СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в прошлое

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие

 в прошлое

Обобщающий урок по разделу:

«Самое великое чудо на свете»

Просмотр содержимого документа
«Тема»

Литературное чтение. 3 класс. Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете» Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений


Тема: Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

Цели: обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете»; дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове; закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка ( можно использовать материал «Речевая разминка на уроке литературного чтения. Часть 1» http://easyen.ru/load/chtenie/3_klass/rechevaja_razminka_na_uroke_literaturnogo_chtenija_chast_1/390-1-0-31949 )

III. Постановка цели урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, — самого великого чуда на свете.

Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

IV. Первое путешествие в Древнюю Русь

1. Беседа ( слайд 2)

— Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней —

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

— Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их писали от руки.)

— Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

— В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.)

2. Путешествие в XII век (слайд 3)

При работе с машиной времени нажать «пуск», сразу «отсчёт пошёл». Для дальнейшей работы переход по появившейся стрелочке с надписью века.

— Путешествие в XII век начинается...

(Дети считают: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!)

(слайд 4)

— Приземлились. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одноклассники.

Текст сообщений можно взять из методического пособия С.В.Кутявиной стр.23

3. Знакомство с первым русским летописным сводом

— Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о первом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.)

— Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепочке так, чтобы всем все было понятно.

(Подготовка учеников к чтению вслух.)

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно больше информации.

(Дети читают по карточкам.)

Текст карточек можно взять из методического пособия С.В.Кутявиной стр.23

4. Ознакомление с отрывком из летописи (слайд 5)

Славяне пришли и сели по Днепру

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

V. Физкультминутка

По усмотрению учителя

VI. Путешествие продолжается

1. Работа над прочитанным текстом

— Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».)

— Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа и т. п.)

— В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, связывается с именем монаха Нестора.)

— Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

— Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет»? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)

2. Чтение и обсуждение отрывка из летописи

— А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне пришли и сели по Днепру».

(Читают ученики, которые получили эти карточки.)

3. Беседа после чтения

— Где селились славяне?

— Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру?

— Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?

— Как называлась грамота? (Славянская.)

4. Кроссворд (слайд 6)

— Разгадайте кроссворд.

По вертикали:

1. Фамилия первопечатника. (Федоров.)

2. Самое великое чудо на свете. (Книга.)

3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.)

4. Первый летописный свод назывался «Повесть временных...». (Лет.)

По горизонтали:

5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.)

6. В «Повести временных лет» рассказано о ... Руси и русского народа. (Происхождении.)

VII. Второе путешествие в Древнюю Русь. (слайд 7)

При работе с машиной времени нажать «пуск», сразу «отсчёт пошёл». Для дальнейшей работы переход по появившейся стрелочке с надписью века.

(слайд 8)

Рассказ об Иване Федорове

(Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.)

Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580—1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.

VIII. Возвращение домой (слайд 9)

При работе с машиной времени нажать «пуск», сразу «возвращаемся домой». Для дальнейшей работы переход по появившейся стрелочке с надписью века.

1. Обсуждение итогов урока

— Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете — книга.)

— С помощью пословиц докажите, что это так.

(Дети читают пословицы и поговорки на слайде (слайд 10) )

• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

• Испокон века книга растит человека.

• Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

• Хорошая книга ярче звездочки светит.

• Книга поможет в труде, выручит в беде.

— Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.

2. Правила пользования книгой

— Ребята, а где хранятся книги? Где мы их можем взять? (Мы можем найти нужную книгу в библиотеке.)

— Какие правила пользования книгой вы помните? (Ответы

детей.)

(слайд 11)

3. Заключительное слово учителя (слайд 12)

Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения. В одиночестве, в покое Дремлют книжные герои На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, и книги в руки,

Пусть герои оживут!

IX. Подведение итогов урока (слайд 13)

— Когда на Руси появились первые книги?

— Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

— Что вы узнали об Иване Федорове?
























Просмотр содержимого презентации
«Урок-путешествие в прошлое»

3класс Школа России Литературное чтение Урок-путешествие  в прошлое Обобщающий урок по разделу: «Самое великое чудо на свете» Составитель: С.В.Печенкина, МКОУ «СОШ №44», г. Миасс, Челябинской области, 2015г.

3класс

Школа России

Литературное чтение

Урок-путешествие

в прошлое

Обобщающий урок по разделу:

«Самое великое чудо на свете»

Составитель: С.В.Печенкина,

МКОУ «СОШ №44»,

г. Миасс, Челябинской области,

2015г.

Ты беседуй чаще с ней – Будешь вчетверо умней. (книга)

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней.

