СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная разработка поможет сформировать у детей  представление об олицетворении, научит употреблять олицетворения в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.»

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

Задача: сформировать у детей представление об олицетворении, учить употреблять олицетворения в речи.

Задача:

сформировать у детей представление об олицетворении, учить употреблять олицетворения в речи.

I. Речевая разминка.  Знакомство с олицетворением.    - На уроках развития речи мы прочитали много стихотворений, веселых, грустных, шутливых, нежных, ласковых... о солнце, о ветре, о зиме, о детях. Поэты пишут о разном, но всегда — о чем-то необычном, привлекательном (или непривлекательном), интересном, о каком-то открытии, которое сделали, наблюдая за чем-то. Если бы кто-то из вас был поэтом, о чем бы вы написали стихотворение?

I. Речевая разминка. Знакомство с олицетворением.

- На уроках развития речи мы прочитали много стихотворений, веселых, грустных, шутливых, нежных, ласковых... о солнце, о ветре, о зиме, о детях. Поэты пишут о разном, но всегда — о чем-то необычном, привлекательном (или непривлекательном), интересном, о каком-то открытии, которое сделали, наблюдая за чем-то. Если бы кто-то из вас был поэтом, о чем бы вы написали стихотворение?

Марис Чаклайс (1940-2003) Латышский поэт Марис Чаклайс назвал свое стихотворение «Крыши». Что же интересного можно рассказать об обычных черепичных крышах? - Кто видел черепицу? Что это такое? Какая она?

Марис Чаклайс (1940-2003)

Латышский поэт Марис Чаклайс назвал свое стихотворение «Крыши». Что же интересного можно рассказать об обычных черепичных крышах?

- Кто видел черепицу? Что это такое? Какая она?

Черепица- кровельный штучный материал в виде плиток или пластин из обожжённой глины, цемента и т. п.

Черепица- кровельный штучный материал в виде плиток или пластин из обожжённой глины, цемента и т. п.

Марис Чаклайс « Крыши»   Утренний гудок услышав,  В городе проснулись крыши.   Раскраснелась черепица,  Ей на солнышке не спится.   Солнце веки распахнуло,  С неба крышам подмигнуло.   Много повидали крыши  Трубочистов и мальчишек,   Воробьёв и галок важных,  Змеев ветреных бумажных,   Облаков, салютов звёздных,  Дождиков, ночей морозных...   В небеса всю жизнь смотрели —  И ничуть не постарели.   — Понравился ли вам рассказ о крышах? Чем он интересен? О чем поэт рассказывает как о живых существах? — Как будем читать стихотворение: какие строки прочитаем в замедленном темпе, как бы потягиваясь после сна, какие — в ускоренном? Что — с озорством, что — с удовлетворением?

Марис Чаклайс « Крыши»

Утренний гудок услышав, В городе проснулись крыши. Раскраснелась черепица, Ей на солнышке не спится. Солнце веки распахнуло, С неба крышам подмигнуло. Много повидали крыши Трубочистов и мальчишек, Воробьёв и галок важных, Змеев ветреных бумажных, Облаков, салютов звёздных, Дождиков, ночей морозных... В небеса всю жизнь смотрели — И ничуть не постарели.

— Понравился ли вам рассказ о крышах? Чем он интересен? О чем поэт рассказывает как о живых существах?

— Как будем читать стихотворение: какие строки прочитаем в замедленном темпе, как бы потягиваясь после сна, какие — в ускоренном? Что — с озорством, что — с удовлетворением?

Выразительное чтение Утренний гудок услышав,  В городе проснулись крыши.   Раскраснелась черепица,  Ей на солнышке не спится.   Солнце веки распахнуло,  С неба крышам подмигнуло.   Много повидали крыши  Трубочистов и мальчишек,   Воробьёв и галок важных,  Змеев ветреных бумажных,   Облаков, салютов звёздных,  Дождиков, ночей морозных...   В небеса всю жизнь смотрели —  И ничуть не постарели.     — Назовите слова, изображающие как живые существа: крыши, черепицу, солнце. Как вы их понимаете? В прямом или в переносном значении употреблены эти слова? Как можно выразить эти мысли другими словами? Сравните.

Выразительное чтение

Утренний гудок услышав, В городе проснулись крыши. Раскраснелась черепица, Ей на солнышке не спится. Солнце веки распахнуло, С неба крышам подмигнуло. Много повидали крыши Трубочистов и мальчишек, Воробьёв и галок важных, Змеев ветреных бумажных, Облаков, салютов звёздных, Дождиков, ночей морозных... В небеса всю жизнь смотрели — И ничуть не постарели.

— Назовите слова, изображающие как живые существа: крыши, черепицу, солнце. Как вы их понимаете? В прямом или в переносном значении употреблены эти слова? Как можно выразить эти мысли другими словами? Сравните.

Вывод Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, — ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ. Олицетворение — это тоже метафора, ее разновидность.

