Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.
Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.
I.Речевая разминка.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак — как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
С. Есенин
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение.
— Прослушаем чтение нескольких ребят и оценим его.
— Какую картину вы представили?
— Что помогло поэту нарисовать эту картину? Какие изобразительные средства языка здесь присутствуют?
— Назовите эпитеты.
II. Знакомство с метафорой.
— Скажите, эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении?
— Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит .
— Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении?
— На основании чего стал возможен перенос значения?
— Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой . (Запись в тетрадь).
- Приведите свои примеры метафор.
Найдите метафоры в стихах:
ТЕКСТ № 1
Подсолнуху от ливня Веснушчатый и рыжий
Не скрыться никуда — Стоит он в картузе.
В грязи увязли ноги, Зачем сбежит он с грядки,
Меж грядками вода. Когда он рад грозе!
С. Щипачев
ТЕКСТ № 3
Огурцы притаились А над ними, как сторож.
В листьях вялых и сонных, Загорелый подсолнух,
Дыня выползла к тыну, Щурясь, смотрит на солнце,
созревает и крепнет. Не боясь, что ослепнет.
Д. Блынский
ТЕКСТ № 3
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Л. Татьяничева
III. Знакомство со сравнением.
Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением . А есть и открытое сравнение.
Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО.
Вводится сравнение в текст, чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.
Найдите сравнения в текстах. Объясните их смысл.
ТЕКСТ № 4
В траве среди зелёных грив,
Не знавших щёток и гребёнок,
Передо мною белый гриб
Стоял, как вежливый ребёнок.
Л. Тимофеев
ТЕКСТ № 5
Расцвела черемуха Легкая, как облачко,
Около ручья, Чистая, как снег.
На апрельском Радовался деревцу
солнышке Каждый человек.
Ветками шепча.
— Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нем использованы?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак — как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
С. Есенин
— Ребята, метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры .
Пример:
1. Красивое коромысло через речку повисло.
Коромысло - это радуга, радуга изогнутая, как коромысло.
2. Скатерть бела весь свет одела .
3. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.
4. Золотое решето чёрных домиков полно.
5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.
— Ребята, а теперь представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов:
- Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.
IV. Итог урока.
— Что такое метафора?
— А что такое сравнение?
— Для чего они используются в тексте?
Литература
Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)