СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по рассказу Е. И. Носова "Кукла".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок литературы в свете ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу Е. И. Носова "Кукла".»


« ????????????? …»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Ход урока

Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие;

вот истинно вершина бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу

1.Организационный момент

Создание эмоционального настроя

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 
-Здравствуйте, скажем мы новому дню! 
Здоровья желаем всем и всему!

- Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. 

Положите руки на сердце и повторяйте за мной: 
Я есть любовь, 
Я есть воля, 
Я есть сила, 
Я есть добро, 
Я есть всё прекрасное. 
Я есть Человек, 
Всё зависит от меня, 
Всё в моих руках. 

1. Актуализация.

- Скажите, ребята, какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.) Работать вы будете в опорных конспектах Подпишите их. Для более качественной работы мы распределились на группы.

- Дома вы работали с рассказом Е.И.Носова «Кукла»

- Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»? СЛАЙД 1

(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на этот вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.

(записывают свои ассоциации в тетради, а также на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске (человеческий образ)

- Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова. СЛАЙД 2

- Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.И. Носов.

2. Постановка учебных задач. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

- Итак, рассказ «Кукла» и тема нашего урока … СЛАЙД 3

- Посмотрите сколько вопросов в сегодняшней теме урока и это неслучайно, согласны со мной.

Эпиграф СЛАЙД 4

-Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока, а вы выберите в конце урока ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора. СЛАЙД 5

Остановитесь, люди!

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»

-Так что вам хочется обсудить сегодня на уроке, о чем поговорить в связи с прочтением рассказа? Чем интересен рассказ?

(заставляет задуматься нас о жизни, о том, что с нами происходит, о том, какие поступки мы совершаем).


- Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения.

Индивидуальное сообщение Ставицкая В. - СЛАЙДЫ 6,7,8,9,10,11


- В рассказе вам встретилось множество слов, лексическое значение которых, наверно, было не совсем понятно. Давайте посмотрим на некоторые из них. Словарная работа. Бордуков С.


3. Совместное исследование проблемы. Анализ начала рассказа. Поиск решения учебной задачи.

- Начало рассказа размеренное, неторопливое. С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

- Предполагали ли вы, о чем пойдет речь в рассказе после описания природы? (Нет. Можно подумать, что пойдет речь о природе или о встрече двух знакомых людей).


- Наверное, Е.И. Носов так начал свой рассказ неслучайно. Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? (НА СЛАЙД) Давайте попробуем это выяснить.

Предлагаю вам 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на мой вопрос.

Работа в группах: (на выполнение задания – 5 минут) СЛАЙД 12

- Каждой группе нужно зачитать фрагмент пейзажной зарисовки и ответить на вопрос: о чем повествует автор, какие для этого использует краски и художественно-выразительные средства?

1. (пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения (……), эпитеты (……), сравнения (……), по­казывает через них гармонию в природе.)


2. (вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»)

- Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Человек постепенно губит родную природу, это беспокоит автора, он переживает. Мы видим результат бездумного отношения человека к природе и чувствуем вину перед природой за её трагическое состояние) ПРИЁМ КОНТРАСТА


4. Анализ образа главного героя.

Знакомство с героем рассказа, поиск точек соприкосновения с рассказчиком.


- Какую актуальную во все времена проблему поднимает автор? (экологическую проблему, проблему сохранения природы) ЗАПИСАТЬ в конспект

Итак, мы выяснили первую проблему


- Именно на этом фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч? Что связывает автора с ним? (вместе воевали, старый рыбак, сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может) СЛАЙД 14


Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? 

Индивид. задание. Рассказ об Акимыче. Гороховик Данил

Акимыч сильно переживает то, что происходит в его родном селе Для него это боль.

Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет: «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».

«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и бес­помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».


ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 13


6. Анализ рассказа. Поиск нравственной проблематики рассказа. Осмысление проблематики произведения


Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? Зачитайте. (Куклу. «Она лежала  навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)

Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? 

(Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».) 

