Рыбинская Анна Викторовна,
Урок математики в 3-м классе
Тема :«Закрепление изученного. Решение задач».
Тип урока: путешествие в зоопарк
Цели:
1)Закрепить знания таблицы умножения и деления, порядок
выполнения действий в выражениях, умение составлять
краткую запись и решать задачи изученных видов.
2) Совершенствовать навыки решения примеров на сложение и
вычитание в пределах 100;
3)Развивать математическую речь учащихся, мышление,
интерес к предмету, расширять кругозор;
4)Воспитывать культуру поведения в общественных местах,
любовь к животным.
Оборудование:
предметные картинки, иллюстрации животных.
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенное путешествие. А вот в какое, вы узнаете после того, как разгадаете ребус. Назовите всех зверей по порядку. Потом возьмите от каждого названия первую букву и поставьте в ряд. Получится приглашение. Куда? А вот узнайте!
Ребус на плакате.
1 Индюк | дикобраз 2 | 3 ёж | медведь 4 |
5 волк | заяц 6 | 7 обезьяна | олень 8 |
9 павлин | аист 10 | 11 рысь | кенгуру 12 |
Ответ: Идём в зоопарк.
Сообщение темы и целей урока
- Кто из вас был в зоопарке?
- Каких зверей видели?
- Кто назовёт правила поведения в зоопарке?
- Представьте себе, что в воскресный день мы отправились в зоопарк. Наш путь зашифрован от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Своё путешествие начнём от билетной кассы. Во время путешествия вас ждёт много различных заданий и приключений, а также вы пополните свои знания о жизни животных. Счастливого пути!
Учитель вывешивает на доску плакат с иллюстрациями животных в клетках, с примерами и ответами-номерами клеток.
Устный счёт
- Итак, в путь! Решив пример у кассы, вы сможете двигаться дальше (ученики решают пример: 5 ∙ 8 + 12). В клетке № 52 находится слон.
Ученик рассказывает подготовленное дома сообщение.
- Слон – самое большое сухопутное животное на земле. У него длинный хвост и большие уши. Слоны живут в джунглях, питаются ветками и листьями. Они «разговаривают» хоботом – трубят.
Повторение таблицы умножения и деления.
- Слон не пустит нас дальше, если вы не выполните следующие задание: на карточках заполните пустые «окошечки».
6 ∙ □ =24 4 ∙ □ =32 10 : □ =2
5 ∙ □ =50 3 ∙ □ =27 36 : □ =4
□ ∙ 8 = 40 25 : □ =5 16 : □ = 4
- Дорога открыта! Давайте узнаем, кто следующий у нас на пути (ученики решают пример: 9 ∙ 3 + 9) Кто же это в клетке № 36? (Носорог)
Рассказ ученика.
- Носорог по размерам занимает второе место после слона. Его вес - 2 тонны. Передний рог может достигать длины 150см. Питается носорог преимущественно травянистой растительностью.
Геометрический материал (плакат).
- Носорог хочет узнать, сколько четырёхугольников на чертеже?
Работа с таблицей.
- Идём дальше! (ученики решают пример: 83 – 2 ∙ 10). Кто живёт в клетке № 63? (гепард). Хотите узнать какое животное самое быстрое? Ответ зашифрован в таблице.
Плакат с таблицей.
38 | 17 | 26 |
27 | 19 | 13 |
14 | 28 | 36 |
Лось – 58
Гепард – 79
Заяц – 73
- Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из второй – наименьшее число; из третьей – не наибольшее и не наименьшее. Сумма трёх выбранных чисел поможет вам проверить ответ (38 + 13 + 28 =79, числу 79 соответствует гепард).
Рассказ ученика.
- По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с длинными ногами и кошачьей мордой. Окраска жёлто – серая с бурыми и чёрными пятнами. Гепард встречается на юге Туркмении, в Африке и в Южной Азии. Гепард быстро привыкает к человеку и становится ручным. Приручать его стали давно, охота с гепардом широко распространена в Индии. У гепарда сильные и быстрые ноги, охотится он исключительно на антилоп.
Решение весёлой задачки.
- К клетке под каким номером мы отправимся теперь?
(ученики решают пример: 50 ∙2 – 16).Клетка № 84.
В зоопарке я бывал, обезьянок там считал:
12 играют в песке, 13 уселись на доске,
А 4 спинки греют. Сколько всех их?... (29)
Решение «цепочки» примеров.
- Решив цепочку примеров, вы узнаете, какая обезьяна самая крупная.
Плакат с примерами.
Орангутанг – 26
Горилла – 28
Игрунка - 34
45 →(-15) →(-21) →(+27) →(-8) →( ?)
- Ответу 28 соответствует горилла.
Рассказ ученика.
- Гориллы обитают в Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. С наступлением ночи родители строят на дереве жилище из сучьев. Длина тела гориллы около 2 метра, ширина плеч – 80 см. Но это исключительно миролюбивые животные: они ни на кого не нападают, между собой ссорятся очень редко и во всём подчиняются и подражают вожаку.
- Путь свободен! С кем ты теперь должен встретиться? (ученики решают пример: 97-5 ∙ 5.) Кто живёт в клетке № 72? (медведь)
Рассказ ученика.
- Медведь – опасный хищник: он пожирает всё, начиная от маленьких мышей и кончая лосями. А при случаи и домашними животными: козами, коровами, лошадьми. И всё-таки он предпочитает растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь большой лакомка, в малиннике может сидеть хоть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветки. А мёд любит так, что даже название своё получил от этого слова – «мед-ведь», то есть он ведает (знает), где мёд.
Решение задач.
- Решите задачи – «лакомки».
1. На кустике земляники висят 5 ягод. Сколько ягод висит на 7 кустиках?
2. У Мишки были орехи. Когда он съел 35 орехов. У него осталось 23. Сколько орехов было у Мишки? (58)
3. С одного улья собрали 40 кг мёда, а с другого – на 12 кг больше. Сколько кг мёда собрали со второго улья?
4. Физкультминутка.
- Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
К кому же пойдём дальше? (ученики решают пример: 3 ∙ 3 +9). В клетке № 18 живёт крокодил.
Рассказ ученика.
- Крокодил живёт в тёплых странах. У них тяжёлый, как бревно хвост. Хвостом крокодил сбивает с ног свою добычу и тащит её под воду. Маленькие крокодильчики появляются на свет из яиц.
5. Работа в тетради
Крокодил придумал ряд задач, решение которых вы должны записать в тетради.
Ребята посадили возле школы 7 кустов шиповника, а кустов сирени в 3 раза больше. Сколько всего кустов посадили ребята? (решение задачи с краткой записью)
На поляне росли 6 лип и 3 берёзы. Во сколько раз лип больше, чем берёз?
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно решить эту задачу?
- Каким действием будем решать задачу?
- Решите последний пример и скажите, у клетки какого зверя мы очутились? (ученики решают пример: 6 ∙ 4+21). В клетке № 45 живёт жираф.
Рассказ ученика.
- У жирафа длинные ноги и очень длинная шея. Он легко достаёт листья и ветки с высоких деревьев. Жирафы живут в Африке.
- Давайте научим жирафа решать примеры быстро и правильно.
(решение примеров из учебника стр41 № 5)
6. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в зоопарк. Пора возвращаться домой.
- Что интересного увидели в зоопарке?
- Что нового узнали о животных?
- Какой вид работы вам больше всего понравился?
- Какое задание было самое лёгкое?
- А самое сложное