Развитие функциональной грамотности учащихся
на уроках английского языка
Настич Анастасия Семеновна
МБОУ СОШ № 12
Московская область г. Балашиха
Уважаемые коллеги!
Современные образовательные стандарты ориентируют меня, учителя английского языка, на развитие функциональной грамотности учащихся.
Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
Прежде всего, это ученик, который может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. При этом, при составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?
В исследовании PISA, как отмечают Л.Рождественская, И.Логвина, грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Мы обрабатываем важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем я предлагаю ответить на эти вопросы ученикам. Дети несколько раз внимательно просматривают текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно»;
учащиеся отмечают значком * правильный вариант ответа, согласно тексту;
читают текст и выбирают правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту;
выбирают утверждения, соответствущие тексту.
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями:
актуальность текста для учащихся;
учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста);
наличие новой (для учащихся) информации;
наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.;
наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».
Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен.
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
3.Текст должен развивать кругозор.
4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Объем текста не должен превышать норму.
9. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
10.Текст должен быть структурирован.
11.В тексте не должно быть ошибок.
Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.
При подготовке для работы на уроке текстового материала я самостоятельно разработала подобные задания с учетом хода педагогического процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся. При этом задания предъявляются учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования:
- прочитай заглавие, послушай и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
- посмотри на фото; скажи, о чем будет текст.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений:
прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
составь план текста;
передай основную идею текста несколькими предложениями.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации:
- ответь на вопросы по содержанию текста;
- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
- заполни таблицу по содержанию текста.
Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.
Данный урок вы можете посмотреть пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Edw6IaUf0zo