Вывод

Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, — ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Олицетворение — это тоже метафора, ее разновидность.

II. Выделение олицетворений в текстах.

II. Выделение олицетворений в текстах.

1. Коллективная работа   — Прочитайте. Выделите олицетворения. 1. А месяц будет плыть и плыть,  Роняя весла по озерам... 2 . Покраснела рябина,  Посинела вода.  Месяц, всадник унылый,  Уронил повода.

1. Коллективная работа

— Прочитайте. Выделите олицетворения.

1. А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

2 . Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

  3. Ах, и сам я в чаще звонкой  Увидал вчера в тумане:  Рыжий месяц жеребенком  Запрягался в наши сани. 4. Месяц рогом облако бодает,  В голубой купается пыли... 5. ...За темной прядью перелесиц,  В неколебимой синеве,  Ягненочек кудрявый — месяц  Гуляет в голубой траве.

 

3. Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

4. Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли...

5. ...За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

— С кем сравнивает поэт МЕСЯЦ? Почему? Составьте свое предложение о месяце как о живом существе.

— С кем сравнивает поэт МЕСЯЦ? Почему? Составьте свое предложение о месяце как о живом существе.

2. Групповая работа   Выполняйте задание в следующем порядке: — Выделите олицетворение. — Определите, по какому (сходному) признаку сравнивается этот предмет с живым существом. — Подумайте, с каким еще живым существом можно сравнить этот предмет. По какому признаку? — Составьте предложение. Запишите его.

2. Групповая работа

Выполняйте задание в следующем порядке:

— Выделите олицетворение.

— Определите, по какому (сходному) признаку сравнивается этот предмет с живым существом.

— Подумайте, с каким еще живым существом можно сравнить этот предмет. По какому признаку?

— Составьте предложение. Запишите его.

1 группа 1. С нежностью смотрит  На звезды далекие  И улыбается небу земля.  2. Колокол дремавший  Разбудил поля,  Улыбнулась солнцу  Сонная земля.

1 группа

1. С нежностью смотрит

На звезды далекие

И улыбается небу земля.

2. Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

2 группа 3. О красном вечере задумалась дорога... 4. Дремлет взрытая дорога.  Ей сегодня примечталось,  Что совсем-совсем немного  Ждать зимы седой осталось... 5. Серебристая дорога,  Ты зовешь меня куда?

2 группа

3. О красном вечере задумалась дорога...

4. Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

5. Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

3 группа 6. Проплясал, проплакал дождь весенний,  Замерла гроза... 7. Скинуло кафтан зеленый лето,  Отсвистали жаворонки всласть.  Осень в шубу желтую одета,  По лесам с метелкою прошлась. 8. Воет лютая пурга,  На дворе кругом снега.  Возле дома две березы  Поседели от мороза.

3 группа

6. Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза...

7. Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистали жаворонки всласть.

Осень в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

8. Воет лютая пурга,

На дворе кругом снега.

Возле дома две березы

Поседели от мороза.

III. Сочинение сказки.   Целевая установка: Сочинить короткую сказку на тему «О чем рассказала крыша?» (или «Что приснилось крыше?»), используя записанные олицетворения. — Кто может быть действующими лицами сказки? (Крыша, осень или зима и так далее, ночь, заря, дождь, ветер, солнце, земля, какое-либо дерево, облако и так далее). — Когда происходило действие? (Время года, суток). — О каких событиях могла рассказать крыша? (Как проснулся и запел свою песенку ручеек, как заря разбудила землю, деревья, как выла всю ночь вьюга, как гулял ветерок, как плакал дождик, что происходило на ночном небе и тому подобное). — С чего вы начинаете сказку? (Жила-была крыша. Немало она повидала на своем веку...). — Чем все закончилось?

III. Сочинение сказки.

Целевая установка: Сочинить короткую сказку на тему «О чем рассказала крыша?» (или «Что приснилось крыше?»), используя записанные олицетворения.

— Кто может быть действующими лицами сказки? (Крыша, осень или зима и так далее, ночь, заря, дождь, ветер, солнце, земля, какое-либо дерево, облако и так далее).

— Когда происходило действие? (Время года, суток).

— О каких событиях могла рассказать крыша? (Как проснулся и запел свою песенку ручеек, как заря разбудила землю, деревья, как выла всю ночь вьюга, как гулял ветерок, как плакал дождик, что происходило на ночном небе и тому подобное).

— С чего вы начинаете сказку? (Жила-была крыша. Немало она повидала на своем веку...).

— Чем все закончилось?

IV. Итог урока.   — Приведите примеры олицетворений из сказки. Что такое олицетворение? С какой целью и в каких жанрах литературы используются ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ?

IV. Итог урока.

— Приведите примеры олицетворений из сказки. Что такое олицетворение? С какой целью и в каких жанрах литературы используются ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ?

Литература Л. Д. Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л. Д. Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)