На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи, традиции и обряды. В XVIII-начале XXвв большая их часть была записана представителями российской администрации, русскими и иностранными учеными и путешественниками. Обычаи, традиции и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений. 1. Обычаи гостеприимства и взаимопомощи казахов Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ». Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым» Ф. фон Хелльвальд КОНАК-АСЫ - обычай предоставить бесплатное угощение и ночлег любому гостю. ЕРУЛИК – традиция приглашения новосёлов в гости родственниками и соседями. КАЛАУ – гость мог выбрать любую приглянувшуюся вещь в доме. КЫМЫЗ -МУРЫНДЫК – по случаю открытия сезона доения кобыл приглашали аульчан. ЖЫЛУ- обычай помощи одноаульчанам в случае пожара, набега, наводнения, голода. ЖУРТШЫЛЫК – однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. ЖАТУ – обычай угощать участников трапезы лакомыми кусочками. САРКЫТ – обычай брать угощение для родственников, оставшихся дома. САЛЕМДЕМЕ – обычай передачи гостинцев. БАЗАРЛЫК - подарок из поездки близким, родным. БАЙГАЗЫ – обычай дарить подарки по случаю приобретения ценной вещи ТАМЫРСТВО (тамыр болу) – обычай дружбы, побратимства. ДОСТАМЫР – проявление крепчайшей дружбы Обычай ауыз тию (отведать угощение) был древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения. У номадов бытовал и обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое внимание и добрые намерения. Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также возводили помещения для скота. Асар был ярким отражением братства и единства сородичей. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками. В начале XX века казахи, используя этот обычай, строили повсеместно светские школы и мечети. 2. Обычаи приличия и вежливости При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейку-массалям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жаның, бала-шағың аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Қүдайға шүкір, өз мал-жаныңыз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз. Издревле среди казахов бытовал обычай ажырасаяк (расставание). Суть его состояла в том, что, когда житель аула перед отъездом на другое место жительства обязательно собирал весь аул и устраивал прощальную трапезу. Уехать из аула неожиданно, не предупредив о своем переезде одноаульцев, членов рода считалось непростительным шагом и осуждалось обществом. Уезжающие оставляли памятные подарки самым близким родственникам. Аульчане же, в свою очередь, желали им доброго пути и благополучия на новом месте. Старейшины давали бата — напутствия. У степняков, по исследованиям А. Диваева, «Нельзя принимать пищу прежде, чем отведает хозяин» 3. Обычаи уважения старших В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол. Младший никогда не переходил дорогу старшему. Это правило действовало и в отношении женщин к мужчинам. Младшим по возрасту категорически запрещалось поднимать голос на старших. При беседе младший никогда не перебивал старшего. Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин. 4. Обычай тамырства Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплялся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защитой, поддержкой и покровительством. 5. Обычаи и обряды в области семьи и брака В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имя наречения - азан шакырып ат кою. Суть этого обряда состояла в том, что после рождения ребенка собирали аксакалов аула и давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Он, читая священные слова из Корана, три раза громко произносил имя ребенку в ухо, называя его. Обряд бракосочетания носил название неке кию. Казахское традиционное общество большое внимание уделяло подготовке приданого — жасау, которое собирали будущей невесте с детского возраста. В приданое входили юрта, ковровые изделия, одежда, вещи, посуда, скот и т.д. В традиционном казахском обществе практически не было разводов. Овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа (обычай аменгерлик). Дети, создающие собственный семейный очаг, отделившись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел назывался енши. По обычаю, с родителями оставался только младший сын, и он наследовал все их состояние. Казахи никогда не оставляли своих родителей одних. Нарушителей этого неписаного обычая Степи казахи открыто презирали. 6. Бата У казахов широкое распространение получил обычай бата (благословение). Бата было обязательным элементом практически любого обряда. Она произносилась в поэтической форме и была обращена к окружающим. В ней произносящий просил милостей для других. Пожелание произносил старший по возрасту или гость. Авторы бата испрашивали у Всевышнего счастья, материального благосостояния, успехов в разных предприятиях. Бата произносилась с приподнятием ладоней. При этом ладони были обращены к лицу. Благословение заканчивалось словом «ауминь». Бата остерегала человека от неблаговидных и недостойных поступков, побуждала молодежь к благородным и добрым делам. Предпринимая какое-либо дело, садясь за дастархан или собираясь в дальнюю поездку, каждый путник получал благословение аксакалов. Бата же получали при создании семьи. Казахи старались получить благословения для своих детей от уважаемых гостей. С распространением ислама эта традиция развилась еще шире. Со словами благословения выражали соболезнования родственникам покойного. Обычаи формировали основы дружеских отношений, являлись показателем сплочённости казахов, проявлением милосердия и заботы о своих близких и родных. Те, кто не соблюдал обычаи, подвергался общественному осуждению. Используя обычай АСАР, в начале 20 века казахи повсеместно строили мечети и светские школы. С появлением на границах и на территории Казахстана русских поселенцев обычай ТАМЫРСТВА получил распространение между скотоводческим казахским и оседло-земледельческим русским населением. Традиции и обычаи лежат в основе правовых актов 16-18 веков, в основе Конституции Независимого Казахстана, в основе толерантности казахского народа и народов, живущих в Казахстане и уважающих традиции друг друга. |