Тема: «Как живой с живыми говоря»
(Урок-рандеву, посвящённый лирике С. Есенина).
Цели: дать представление о жизни и творчестве С. А. Есенина;
определить основные темы его творчества;
помочь учащимся увидеть специфику поэзии Есенина;
показать своеобразие лирики поэта, её связь с устным народным творчеством;
развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями;
умение выразительно читать стихи наизусть;
воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портреты С. Есенина, презентация урока, картины природы,
сборник стихов, учебник-хрестоматия.
Ход урока
1.Орг. момент (цели и задачи на слайде).
2.Слово учителя.
Свидание-это всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Как она вам покажется, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с лирикой. А может, жизнь увидите и отношение к ней? Разговор с поэтом я начну первой.
-Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь люди разных поколений-
Все, кто шёл приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать.
Ты не раз признавался в своих стихах в любви к Родине:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю.
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Ты, наверное, и не думал, что твои стихи будут петь.
(звучит песня в исполнении Н. Кадышевой «Отговорила роща золотая).
(показ слайдов с изображением осени)
-Когда Пушкин писал: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой»,-тебя ещё не было. Но знай, это он не только себя имел в виду. Это про всех великих, кто придёт за ним, в том числе и про тебя. Слух о тебе, действительно, достиг околицы моего села. Поэзия взяла в плен моё сердце нежностью и грустью, болью и восторгом. Даже в имени «Сергей Есенин» слышится что-то радостное по - весеннему. Я записывала твои стихи, заучивала, напевала. Тогда мне было 16лет. И если бы спросили меня сейчас, кто из поэтов нравится, я бы, не задумываясь, ответила - Пушкин, Есенин.
(слайд «Две даты»)
-Две даты: 3 октября 1895г-28 декабря 1925год. Первая-дата рождения, вторая - смерти Есенина. З0 прожитых на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30-писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что Сергей Александрович дал - это очень много за такую короткую жизнь. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах, поэмы.
Перелистаем вместе страницы жизни и деятельности творца слова.
(учащийся рассказывает биографию С. Есенина)
(показ слайдов)
-Уч-ль:В 1925 году в автобиографии Сергей Есенин вспоминал: «Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах». Это нашло отражение в его поэтическом творчестве.
(уч-ся читает стих-е «Всё живое особой метой…»
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
-Уч-ль: Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Стихи начал писать с 9 лет, читать книги-с 5 лет. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. Как это было…
(Чтение учащимися)
_Учащийся. Раннее детство…Тогда впервые узнал маленький Серёжа, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как всё вокруг серебрит своим блеском луна. Толчки писать стихи давала бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Не меньшую роль в пробуждении творческих способностей сыграла его мать. Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мама была лучшей песенницей на селе, играла на гармони. Подрастая, мы узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов»
. «Всю жизнь,-говорит поэт,- болен воспоминанием детства.
И в радости, и в печали - всегда моё сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам. Тогда впервые заглянул я в синие глаза России, впервые услышал её задушевные песни. Основное в моём творчестве - чувство Родины.»
- Уч-ль: Сергей Есенин-патриот. В нём видится Россия. Это и широкое поле, и русская берёза. Каждая его строчка наполнена глубокой любовью к Родине. И в этом вы сейчас убедитесь.
(Учитель читает строки из стихотворений с показом слайдов о природе)
- Уч-ль: Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, певцом «берёзового ситца».Одни из лучших его стихов:
Есенин пришёл в литературу как глубоко лирический поэт.
Просмотр видеофильма «Есенин о себе»
Работа с учебником
(Чтение и анализ стихов в хрестоматии).
-Уч-ль: Продолжаем знакомство с лирикой поэта. Найдите в учебнике стихотворения:
1. «Спит ковыль. Равнина дорогая(работа по листкам. Анализ.)
2. «Не жалею, не зову, не плачу»(исполнение песни)
3. «Я покинул родимый дом».
4. «Низкий дом с голубыми ставнями»и др.
-Вопросы и задания в учебнике на стр. 371-372.
(Особенности есенинской лирики)-запись в тетрадь темы урока, эпиграфа: Есть национальные святыни.
К ним любовь щемящая не стынет.
Скажешь -Пушкин…
Выдохнешь -Есенин…
Н. И.Горбенко
-Поэты, критики не раз говорили о живой прелести есенинской лирики, её своеобразии и обаянии.
Основные черты:
а) В стихах Есенина преобладают цвета: голубой, синий, малиновый, золотой. С Родиной связана лучшая метафора поэта «Страна берёзового ситца и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки-берёзки. Ей посвящены лучшие стихи.
б)Человек у Есенина является неотъемлемой частью природы.
в)Любимое средство художественного изображения - олицетворение.
г)Основа поэтики - народность. Сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Основное в его творчестве - чувство Родины.
-Уч-ль: Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечевал её:
«Спит черёмуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»…Выражение чувств через явление природы-одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
(Определить тропы в строках лирики С. Есенина)
-Уч-ль Нет поэта без Родины. Для неё берёг он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. М. Горький говорил: «Милосердие ко всему живому»-особенность лирики Есенина.
А как о творчестве поэта высказывались другие критики.
(Критики, литературоведы, поэты о творчестве Есенина)-
(читают учащиеся )
О жизни и деятельности Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирический роман о себе и своём времени предельно искренен и правдив.
Итог урока.
Наше свидание с Сергеем Есениным подходит к концу, но разговор о его творчестве продолжим на следующем уроке. Будем подробно говорить о теме его лирики:
1.Дом, семья.
2.Родина, Россия.
3.Русская природа.
4.Стихотворения о животных.
5. Любовь к матери.
6.Любовная лирика.
7.Тема русской деревни.
8.Тема революции.
Его поэзия будет жить вечно.
Широки под Рязанью просторы родные,
И Есенин выходит на старый причал.
Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серёга?»
-Надолго ли?-он говорит «Навсегда».