СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по рассказу Е.Носова "Кукла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен с целью рассмотрения  не только содержания произведения, но также воспитания у учащихся  чувства сострадания, протеста против эгоизма, равнодушия, а главное - формирование понимания поступков и мотивов поведения героев. На уроке использован материал, подготовленный учащимися (иллюстрации, презентации).

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу Е.Носова "Кукла"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 7 КЛАССЕ

Тема: Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения.

Задачи :

Образовательные:

- раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;

- показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;

- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с

событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для

аргументации материал;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,

равнодушия;

- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.

Оборудование: мультимедиапроектор, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь лексических трудностей художественной литературы» под редакцией В.И.Макарова, Н.П.Матвеевой, презентации, иллюстрации.

Он освещает проблемы,

существенно важные для

Родины, волнующие народ…

И. Баскевич

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание.

Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.

Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?

Я предлагаю вам посмотреть презентацию, прослушать музыкальное сопровождение и определить тему и задачи нашего урока.

Презентация.

- Какова тема урока?

- На какие важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться понять поступки людей и мотивы их поведения).

3. Чтение стихотворения Вероники Тушновой «Кукла» (1943г).

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.



Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.



Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.



Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.



Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.



Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

- О чём заставило задуматься услышанное вами стихотворение?

- Есть ли что-то общее между рассказом Е.Носова и стихотворением?

- Какова цель, что хотели донести авторы до читателей?

4. Групповая исследовательская работа.

1 группа выясняет значение слов, смысл которых не совсем понятен (работает со «Словарем лексических трудностей художественной литературы».

2 группа анализирует отрывок со слов « В природе было

ещё солнечно…» до конца второго абзаца.

3 группа анализирует отрывок со слов «Поехал и не узнал реки… заканчивая словами «… большую околевшую рыбину…».

5. Лексическая работа.

Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Кукла,ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

- Скажите, а кукла это одушевлённое существительное или нет?

Итак, вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле – игрушке, а о кукле-фигуре человека.

- Что вы ещё можете сказать о кукле? ( Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.

Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами. Вы, наверное, помните сказку про Василису и её куколку?

- Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

- Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)

Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Слово предоставляется группам исследователей.

- Почему автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок? (Потому что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы).

- А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).

- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).

- Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).

Однако встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя…»).

-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).

- Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).

- Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.

- Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).

« Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик –то человеческий».

- Что ещё глубоко ранит душу Акимыча? (« А люди идут мимо…).

Давайте перечислим этих людей:

  1. парочки, которые мечтают о детках;

  2. матери, которые везут малышей а колясках;

  3. детишки, которые привыкают к святотатству;

  4. ученики.

А главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…»

- Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся? (Потому что они оказались равнодушными. Сначала равнодушно проходят мимо изуродованной куклы, а потом мы сталкиваемся с людьми, которые становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

- А вы знаете, что такое равнодушие?

- Как характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?

- Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно. ( Зачитать со слов «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…).

Похороны куклы имеют символическое значение: он хоронит не только подобие человека, Акимыч пытается похоронить зло, сотворённое руками человека.

- Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?

Кукла – это не просто игрушка. Она хранит память об ушедших поколениях, о близких и родных, о том времени, в котором находилась с нами. Она учит ценить то, что годами окружает нас. Эксперимент над куклами – то же самое, что и над людьми, потому что большое зло всегда начинается с малого. И ещё. Куклу создана неживой, но в руках детей она «оживает», ребёнок таким образом через игру постигает науку, носящую название ЖИЗНЬ.

7.Выставка рисунков, выполненных учащимися. (Комментирует учитель изобразительного искусства).

Перед нами выставка работ, выполненных учениками вашего класса. Давайте рассмотрим, что на них изображено, какими приемами и изобразительными средствами.

Цель этой выставки – выразить и показать свое отношение к прочитанному произведению Е.Носова «Кукла» не только с помощью литературного языка, но и посредством изобразительного искусства- рисунка.

Первые три работы выполнены в жанре пейзажа. На них ученики изобразили природу, какой она была раньше, – первозданная, девственная, не тронутая рукой человека: чистые реки, неотравленный воздух, зеленые и густые леса. Постепенно природа меняется под воздействием пагубного вмешательства человека. Мы видим изменения: вырубленные леса, грязная вода в реках, мусор и кострища в лесах. Все это усугубляется и подчеркивается темными цветами красок, мрачным колоритом рисунков. Очень удачно показан диалог двух персонажей произведения: Акимыч задумчиво сидит у костра, а рассказчик стоит рядом и внимательно слушает. Вечереет. Цветовое решение соответствует эмоциональному .

На следующих рисунках показана кукла. Здесь одна из учениц использовала технику и стиль реализма. Изобразила игрушку такой, какой она описана автором произведения, при этом подчеркивая драматизм ситуации темным, мрачным цветом. Другая ученица выполнила работу в стиле аниме, ее кукла смотрится современной, и это подчеркивает актуальность проблемы и на сегодняшний день. Работа графическая, что еще больше усиливает эффект увиденного.

Ещё на одном рисунке Акимыч собирается похоронить изуродованную куклу. Тем самым как бы зарыть в землю все человеческие пороки. Работа построена композиционно правильно, удачно подобрано цветовое решение. Фигуры людей пропорциональны и органичны в движении. Ребята отлично справились с заданием.

8. Рассказ заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?

- Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил название?

- В каких литературных произведениях встречалась кукла?

10. Сравнение рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».

Кукла

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!



- Какой мы можем сделать вывод?

В обоих произведениях говорится о брошенной кукле. Правда в стихотворении куклу бросил ребенок. Его действия можно были неосознанными. А в рассказе Е.И.Носова над куклой надругались взрослые или подростки. Значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

11. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом «Кукла»?

Закончите предложения:

Рассказ заставил меня задуматься…

Смысл жизни…

Я люблю природу…

Окружающий меня мир – это не только…

12. Синквейн.

13. Реклама книг Е.И.Носова (Презентация, подготовленная учеником).

15. Заключительное слово учителя.

Скоро прозвенит звонок, и вы уйдёте. Хочется верить, что то, о чём мы говорили сегодня, затронуло струны вашей души, и вы всегда будете помнить о нравственности. А в чём смысл жизни, я хотела бы сказать словами Сергея Острового:

Смысл жизни

В жизни по – разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Звучит песня «Папа подари мне куклу» (исп. Сахно Анастасия).

14. Домашнее задание:1) написать отзыв на рассказ Е.И.Носова «Кукла»; 2) письмо-обращение от имени куклы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

21.11.2022 11:51
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Отличная разработка!
21.11.2022 11:49
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо, Людмила Павловна!
16.04.2017 20:18
Лютикас Наталья Петровна @lyutiknan
Интероесно

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!