СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. 5 класс. Рассуждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена теме  "Рассуждение" для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. 5 класс. Рассуждение»

Урок развития речи. 5 класс.

авторская разработка учителя русского языка и литературы

учителя филиала МОУ «СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области» в п.Полуденный

Хушкелдиевой Дилорам Шералиевны.

Тема урока: Рассуждение

Цели урока:

1. Актуализация знаний учащихся, полученных на уроках русского языка (типы текстов, особенности текстов разных типов).
2. Формирование навыков построения устного и письменного текста в формате рассуждения. 
3. Развитие устной и письменной речи обучающихся.
4. Привитие любви к русскому языку и внимательного отношения к слову.

Тип урока: урок-практикум

Основные формы работы: фронтальный опрос, работа в группах

Оборудование: схема, тексты, раздаточный материал, задания для творческой работы

Ход урока


Организационный момент. Определение цели урока и постановка задач 
Работа с терминологией

(слова-карточки на доске: слово, словосочетание, предложение, абзац, текст)

*как называется самая маленькая единица речи?

*что состоит из слов, но не является предложением?

*продолжите цепочку, чтобы она привела нас к тексту.


Работа с определением «текст» и его основными признаками

*Продолжите предложение:

Текст – это

*Практическая работа в группах

** текст №1. Что перед вами – текст или нет? Докажите.

** текст № 2. Всё ли правильно в этом тексте? Исправьте ошибку и прочитайте исправленный вариант.

** текст № 3. Является ли этот набор предложений текстом? Почему? Как можно исправить недочёт?


Работа по повторению типов речи

*Какие типы речи мы с вами уже знаем?

*Какой тип речи соответствует одному слайду? А что украшает этот слайд, какая часть речи?

*Какой тип речи соответствует нескольким слайдам, сменяющим друг друга? Какая часть речи помогает двигать слайды?


Работа по повторению темы и основной мысли текста.

*Что такое время текста?

* Что такое основная мысль текста?

*Работа в группах: определение типа речи, темы текста и основной мысли текста.


Словарно-лексическая работа

*Определите лексическое и грамматическое значение слова «рассуждение»

Рассуждение – высказывание своих мыслей

  Сущ., ср. р., ед. ч., И. п.

*Напишите 2 формы этого слова

*Напишите 3 однокоренных слова, желательно разных частей речи, выделите корень

Найдите синоним к данному слову


Знакомство с рассуждением

*Разбор схемы строения рассуждения

*упр со* на стр 159= найти основные части рассуждения

*Знакомство с правилом – чтение теоретических сведений

*Упр. 385= работа по заданию + запись предложения-рассуждения по образцу.


Игра «Секрет названия»

*чтение текста упр. 388

*работа в группах – составление текста рассуждения по заданному слову


Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?


Домашнее задание

*чтение текста упр.386

*Сочинение –рассуждение по упр.386 (письменно)

Выполняя задание, работайте в тексте.

Это сэкономит ваше время.

Текст №1

Наступила зима. Во дворе лавочки. Ребята дружно катаются с горки. На окне в новом доме стоят яркие цветы. Скоро сядет солнце.

Текст №2

Орёл живёт высоко в горах. Орёл питается сырым мясом. Орёл своих птенцов рано ставит на крыло. Это сильная птица, поэтому эту птицу называют царём зверей.

Текст №3

Наконец выпал снег. Рано облинявший заяц на радостях сразу же наделал петель возле своего логова. Да что ему теперь логово! Кругом бело, и шуба на нём белая. Где ляжет, там и постель. Говорливая стайка клестов весело порхает среди мохнатых от снега еловых лап. Галки, вороны, сороки жмутся поближе к жилью человека. Там всегда тепло и сытно.

1 команда

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий безветренный день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

__________________________________________________________________

2 команда

Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки. Зеленеет травка. Слышится пение птиц.

___________________________________________________

3 команда

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Она согревает их своим дыханием, вылизывает их шёрстку.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит своих малышей добывать себе пищу.

А она зорко смотрит по сторонам. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника.

___________________________________________________

4 команда

Далеко на севере на одиноком острове раскинулось королевство. Оно было погружено в холодные сумерки и тяжёлые туманы. Зима здесь была длинная, а лето короткое.

Люди королевства любили свою родину. Бедная зелень полей радовала их больше, чем роскошные цветники жителей юга.

5 команда

Совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта. Я слушал музыку и вдруг представил себе родину композитора…

Музыка… Наверное, когда-то она выпорхнула из окон, заблудилась в вечернем саду да так и осталась там. А теперь пришла ко мне, возвратила память о том, что давно ушло, отцвело.

___________________________________________________

6 команда

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке опёнки.

___________________________________________________

7 команда

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья осыпались и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними лежит мягкий ковёр из сухих листьев.

ФУТБОЛ

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПУСТЫРЬ

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕРИНА

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗИМОРОДОК

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗЕМЛЯНИКА

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОРОКОНОЖКА

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ШИПОВНИК

____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________