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть похожую картину в жизни? Как бы вы отнеслись к этому?

- Кого из героев рассказа больше всех волнует эта трагедия? (Акимыча)

- С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком. А ведь по-японски КУКЛА обозначает НИНГЁ, то есть «образ человека» и действительно, какие слова рассказа нам это подтверждают? («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».) СЛАЙД 15

Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? 

(Как серьезную трагедию. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Но ведь Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным? Какие слова рассказа это доказывают? 

(Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я  человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.)

Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение

К. Случевского «Кукла» Ромашова Н.


- Как это стих-ие соотносится с рассказом Носова?

( в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения). 

- Хорошо, ребята. Одним словом, душа его болела. Попробуйте найти точный ответ в тексте на вопрос «Почему болела душа Акимыча?»

(«А люди идут мимо – каждый по своим делам, - и ничего…»)

- О чем говорит нам это предложение?

(Акимыча больше всего волнует безразличие, равнодушие взрослых людей)

-Почему так страдает Акимыч? Как он это объясняет?

Возможно, ребята, Акимычу виделось в эту минуту то, что изобразили художники на своих картинах? Какую вы видите связь между рассказом и этими иллюстрациями? СЛАЙД 16

- Да, ребята, для Акимыча изуродованная кукла – это лицо войны, Это обезображенные тела солдат, это детство, искалеченное войной. Кукла напомнила пережитое во время войны. Но он страдает не только из-за этого. Что ещё глубоко ранит его душу? ( ответы учащихся)

- Акимыч понимает, что убивший куклу может дойти и до убийства человека. Чтобы этого не допустить, нужно воспитать мысль о ценности человеческого существа. А для этого нужно видеть не только глазами, но и сердцем и душой.

- Назовите всех героев, которые прямо или косвенно связаны с истерзанной куклой.

( ответы учащихся)

- Перечислите этих людей: СЛАЙД 17

  1. парочки, которые мечтают о детках;

  2. матери, которые везут малышей а колясках;

  3. детишки, которые привыкают к святотатству;

  4. ученики;

  5. а главное – учителя:

- Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. СЛАЙД 18

Объясните свое решение. (ОТРИЦ. – 1 ГРУППА, ПОЛОЖ.- 2 ГРУППА

СЛАЙД 19

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

- Почему же люди остались безучастными к случившемуся? Акимыч и на этот вопрос дает ответ, найдите его в тексте.

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

2 ПРОБЛЕМА

Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)

Запишите

-Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить) Зачитывает учитель (пьеса П.И.Чайковского «Похороны куклы»). (Слайд 20)

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

- Всего не закопать...

- Это была пьеса П.И.Чайковского «Похороны куклы». Думаю она помогла вам ещё больше понять чувства Акимыча. У Петра Ильича цикл пьес о кукле «Болезнь Куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».


- Какое настроение возникает, когда мы слушаем эту музыку? Какие чувства мы испытываем?


- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относиться ко всему бережно и уважительно).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- Посмотрите ещё раз на эти строки: «Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, если ты слеп, душа твоя глуха!..» вывожу проблему

- А здесь, ребята, кроется третья проблема, которую ставит Носов перед нами?  Какая, как вы считаете?

«Проблема 3. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

Записать

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в одиночку с ним не справиться).

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

- Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

- Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

Приём "письмо по кругу"

- О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?

Обучающиеся записывают свои ответы в «Письме по кругу». Каждая группа озвучивает это письмо.

- Так кто же должен бороться со злом? (все люди)

- Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках. Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)

Рефлексия: Прочитайте пороки человеческой личности: СЛАЙД И В опорн. КОНСПЕКТе

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

- Какой из этих пороков присущ неизвестному?

- А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? - А как вы понимаете, что такое равнодушие?

(Равнодушие) вывожу на слайде

 (Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему) словарь

- Почему этот порок самый страшный? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)


- Естественно ли то, что произошло с куклой? – А как вы думаете, в наше время такое может произойти. А почему? (В какой-то мере да, потому что сейчас много фильмов, где показывают насилие, убийства. Многие подростки пытаются подражать, собираются в группы для проведения свободного времени. Нежелание учиться, страсть к компьютерным играм, которые побуждают к агрессивным действиям, дракам, насилию).

