Урок "Разнообразие растений".Окружающий мир. 3 класс. УМК "Планета знаний"

Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: Урок-исследование

Технологии обучения: личностно - ориентированная,  здоровьесберегающая,  информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

 - сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их существенным признакам.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД)

 

-  умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

-  умение составлять план работы;

-  умение анализировать, классифицировать найденную информацию;

-  адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;

 -  умение принимать и сохранять учебную задачу;

-  умение работать с информацией в малых группах;

-  умение  строить понятные для партнёра высказывания;

-  умение задавать вопросы;

- умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Методы обучения на уроке: методы  исследования - целенаправленное наблюдение за объектом  для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Материал к уроку: учебник, таблицы, схема отчёта; фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

 

Описание урока

  1. Обоснование выбора формы проведения урока

Существует  связь между окружающим миром и различными  жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.

2.Форма организации деятельности учащихся.

На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами  полученной информации. На 4 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.

 

  1. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:

·        Создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;

  • Стимулирование учащихся к высказываниям;
  • Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  1.       Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

-       своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

-       доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

-       чёткая организация учебного труда;

-       групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый»  ученик  чувствует поддержку товарища.

 

                                        5.Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Использование ИКТ на данном уроке  способствует:

-       решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

-       повышению познавательной активности  учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик  на уроке занят делом, никто не бездельничает;

-       увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения

 

                                                                               Ход урока

1 Самоопределение к деятельности

-Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. У них хорошее настроение.  Мне хотелось бы узнать,  с каким настроением вы пришли на урок. Выберите подходящую для вас карточку и покажите мне. (Дети показывают карточки: красную - весёлое настроение, синюю - равнодушное, чёрную - грустное.)                                                                                                                                      

- Я обращаюсь к детям, которые показали красную карточку: постарайтесь сохранить хорошее настроение до конца урока. Тем детям, у кого равнодушное и грустное настроение, я желаю получить от урока положительные эмоции, чтобы настроение у вас изменилось.

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим и плодотворным)

 

- Что поможет нам сделать труд на уроке результативным и плодотворным?

                                                                                              /отвечают дети/

Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основанная на дружбе  и выручке, приносит результат.

Пусть интерес, радость, дружба, знание помогут нам выполнить все задания!

 

2Актуализация знаний. Мотивация

-Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Представьте , что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются мышцы лба, рта, шеи

Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются. Вы без всякого усилия можете глубже вдыхать и выдыхать, с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами.

Теперь мысленно поблагодарите водопад, за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза

-Мы оказались у дверей царства

-Как вы думаете , как называется это царство? (Царство растений)

-Почему так решили? (Мы увидели растения и услышали запах)

-Вы хотите войти в царство?(Да)

-Прежде, чем войти в это царство мы должны вспомнить правила охраны растений.

-Найдите в нетбуках задание №40, выполните задание за установленное время.

-Кто выполнит правильно, тот получит грамоту и повторит правила охраны растений. Пожалуйста, приступайте к выполнению задания.

Закрыли программу.

 

-Какие правила охраны растений запомнили?

Хорошо, я думаю, что теперь мы можем войти в царство растений

-Какие растения увидели? ( разные растения)

Как вы думаете, как будет называться тема урока?

3.Постановка  учебной задачи

(целеполагание)

 

 

(1 слайд)

Итак, тема нашего урока:

Разнообразие растений.

На урок я принесла коробку.

– Представьте, что вы исследователи. – Какой вопрос  интересовал бы  больше всего? ( Что в ней находится? )

(Как называются эти растения?)

-Сможем ли мы сейчас дать название растениям?

-Почему? ( Недостаточно знаний)

 

-Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

(Найти сведения о незнакомых растениях,  узнать их отличительные признаки)

-Чем воспользуемся? (Учебником, справочными таблицами,)

 

 

4. Исследование в малых группах Решение учебной задачи.

Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые- исследователи, составим план работы.  Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

 

 

План     (Составляют дети)

1.Прочитать текст (с 85-86)

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицы, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

4. Рассказать о растении (использовать схему отчёта)

Вы должны сами распределить роли в группе

 

Дети работают в группах

Физминутка

Хотя наступила зима, но я думаю, что вы помните о красивых осенних листочках (Танец с осенними листочками)

 

5 Обмен информацией

Рассказ детей о растениях  по схеме

 

Учитель  в это время показывает слайды презентации

(-Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица (см Приложение), где отмечено, имеет растение  орган или не имеет.)

-Какой вывод сделаем? ( чтобы узнать к какой группе относится растение , надо знать отличительные признаки)

-Как вы думаете, достигли ли мы целей, которые ставили перед началом работы? ( Мы узнали какие бывают растения, отличительные признаки)

Оцените работу своей группы

Учёным сейчас известно около 350 тысяч растений.

Из них: почти 250 тысяч – цветковые

около  27 тысяч - мхов

более 10 тысяч - папоротников

около 600 видов - хвойных

Сведения в таблице

 Многие из них занесены в Красную книгу России. К сожалению этот список так велик, поэтому на страницах этой книги рассказано только о 240 видах растений. В Красной книге Ростовской области 279 видов растений

 

Откройте свои Красные книги , которые вы сделали на уроках технологии в 1 классе и скажите, какие растения вы увидели? (Дети называют растения)

К какой группе они относятся? ( цветковые)

Минутка для релаксации глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

 

6 Закрепление.

Игра интерактивная.

Давайте отдохнём поиграем, проверим наши знания

 

7 Итог урока Рефлексия 

Вот и подошло к концу наше путешествие в царство растений. Изменилось ли ваше настроение? Покажите карточку.

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

 Спасибо за урок

Домашнее задание: прочитать статью на с85-86, привести примеры растений по группам, которые растут  в Ростовской области (найти в Интернете, спросить у родителей )

Просмотр содержимого документа
«Урок "Разнообразие растений".Окружающий мир. 3 класс. УМК "Планета знаний"»

Игра для интерактивной доски по теме «Разнообразие растений» МБОУ СОШ №3 сл. Большая Орловка Мочалова М.В.

Игра для интерактивной доски по теме «Разнообразие растений» МБОУ СОШ №3 сл. Большая Орловка Мочалова М.В.

К какой группе растений относится роза? цветковые

К какой группе растений относится роза?

цветковые

К какой группе растений относится лиственница? хвойные

К какой группе растений относится лиственница?

хвойные

К какой группе растений относится морская капуста?  водоросли

К какой группе растений относится морская капуста?

водоросли

К какой группе растений относится клён? цветковые

К какой группе растений относится клён?

цветковые

К какой группе растений относится одуванчик? цветковые

К какой группе растений относится одуванчик?

цветковые

 К какой группе растений относится кукушкин лён?  мхи

К какой группе растений относится кукушкин лён?

мхи

К какой группе растений относится сосна?  хвойные

К какой группе растений относится сосна?

хвойные

К какой группе растений относится крапива?  цветковые

К какой группе растений относится крапива?

цветковые

Выбери лишнее название : ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

Выбери лишнее название :

ЯБЛОНЯ

ПОДСОЛНЕЧНИК

МОРСКАЯ

КАПУСТА

АСТРА

СОСНА

ЕЛЬ

ЛИПА

КЕДР

ОДУВАНЧИК

ПОДОРОЖНИК

КЛЕВЕР

ПАПОРОТНИК


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас