СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся получат понятие о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах, научатся редактировать тексты с нарушением временной соотнесённости.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах.»

Тема: Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах   

Тема: Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах  

1. Речевая разминка Крокодил

1. Речевая разминка

Крокодил

 Жил-был Крокодил. Это был самый настоящий Крокодил, и жил он в самой настоящей Африке, в большой реке, и, как полагается настоящему Крокодилу, всё у него было страшное: страшный хвост и страшная голова, страшная пасть и ОЧЕНЬ СТРАШНЫЕ зубы! (Только лапки у него были коротенькие, но Крокодил считал, что они СТРАШНО коротенькие).  А самое страшное: он никогда не чистил своих ОЧЕНЬ СТРАШНЫХ ЗУБОВ: ни перед едой, ни после еды (аппетит у него тоже был СТРАШНЫЙ), ни утром, перед завтраком, ни вечером, умываясь перед сном. - Прочитайте отрывок из сказки. Кто её автор и как она называется? Как прочитать этот текст, чтобы слушатели почувствовали юмор, заинтересовались дальнейшим содержанием сказки? Какие слова нужно выделять при чтении отрывка? Как следует произносить слова страшные, страшно, страшный , чтобы передать замысел автора? Прочитайте выразительно.

Жил-был Крокодил. Это был самый настоящий Крокодил, и жил он в самой настоящей Африке, в большой реке, и, как полагается настоящему Крокодилу, всё у него было страшное: страшный хвост и страшная голова, страшная пасть и ОЧЕНЬ СТРАШНЫЕ зубы! (Только лапки у него были коротенькие, но Крокодил считал, что они СТРАШНО коротенькие).

А самое страшное: он никогда не чистил своих ОЧЕНЬ СТРАШНЫХ ЗУБОВ: ни перед едой, ни после еды (аппетит у него тоже был СТРАШНЫЙ), ни утром, перед завтраком, ни вечером, умываясь перед сном.

- Прочитайте отрывок из сказки. Кто её автор и как она называется? Как прочитать этот текст, чтобы слушатели почувствовали юмор, заинтересовались дальнейшим содержанием сказки? Какие слова нужно выделять при чтении отрывка? Как следует произносить слова страшные, страшно, страшный , чтобы передать замысел автора? Прочитайте выразительно.

2. Наблюдение готового текста с временной соотнесённостью глаголов Любопытные

2. Наблюдение готового текста с временной соотнесённостью глаголов

Любопытные

Любопытные  Пингвины очень любопытные.  Раз я в палатке примус разжёг. Примус шумит. Я ничего не замечаю. А хотел выйти из палатки и не смог: пингвины у входа стоят, примус слушают. Я чай согрел и примус выключил. Пингвины закричали, загалдели. Хотят его послушать. Я им примус просто так зажигал – пусть слушают. Г. Снегирёв  - Определите тип текста, вид связи в нём, время глаголов. Есть ли в тексте единый временной план? Поставьте все глаголы в одно время. Лучше ли стал текст? С какой целью в повествовании о прошлом используется настоящее время? Сделайте вывод.  

Любопытные

Пингвины очень любопытные.

Раз я в палатке примус разжёг. Примус шумит. Я ничего не замечаю. А хотел выйти из палатки и не смог: пингвины у входа стоят, примус слушают. Я чай согрел и примус выключил. Пингвины закричали, загалдели. Хотят его послушать. Я им примус просто так зажигал – пусть слушают.

Г. Снегирёв

- Определите тип текста, вид связи в нём, время глаголов. Есть ли в тексте единый временной план? Поставьте все глаголы в одно время. Лучше ли стал текст? С какой целью в повествовании о прошлом используется настоящее время? Сделайте вывод.

 

Вывод В повествовательных текстах с цепной связью единый временной план может быть нарушен, но время глаголов-сказуемых в предложениях соотносится . В таких текстах наблюдается временная соотнесённость .

Вывод

В повествовательных текстах с цепной связью единый временной план может быть нарушен, но время глаголов-сказуемых в предложениях соотносится . В таких текстах наблюдается временная соотнесённость .

3. Сообщение темы урока -Сегодня на уроке мы будем работать с текстами, в которых есть временная соотнесённость глаголов, а также будем учиться исправлять ошибки в употреблении глагольного времени.

3. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы будем работать с текстами, в которых есть временная соотнесённость глаголов, а также будем учиться исправлять ошибки в употреблении глагольного времени.

