СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит детей с метафорой и сравнением.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.»

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.

Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.

I.Речевая разминка.   Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак — как стадо овец. За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. С. Есенин — Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение. — Прослушаем чтение нескольких ребят и оценим его. — Какую картину вы представили? — Что помогло поэту нарисовать эту картину? Какие изобразительные средства языка здесь присутствуют? — Назовите эпитеты.

I.Речевая разминка.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак — как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

С. Есенин

— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение.

— Прослушаем чтение нескольких ребят и оценим его.

— Какую картину вы представили?

— Что помогло поэту нарисовать эту картину? Какие изобразительные средства языка здесь присутствуют?

— Назовите эпитеты.

II. Знакомство с метафорой.   — Скажите, эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении? — Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит . — Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении? — На основании чего стал возможен перенос значения? — Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой . (Запись в тетрадь). - Приведите свои примеры метафор.

II. Знакомство с метафорой.

— Скажите, эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении?

— Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит .

— Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении?

— На основании чего стал возможен перенос значения?

Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой . (Запись в тетрадь).

- Приведите свои примеры метафор.

Найдите метафоры в стихах:   ТЕКСТ № 1 Подсолнуху от ливня Веснушчатый и рыжий Не скрыться никуда — Стоит он в картузе. В грязи увязли ноги, Зачем сбежит он с грядки, Меж грядками вода. Когда он рад грозе! С. Щипачев

Найдите метафоры в стихах:

ТЕКСТ № 1

Подсолнуху от ливня Веснушчатый и рыжий

Не скрыться никуда — Стоит он в картузе.

В грязи увязли ноги, Зачем сбежит он с грядки,

Меж грядками вода. Когда он рад грозе!

С. Щипачев

ТЕКСТ № 3   Огурцы притаились А над ними, как сторож. В листьях вялых и сонных, Загорелый подсолнух, Дыня выползла к тыну, Щурясь, смотрит на солнце, созревает и крепнет. Не боясь, что ослепнет. Д. Блынский    

ТЕКСТ № 3

Огурцы притаились А над ними, как сторож.

В листьях вялых и сонных, Загорелый подсолнух,

Дыня выползла к тыну, Щурясь, смотрит на солнце,

созревает и крепнет. Не боясь, что ослепнет.

Д. Блынский

 

 

ТЕКСТ № 3   Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Л. Татьяничева

ТЕКСТ № 3

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Л. Татьяничева

III. Знакомство со сравнением.   Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением . А есть и открытое сравнение. Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО. Вводится сравнение в текст, чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.

III. Знакомство со сравнением.

Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением . А есть и открытое сравнение.

Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО.

Вводится сравнение в текст, чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.

Найдите сравнения в текстах.  Объясните их смысл.   ТЕКСТ № 4 В траве среди зелёных грив, Не знавших щёток и гребёнок, Передо мною белый гриб Стоял, как вежливый ребёнок. Л. Тимофеев

Найдите сравнения в текстах. Объясните их смысл.

ТЕКСТ № 4

В траве среди зелёных грив,

Не знавших щёток и гребёнок,

Передо мною белый гриб

Стоял, как вежливый ребёнок.

Л. Тимофеев

ТЕКСТ № 5   Расцвела черемуха Легкая, как облачко, Около ручья, Чистая, как снег. На апрельском Радовался деревцу солнышке Каждый человек. Ветками шепча.

ТЕКСТ № 5

Расцвела черемуха Легкая, как облачко,

Около ручья, Чистая, как снег.

На апрельском Радовался деревцу

солнышке Каждый человек.

Ветками шепча.

— Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нем использованы?   Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак — как стадо овец. За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. С. Есенин

— Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нем использованы?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак — как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

С. Есенин

— Ребята, метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры .    Пример: 1. Красивое коромысло через речку повисло. Коромысло - это радуга, радуга изогнутая, как коромысло. 2. Скатерть бела весь свет одела . 3. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. 4. Золотое решето чёрных домиков полно. 5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

— Ребята, метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры .

Пример:

1. Красивое коромысло через речку повисло.

Коромысло - это радуга, радуга изогнутая, как коромысло.

2. Скатерть бела весь свет одела .

3. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.

4. Золотое решето чёрных домиков полно.

5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

— Ребята, а теперь представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов:   - Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.

— Ребята, а теперь представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов:

- Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.

IV. Итог урока.   — Что такое метафора? — А что такое сравнение? — Для чего они используются в тексте?

IV. Итог урока.

— Что такое метафора?

— А что такое сравнение?

— Для чего они используются в тексте?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!