СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Развитие культуры в 19 веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку Истории Казахстана (7-8 класс)в условиях дистанционного обучения по теме "Развитие культуры в 19 веке"

Просмотр содержимого документа
«Тесты к уроку 7-8 класс»

1.Показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде

А) Обряды В) Ритуалы С) Праздники Д) Традиции Е) Обычаи.


2.Разновидности обычаев, отличающиеся особой устойчивостью.

А) Обряды В) Ритуалы С) Праздники Д) Традиции Е) Обычаи.


3.Традиция, связанная с каким-либо радостным событием

А) Коримдик В) Тусау кесу С) Шашу Д) Байгазы Е) Асар


4. Обычай дружбы, побратимства

А) Асар В) Тамырство С) Жату Д) Суюнши Е) Базарлык


5.Благославение, которое давали аксакалы

А) Бата В) Жылу С) Калау Д) Ерулик Е) Наурыз


6. Торжество, которое устраивали на сороковой день после рождения ребёнка

А) Кыркынан шыгару В) Шильде кузет С) Той Д) Ураза Е) Беташар


7.Традиция, связанная с исполнением года со дня рождения ребёнка

А) Коримдинк В) Тусау кесу С) Шашу Д) Байгазы Е) Ажырсаяк


8.Традиция, в соответствии с которой гость мог выбрать любую приглянувшуюся вещь в доме

А) Бата В) Жылу С) Калау Д) Ерулик Е) Саркыт


9.Обычай дарить подарки по случаю приобретения ценной вещи

А) Коримдик В) Базарлык С) Шашу Д) Байгазы Е) Асар


10.Обычай передачи гостинцев

А) Саркыт В) Кымыз-мурындык С) Шильде кузет Д) Жату Е) Салемдеме

11.Обычай устраивать прощальную трапезу по случаю переезда семьи на другое место жительства

А) Коримдинк В) Тусау кесу С) Шашу Д) Байгазы Е) Ажырсаяк


12.Обычай одаривать человека, принёсшего радостную весть

А) Асар В) Тамырство С) Жату Д) Суюнши Е) Базарлык


13.Обычай, при котором на праздник приглашались женщины, а право запеленать и уложить дитя предоставлялось самой уважаемой

А) Шильдехана В) Саркыт С) Бесик той Д) Шашу Е) Жылу


14.Весёлое празднество, вечеринка по случаю появления на свет нового человека

А) Кыркынан шыгару В) Шильде кузет С) Той Д) Ураза Е) Беташар


15.Символизированные действия, в которых проявляются конкретные обычаи и традиции

А) Обряды В) Ритуалы С) Праздники Д) Традиции Е) Обычаи.


16. Обычай, который начинался с предварительного сговора

А) Сватовство В) Ат кою С) Беташар Д) Достамыр Е) Саркыт

17.Обчай помощи одноаульчанам при возникновении стихийных, непредвиденных обстоятельств

А) Бата В) Жылу С) Калау Д) Ерулик Е) Саркыт


18.Обычай угощать участников трапезы лакомыми кусочками

А) Асар В) Тамырство С) Жату Д) Суюнши Е) Базарлык


19.Праздник обновления природы, возрождения всего живого на земле

А) Масленица В) Курбан айт С) Ураза айт Д) Наурыз Е) Пасха


20. Традиция степняков по совместному безвозмездному труду

А) Коримдик В) Тусау кесу С) Шашу Д) Байгазы Е) Асар


Просмотр содержимого документа
«маршрутный лист для учащегося»

Маршрутный лист для учащегося

Важно!!!! Все материалы ко всем урокам будут размещаться на https://multiurok.ru/lubovpunegowa1/files

Попробуйте пройти по указанной ссылке, просмотреть материалы к уроку, который планируется на 06.04.

Предмет

История Казахстана 7 класс.

Ф.И.О. учителя

Пунегова Любовь Андреевна

Учебник

История Казахстана. «Атамура» 2012, ИК 8(7) «Атамура» 2018

Урок № 53-54

Тема урока Развитие культуры в XIX веке

Цели обучения

(кратко)

7.2.1.1 определять ценность и значимость обычаев и традиций;

7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников;

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)




Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи, традиции и обряды. В XVIII-начале XXвв большая их часть была записана представителями российской администрации, русскими и иностранными учеными и путешественниками. Обычаи, традиции и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

1. Обычаи гостеприимства и взаимопомощи казахов

Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ».

Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым» Ф. фон Хелльвальд

  • КОНАК-АСЫ - обычай предоставить бесплатное угощение и ночлег любому гостю.

  • ЕРУЛИК – традиция приглашения новосёлов в гости родственниками и соседями.

  • КАЛАУ – гость мог выбрать любую приглянувшуюся вещь в доме.

  • КЫМЫЗ -МУРЫНДЫК – по случаю открытия сезона доения кобыл приглашали аульчан.

  • ЖЫЛУ- обычай помощи одноаульчанам в случае пожара, набега, наводнения, голода.

  • ЖУРТШЫЛЫК – однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга.

  • ЖАТУ – обычай угощать участников трапезы лакомыми кусочками.

  • САРКЫТ – обычай брать угощение для родственников, оставшихся дома.

  • САЛЕМДЕМЕ – обычай передачи гостинцев.

  • БАЗАРЛЫК - подарок из поездки близким, родным.

  • БАЙГАЗЫ – обычай дарить подарки по случаю приобретения ценной вещи

  • ТАМЫРСТВО (тамыр болу) – обычай дружбы, побратимства.

  • ДОСТАМЫР – проявление крепчайшей дружбы

 Обычай ауыз тию (отведать угощение) был древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения.

 У номадов бытовал и обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое внимание и добрые намерения.

 Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также возводили помещения для скота. Асар  был ярким отражением братства и единства сородичей. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками. В начале XX века казахи, используя этот обычай, строили повсеместно светские школы и мечети.

  2. Обычаи приличия и вежливости

При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейку-массалям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жаның, бала-шағың аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Қүдайға шүкір, өз мал-жаныңыз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз.

Издревле среди казахов бытовал обычай ажырасаяк (расставание). Суть его состояла в том, что, когда житель аула перед отъездом на другое место жительства обязательно собирал весь аул и устраивал прощальную трапезу. Уехать из аула неожиданно, не предупредив о своем переезде одноаульцев, членов рода считалось непростительным шагом и осуждалось обществом. Уезжающие оставляли памятные подарки самым близким родственникам. Аульчане же, в свою очередь, желали им доброго пути и благополучия на новом месте. Старейшины давали бата — напутствия.

 У степняков, по исследованиям А. Диваева, «Нельзя принимать пищу прежде, чем отведает хозяин»

 3. Обычаи уважения старших

В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.

Младший никогда не переходил дорогу старшему. Это правило действовало и в отношении женщин к мужчинам. Младшим по возрасту категорически запрещалось поднимать голос на старших. При беседе младший никогда не перебивал старшего.

Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин.

4. Обычай тамырства

Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплялся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защитой, поддержкой и покровительством.

 5. Обычаи и обряды в области семьи и брака

В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имя наречения - азан шакырып ат кою. Суть этого обряда состояла в том, что после рождения ребенка собирали аксакалов аула и давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Он, читая священные слова из Корана, три раза громко произносил имя ребенку в ухо, называя его.

 Обряд бракосочетания носил название неке кию. Казахское традиционное общество большое внимание уделяло подготовке приданогожасау, которое собирали будущей невесте с детского возраста. В приданое входили юрта, ковровые изделия, одежда, вещи, посуда, скот и т.д. В традиционном казахском обществе практически не было разводов. Овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа (обычай аменгерлик). Дети, создающие собственный семейный очаг, отделившись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел назывался енши. По обычаю, с родителями оставался только младший сын, и он наследовал все их состояние. Казахи никогда не оставляли своих родителей одних. Нарушителей этого неписаного обычая Степи казахи открыто презирали.

 6. Бата

У казахов широкое распространение получил обычай бата (благословение). Бата было обязательным элементом практически любого обряда. Она произносилась в поэтической форме и была обращена к окружающим. В ней произносящий просил милостей для других. Пожелание произносил старший по возрасту или гость. Авторы бата испрашивали у Всевышнего счастья, материального благосостояния, успехов в разных предприятиях. Бата произносилась с приподнятием ладоней. При этом ладони были обращены к лицу. Благословение заканчивалось словом «ауминь».

 Бата остерегала человека от неблаговидных и недостойных поступков, побуждала молодежь к благородным и добрым делам. Предпринимая какое-либо дело, садясь за дастархан или собираясь в дальнюю поездку, каждый путник получал благословение аксакалов. Бата же получали при создании семьи. Казахи старались получить благословения для своих детей от уважаемых гостей. С распространением ислама эта традиция развилась еще шире. Со словами благословения выражали соболезнования родственникам покойного.

Обычаи формировали основы дружеских отношений, являлись показателем сплочённости казахов, проявлением милосердия и заботы о своих близких и родных.

Те, кто не соблюдал обычаи, подвергался общественному осуждению.

Используя обычай АСАР, в начале 20 века казахи повсеместно строили мечети и светские школы.

С появлением на границах и на территории Казахстана русских поселенцев обычай ТАМЫРСТВА получил распространение между скотоводческим казахским и оседло-земледельческим русским населением.

Традиции и обычаи лежат в основе правовых актов 16-18 веков, в основе Конституции Независимого Казахстана, в основе толерантности казахского народа и народов, живущих в Казахстане и уважающих традиции друг друга.

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомились

Ответь

1.Заполни кластер, указав не менее 3 обычаев и их характеристик (по выбору.)Используй материал учебника параграф 26 (43-44, стр.156-158)


2. Составьте 5 предложений с элементами аргументации с использованием приема незаконченного предложения: «Я считаю (я думаю, я уверен(а), что обычай (традиция) ….. сохранилось (ась, ись) потому что (в связи с тем, что) …».


3. Заполните таблицу, давая характеристику национальным играм (используя текст п. 25, учебник 2012 года, или пройдя по ссылке Казахские национальные игры — Википедия ru.wikipedia.org › wiki › Казахские_национальные_игры

Задание можно выполнять в тетради или маршрутном листе

1.БАЙГА


2.КОКПАР


3.КЫЗ КУУ


4.АУДАРЫСПАК


5.АЛТЫН АТУ


6.ТЕНГЕ АЛУ


7.КЫЗ УЗАТУ




Выполни

5. Проверь себя, пройдя по ссылке , выполни тест https://multiurok.ru/tests/93154/


Рефлексия

Теперь я знаю…

- Какие обычаи, традиции имеют ценность в казахском обществе

Поставь знаки «+» или «-»

Теперь я умею…

- оценивать значение сохранения обычаев и традиций в современном обществе


Поставь знаки «+» или «-»



Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

Ответы можно выполнять в тетради или прямо в маршрутном листе. После выполнения задания в маршрутном листе,перед тем, как отправить ответы мне, из маршрутного листа можно убрать учебные материалы. В этом поле можно написать вопросы, которые вам были неясны. Если работа выполнена в тетради, делаем фото. Результаты тестов фотографировать не нужно, я вижу, сколько раз вы их проходили и с какими результатами. Засчитывать буду наиболее высокий результат.

Ответы размещать в Кунделике, либо отправлять на эл.почту [email protected]

Всем удачи и спасибо за работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!