

Ответ 2: В 20 лет выиграл Невскую битву.

Ответ 3: Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»

Ответ 4: Князь стал монахом.

Ответ 5: Князь был необыкновенно мудрым и скромным.

Учитель: Какова роль великого князя Александра Невского в истории России?

Ответ: Если бы ни его мудрое управление государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.

Учитель: Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор, определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь Александр Невский?

Ответ: Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашего народа и служит примером для подражания.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

Ответ: Вся жизнь Александра Невского является ярким подтверждением его верности православной вере, любви к своей Родине и народу.

Итог работы. Составление синквейна.

1-я строка. А. Невский 2-я строка. Мужественный, православный. 3-я строка. Сражается, побеждает, верует. 4-я строка. Защитник земли русской. 5-я строка. Победитель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!