- Какое преступление произошло? (Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека, она его маленькое неживое подобие, циничное надругательство).

Согласитесь, ребята, ведь игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами.

- Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой?

-Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице). В ОПОРНЫХ СЛАЙД22

А сейчас давайте вернёмся к теме урока СЛАЙД 23,24

Учащиеся обсуждают в группах и предлагают свои темы урока. В процессе обсуждения выбирается одна и записывается на доске.

- Ребята, а что Вы чувствуете, когда Вам говорят «мне все равно»?

Становится пусто и холодно внутри. Вы ёжитесь и протестуете. Чаще всего, про себя… Ведь собеседнику… «все равно»… Всего каких-то два слова, а как глубоко проникают они в душу, занозой впиваются в сердце и остаются гнить, иногда напоминая о себе. Человек не может жить без уверенности в том, что он кому-то нужен, что его любят. Он чахнет, переживает, замыкается в себе, погибает. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности. Прошу, никогда не говорите «мне все равно»…Это не показатель Вашей независимости

- Так какими же мы должны быть? (неравнодушными, милосердными).

Давайте вместе создадим дерево добра и мудрости, плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём, выберите, какое вам больше нравится и продолжите 1 предложение, какой урок вы извлекли из рассказа е.и.носова «кукла»? сделать заготовки человеческих качеств. (слайд)

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

ПРИКРЕПИТЕ К НАШЕМУ ДЕРЕВУ? РАЗДАТЬ ГОСТЯМ

Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами и мудрыми мыслями сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

- Сейчас прозвенит звонок, и вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что урок доброты, преподнесенный Акимычем и Е.И.Носовым, вы будете всю жизнь помнить, где бы вы ни находились, что бы вы ни делали, сколько бы лет вам ни было. И тогда, несмотря ни на что, ваша жизнь будет намного интереснее, содержательнее, добрее. СЛАЙД 25


- Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу и хочу закончить урок стихотворением Сергея Острового. Смысл жизни. Пусть оно станет для вас заповедью на всю жизнь. СЛАЙД 26

В жизни по – разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.


ОЦЕНИВАНИЕ (Ставлю "5" ребятам, которые выступали)Кого мы можем сегодня отметить, похвалить за активную хорошую работу на уроке? Заполните оценочные листы.

Домашнее задание у вас в ваших конспетах, обратите внимание оно разных уровней

Всем: прочитать рассказ Носова «Живое пламя»

Средний уровень: написать письмо людям от имени игрушек

Высокий уровень: написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы в рассказах Е.Носова»









Рефлексивно-оценочный этап.

1 группа. – выбирает и зачитывает высказывания, характеризующие героев слева по оси.

2 группа - характеризующие героев справа по оси

Карточка.

1. «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе» А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2. «Действия являются самым ясным и выразительным раскрытием человека» Г. Гегель

3. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». Саади

4. «Самая страшная вещь – безразличие. Если с ним не бороться, оно, как трясина, может погубить любого человека» М. Твен

5. «Трудно быть добрым» Питтак

6. «Цена человеку – дело его» Ю. Ряшенцев

7. «Человек – самый страшный на земле зверь» Ю. Семенов

8. «Человек – это тот, кто заплачет не над своей, а над чужой болью» О. Кожухова «Ранний снег»

9. «Человек есть существо, ко всему привыкающее» Ф. Достоевский «Записки из мертвого дома»

10. «Человек является тем, чем он становится наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть» В. Сухомлинский

11. «Человеком не рождаются, им становятся» Э. Роттердамский

12. Людей убивает не смерть - их убивает скука и равнодушие.

13. Хорошие люди всегда незаметны, как воздух, которым мы дышим. Их отсутствие замечаешь только тогда, когда их уже нет» О. Кожухова «Ранний снег»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!