Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.
Задача:
сформировать у детей представление об олицетворении, учить употреблять олицетворения в речи.
I. Речевая разминка. Знакомство с олицетворением.
- На уроках развития речи мы прочитали много стихотворений, веселых, грустных, шутливых, нежных, ласковых... о солнце, о ветре, о зиме, о детях. Поэты пишут о разном, но всегда — о чем-то необычном, привлекательном (или непривлекательном), интересном, о каком-то открытии, которое сделали, наблюдая за чем-то. Если бы кто-то из вас был поэтом, о чем бы вы написали стихотворение?
Марис Чаклайс (1940-2003)
Латышский поэт Марис Чаклайс назвал свое стихотворение «Крыши». Что же интересного можно рассказать об обычных черепичных крышах?
- Кто видел черепицу? Что это такое? Какая она?
Черепица- кровельный штучный материал в виде плиток или пластин из обожжённой глины, цемента и т. п.
Марис Чаклайс « Крыши»
Утренний гудок услышав, В городе проснулись крыши. Раскраснелась черепица, Ей на солнышке не спится. Солнце веки распахнуло, С неба крышам подмигнуло. Много повидали крыши Трубочистов и мальчишек, Воробьёв и галок важных, Змеев ветреных бумажных, Облаков, салютов звёздных, Дождиков, ночей морозных... В небеса всю жизнь смотрели — И ничуть не постарели.
— Понравился ли вам рассказ о крышах? Чем он интересен? О чем поэт рассказывает как о живых существах?
— Как будем читать стихотворение: какие строки прочитаем в замедленном темпе, как бы потягиваясь после сна, какие — в ускоренном? Что — с озорством, что — с удовлетворением?
Выразительное чтение
Утренний гудок услышав, В городе проснулись крыши. Раскраснелась черепица, Ей на солнышке не спится. Солнце веки распахнуло, С неба крышам подмигнуло. Много повидали крыши Трубочистов и мальчишек, Воробьёв и галок важных, Змеев ветреных бумажных, Облаков, салютов звёздных, Дождиков, ночей морозных... В небеса всю жизнь смотрели — И ничуть не постарели.
— Назовите слова, изображающие как живые существа: крыши, черепицу, солнце. Как вы их понимаете? В прямом или в переносном значении употреблены эти слова? Как можно выразить эти мысли другими словами? Сравните.
Вывод
Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, — ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Олицетворение — это тоже метафора, ее разновидность.
II. Выделение олицетворений в текстах.
1. Коллективная работа
— Прочитайте. Выделите олицетворения.
1. А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
2 . Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
3. Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
4. Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли...
5. ...За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
— С кем сравнивает поэт МЕСЯЦ? Почему? Составьте свое предложение о месяце как о живом существе.
2. Групповая работа
Выполняйте задание в следующем порядке:
— Выделите олицетворение.
— Определите, по какому (сходному) признаку сравнивается этот предмет с живым существом.
— Подумайте, с каким еще живым существом можно сравнить этот предмет. По какому признаку?
— Составьте предложение. Запишите его.
1 группа
1. С нежностью смотрит
На звезды далекие
И улыбается небу земля.
2. Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
2 группа
3. О красном вечере задумалась дорога...
4. Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
5. Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
3 группа
6. Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза...
7. Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистали жаворонки всласть.
Осень в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась.
8. Воет лютая пурга,
На дворе кругом снега.
Возле дома две березы
Поседели от мороза.
III. Сочинение сказки.
Целевая установка: Сочинить короткую сказку на тему «О чем рассказала крыша?» (или «Что приснилось крыше?»), используя записанные олицетворения.
— Кто может быть действующими лицами сказки? (Крыша, осень или зима и так далее, ночь, заря, дождь, ветер, солнце, земля, какое-либо дерево, облако и так далее).
— Когда происходило действие? (Время года, суток).
— О каких событиях могла рассказать крыша? (Как проснулся и запел свою песенку ручеек, как заря разбудила землю, деревья, как выла всю ночь вьюга, как гулял ветерок, как плакал дождик, что происходило на ночном небе и тому подобное).
— С чего вы начинаете сказку? (Жила-была крыша. Немало она повидала на своем веку...).
— Чем все закончилось?
IV. Итог урока.
— Приведите примеры олицетворений из сказки. Что такое олицетворение? С какой целью и в каких жанрах литературы используются ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ?
Литература
Л. Д. Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)