(книга)

Путешествие на машине времени  начинается… 5 0 1 2 3 4 Отсчёт пошёл нажать Пуск  XII

Путешествие

на машине времени

начинается…

5

0

1

2

3

4

Отсчёт

пошёл

нажать

Пуск

XII

Киево-Печерский монастырь Нестор в своей келье работает над летописью

Киево-Печерский монастырь

Нестор в своей келье

работает над летописью

Славяне пришли и сели по Днепру Отрывок из летописи

Славяне пришли и сели по Днепру

Отрывок из летописи

Реши кроссворд. Кликом мыши выбери номер задания – на экране появится вопрос. Ответь на него. Проверить правильность ответа кликом  по вопросу кроссворда. 1 Ф 2 ё 3 4 к М л Н о е с т р д н 5 е ж д х и п р о и с о н е о и и о 6 т г с р а к о в в а Имя летописца «Повести временных лет». В «Повести временных лет рассказано о … Руси и русского народа. Первый летописный свод назывался «Повесть временных …». Фамилия первопечатника. Самое великое чудо на свете. Город, в котором установлен памятник Ивану Фёдорову.

Реши кроссворд. Кликом мыши выбери номер задания – на экране

появится вопрос. Ответь на него. Проверить правильность ответа кликом

по вопросу кроссворда.

1

Ф

2

ё

3

4

к

М

л

Н

о

е

с

т

р

д

н

5

е

ж

д

х

и

п

р

о

и

с

о

н

е

о

и

и

о

6

т

г

с

р

а

к

о

в

в

а

Имя летописца «Повести временных лет».

В «Повести временных лет рассказано о … Руси и русского народа.

Первый летописный свод назывался «Повесть временных …».

Фамилия первопечатника.

Самое великое чудо на свете.

Город, в котором установлен памятник

Ивану Фёдорову.

Путешествие на машине времени  продолжается… 5 0 1 2 3 4 Отсчёт пошёл нажать Пуск  XVI

Путешествие

на машине времени

продолжается…

5

0

1

2

3

4

Отсчёт

пошёл

нажать

Пуск

XVI

Памятник Ивану Фёдорову  в Москве

Памятник

Ивану Фёдорову

в Москве

Путешествие на машине времени  заканчивается… 5 0 1 2 3 4 Возвращаемся домой нажать Пуск  XXI

Путешествие

на машине времени

заканчивается…

5

0

1

2

3

4

Возвращаемся

домой

нажать

Пуск

XXI

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
  • Хорошая книга ярче звёздочки светит.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
Правила пользования книгой

Правила пользования книгой

  • Берите книгу чистыми руками.
  • Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
  • Не кладите в книгу карандаши, дневники или другие предметы. От этого рвется переплет.
  • Не читайте книгу во время еды.
  • Чтобы книга и учебник дольше служили вам, оберните их.
В одиночестве, в покое  Дремлют книжные герои  На страницах книг своих.  Пробудите к жизни их!  Что им маяться от скуки?  Все герои любят труд!  Вам, друзья, все книги в руки,  Пусть герои оживут!

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, все книги в руки,

Пусть герои оживут!

Подведение итогов путешествия Когда на Руси появились первые книги? Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием? Что вы узнали об Иване Фёдорове?

Подведение итогов

путешествия

  • Когда на Руси появились первые книги?
  • Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?
  • Что вы узнали об Иване Фёдорове?

Интернет-источники: http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/671/79671510_3857612_Bezimyannii.JPG машина времени http:// 900igr.net/datai/istorija/Lenta-vremeni/0007-016-Lenta-vremeni.png лента времени http:// freetone.org/ringtony/zvukovye_effekty/2048-kosmicheskij_ehffekt рингтон космический http:// drevo-info.ru/images/002/004416.jpg Киево-Печерский монастырь http:// pokrova.ks.ua/pokrova/2013/11/Nestor_Letopisets.jpg Нестор в своей келье http:// russian7.ru/wp-content/uploads/2015/02/Living_of_East_Slavs_by_Ivanov.jpg древние славяне http:// images.aif.ru/003/264/fc2258531b6438a1402ee4dd8d846449.jpg памятник И. Фёдорову в Москве http:// img-fotki.yandex.ru/get/9109/230070907.12/0_b754c_716c4a34_orig бумага http:// www.ostu.ru/libraries/Blog/wp-content/uploads/2011/10/illustration_for_tale_6.jpg книги и дети

Интернет-источники:

http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/671/79671510_3857612_Bezimyannii.JPG машина времени

http:// 900igr.net/datai/istorija/Lenta-vremeni/0007-016-Lenta-vremeni.png лента времени

http:// freetone.org/ringtony/zvukovye_effekty/2048-kosmicheskij_ehffekt рингтон космический

http:// drevo-info.ru/images/002/004416.jpg Киево-Печерский монастырь

http:// pokrova.ks.ua/pokrova/2013/11/Nestor_Letopisets.jpg Нестор в своей келье

http:// russian7.ru/wp-content/uploads/2015/02/Living_of_East_Slavs_by_Ivanov.jpg древние славяне

http:// images.aif.ru/003/264/fc2258531b6438a1402ee4dd8d846449.jpg памятник И. Фёдорову в Москве

http:// img-fotki.yandex.ru/get/9109/230070907.12/0_b754c_716c4a34_orig бумага

http:// www.ostu.ru/libraries/Blog/wp-content/uploads/2011/10/illustration_for_tale_6.jpg книги и дети