5. Сопоставление оправданного и неоправданного сочетания времён

5. Сопоставление оправданного и неоправданного сочетания времён

 В старой берёзовой роще поселились грачи. Появились первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят еды. * * *  На чердаке было темно, поэтому скворец не замечал наблюдателя. Он совал принесённый корм в клюв птенцу. Тот жадно проглатывает и пятится в сторону, уступая место другому. - Определите время глаголов в каждом тексте. Почему автор изменил временной план в первом тексте? Прав ли он? Можно ли менять время глаголов- сказуемых во втором тексте? Почему? Поставьте глаголы в правильную форму и прочитайте текст.

В старой берёзовой роще поселились грачи. Появились первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят еды.

* * *

На чердаке было темно, поэтому скворец не замечал наблюдателя. Он совал принесённый корм в клюв птенцу. Тот жадно проглатывает и пятится в сторону, уступая место другому.

- Определите время глаголов в каждом тексте. Почему автор изменил временной план в первом тексте? Прав ли он? Можно ли менять время глаголов- сказуемых во втором тексте? Почему? Поставьте глаголы в правильную форму и прочитайте текст.

6. Грамматическое редактирование текста

6. Грамматическое редактирование текста

 Короткие южные сумерки сменила тёмная ночь. На чёрном небе высыпали звёзды. Песчанки прячутся до утра в норы. Улеглась и волчица около своих волчат. Всё семейство серых разбойников уснуло в логове. Тихо повизгивают и чмокают волчата во сне. Да время от времени старая волчица приподнимала голову с настороженными ушами и жадно нюхала воздух. В безлюдной пустыне волки ведут дневной образ жизни, для них необычный. М. Зверев - Определите тему текста, озаглавьте его. Исправьте ошибки в использовании глагольного времени. Объясните сочетание двух временных планов. Почему в последнем предложении обязательно использование глагола в настоящем времени?  

Короткие южные сумерки сменила тёмная ночь. На чёрном небе высыпали звёзды. Песчанки прячутся до утра в норы. Улеглась и волчица около своих волчат. Всё семейство серых разбойников уснуло в логове. Тихо повизгивают и чмокают волчата во сне. Да время от времени старая волчица приподнимала голову с настороженными ушами и жадно нюхала воздух. В безлюдной пустыне волки ведут дневной образ жизни, для них необычный.

М. Зверев

- Определите тему текста, озаглавьте его. Исправьте ошибки в использовании глагольного времени. Объясните сочетание двух временных планов. Почему в последнем предложении обязательно использование глагола в настоящем времени?

 

7. Творческая доработка текста

7. Творческая доработка текста

-Прочитайте текст.  Выспавшись, Мурка всегда (уходить) по своим делам. Раз (слышать) – будто ребёнок (плакать). Я (выскочить), (глядеть): (катить) Мурка с обрыва. В зубах у неё что-то (болтаться). (Подбежать), (смотреть) – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок (дрыгать) лапками и (кричать), совсем как маленький ребёнок. Я (отнять) его у кошки. (Обменять) у ней на рыбу. Кролик (выходиться) и потом (жить) у меня в доме. Б. Житков - Поставьте глаголы в тексте в нужную временную форму. Почему здесь предполагается сочетание глаголов в настоящем и прошедшем времени?

-Прочитайте текст.

Выспавшись, Мурка всегда (уходить) по своим делам. Раз (слышать) – будто ребёнок (плакать). Я (выскочить), (глядеть): (катить) Мурка с обрыва. В зубах у неё что-то (болтаться). (Подбежать), (смотреть) – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок (дрыгать) лапками и (кричать), совсем как маленький ребёнок. Я (отнять) его у кошки. (Обменять) у ней на рыбу. Кролик (выходиться) и потом (жить) у меня в доме.

Б. Житков

- Поставьте глаголы в тексте в нужную временную форму. Почему здесь предполагается сочетание глаголов в настоящем и прошедшем времени?

Сравнение с авторским текстом  Выспавшись, Мурка всегда уходила по своим делам. Раз слышу – будто ребёнок плачет. Я выскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у неё что-то болтается. Подбежал, смотрю – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребёнок. Я отнять его у кошки. Обменял у ней на рыбу. Кролик выходился и потом жил у меня в доме. Б. Житков

Сравнение с авторским текстом

Выспавшись, Мурка всегда уходила по своим делам. Раз слышу – будто ребёнок плачет. Я выскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у неё что-то болтается. Подбежал, смотрю – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребёнок. Я отнять его у кошки. Обменял у ней на рыбу. Кролик выходился и потом жил у меня в доме.

Б. Житков

8. Итог урока -Что такое временная соотнесённость глаголов в тексте? Для чего она используется? К чему приводит нарушение временной соотнесённости?

8. Итог урока

-Что такое временная соотнесённость глаголов в тексте? Для чего она используется? К чему приводит нарушение временной соотнесённости?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя