СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ основных проблем, которые ставит писатель в повести.Краткий обзор творчества Б.Васильева. Урок нацелен на формирование навыков анализа текста произведения, воспитание патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."»

Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Цели.


  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы,

которые ставит писатель в повести.

  1. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое

отношение к ним.

  1. Развивать навыки анализа текста.

  2. Воспитывать высокие патриотические качества.


Ход урока

«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами.»

Б. Васильев

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и

санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.

Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового

времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках,

которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести,

чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой

жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о

пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им

близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками

тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.


2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.


Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им

написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные

фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.

Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной

Армии.

После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию

бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году,

работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

В 1954 году он ушел из армии и занялся профессиональной литературной

деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также

публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15

фильмов.

Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой

Отечественной войны.

б) сообщения учащихся о повести. За повесть «А зори здесь тихие…» Борис

Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А

зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.


3) -Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд.

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона.

Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война

обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков.

Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на

курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли

не открыто посмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он

чувствует постоянную неловкость с такими бойцами.

Однако стоит дойти до настоящего дела, Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.


Рита Осянина, тайком навещая в городе трёхлетнего сына, сообщает Васкову о двух диверсантов около разъезда.

- Какое решение принимает Васков, услышав это?

(Комендант принимает решение отправиться с пятью зенитчицами на

перехват.

Итак, пять девушек идут с Васковым: Маргарита Осянина, Евгения

Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.


- Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной

жизни девушек на 171 разъезде?

- Что привело девушек на фронт? Что мы узнаем о их прошлом?

а) Рита Осянина

Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых

главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем -

пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом …

война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре

узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе

укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу. Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть

врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося

корректировщика.

б) Женя Комелькова

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных

представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову,

стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её

близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не

то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник

Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная».

Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе,

непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и

вызывают восхищение.

в) Лиза Бричкина

Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно

больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник,

разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина

Васков.

г) Соня Сурвич

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и

дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает

немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели

всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на

фронт.

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость,

любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает: ''Очень велик был на

фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего -

первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них

сражалась и моя Соня Гурвич».

д) Галя Четвертак

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница,

наделенная от природы яркой образной фантазией. После детского дома Галя

попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские

стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она

физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст

разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой,

чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит

писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую

отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».


- Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали и Жени автор

дает перед описанием гибели каждой из них?

- Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?

Рассказ о героях повести.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов -

шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему:

«Плохо, девчата, дело».


Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не

продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо

пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив

смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать

фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.


Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».


Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину.


Женя Комелькова.


Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного

купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских

автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а

комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и

переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь

распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как

ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести

угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя

немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится

благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо

несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться,

переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла

лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И

немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

Соня Гурвич.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски

по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову,

махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда

свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой

болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»


Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская»

пигалица; худущая, как весенний грач.

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому

товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галя Четвертак.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись,

заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже

ничего не видя и не соображая.

- А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы

заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»


Лиза Бричкина.


«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой

пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас

вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь

удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест.

Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки

без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Васков остался в живых один, тяжелораненый, он врывается в избушку к

фашистам, которые и представить себе не могут, что он на много вёрст один

одинёшенек, и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и поэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу идут свои, русские''.

- Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на

этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.


«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия

сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним

сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек

было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете

здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых

девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.


Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта

должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори

были тихие.


- Каково же идейное значение повести Васильева?

3. Обобщение учителя. Невозможно переоценить воспитательное значение

литературы о войне. Лучшие произведения советских писателей заставляют

постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой

платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать, ''какою

ценой завоевано счастье'' победы и обретен мир.


Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни

подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за

Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то,

какой ценой досталась нашему народу победа.


4. Итоги урока.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс