СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием интерактивного обучения, активизирующий познавательную деятельность обучающихся с помощью презентации, текстов разных стилей

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека"»

Тема урока: Описание внешности человека

Цель: познакомить с описанием внешности человека, литературным портретом: помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.

Задачи:

Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Ход урока.

1.Организационный момент, приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста. Всё ли готово к уроку? Тогда можно начинать.


2.Вызов:

выразительное чтение учителем отрывка из романа А.С. Пушкина «Дубровский»:


«Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев.

Приметы …, составленные по сказкам бывших ….дворовых людей.

От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

- И только, - сказал Кирила Петрович.

- Только,- отвечал исправник, складывая бумагу.

- Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы , не прямой нос да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл. Нечего сказать, умные головушки приказные!»

2.Формулирование темы урока и целеполагание:


Учитель: - Почему Кирила Петрович смеется над этим объявлением? И почему не могут поймать Дубровского ?

-Как вы думаете. почему я начала урок с этого фрагмента из романа? Что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?

-Попытайтесь сформулировать тему урока. какие задачи мы сегодня перед собой поставим?

1.Узнать (особенности текста-описания внешности человека)

2.Пополнить (запас портретной лексики)

3.Учиться (передавать характер и состояние человека через его портрет)

4.Подготовиться (к сочинению-описанию внешности человека)



3.Определение практической значимости проводимой работы.

Учитель:

-В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность, умение описывать внешность человека, отмечать его индивидуальные особенности?

(-найти пропавшего человека

-описать своего друга или подругу кому-то;

-научиться писать сочинение-описание внешности человека)


4.Повторение типов речи.

-Какой тип речи будем использовать сегодня на уроке?(описание)


Работа с презентацией.

Учитель: Обратимся к произведениям живописи.

-Как называется описание природы?(слайд 6)

-Как называется описание неживой природы?(слайд 7)

-Как называется описание внешности человека?(слайд 8)

(портрет)

5.А теперь выясним, какие бывают портреты?

Работа в парах:

1 группаПожалуйста, прочитайте отрывок.(слайд 9)

И.С.Тургенев «Бежин луг» «Портреты мальчиков»

(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.

Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы....., сдвинутые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати.... с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.... только изредка выставлял кудрявую голову.

Учитель: Кто назовет автора и произведение? (“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2. (слайд №6)

2 группа. Описание Митраши и Насти(слайд 10)

Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)

9 слайд Описание Валека – героя произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья”

3 группа чтение отрывка.(слайд 11)

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

УчительКто автор этого отрывка? Какова задача этого описания? (Показать социальное положение)

- А вот ещё один портрет:

Учитель:  Прочитайте 1 группа.

(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет).

1 группа: Ее приметы: на вид 10-12 лет, среднего телосложения, рост 140 см., волосы каштановые, вьющиеся, ниже плеч, глаза карие. Между верхних зубов – небольшая щель.



Учитель: Определите задачу этого описания? (передача особых примет)

2группа: Описание человека негроидной расы. Энциклопедия.

Дети читают словарную статью из энциклопедии, отвечают на вопросы, определяют цель описания – передачу национальных черт.(слайд 13)

2 группа

Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.

Учитель: А какова задача этого описания? Ребята, из каких источников прозвучали эти описания?

6. Виды описаний.

Учитель: Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид? Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)

Учитель: В каком стиле будете работать вы? Обратим внимание на особенности художественного описания.

5. Творческое задание.

Цель: выявить особенности художественного описания.

Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.

Учитель: Обратим внимание на особенности художественного описания. Всмотритесь в литературные портреты и назовите портретные изобразительно-выразительные средства в них.

(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)

Учитель: А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Почему?

 деловом, научном. В них даны конкретные данные о человеке.)

-На что мы обращаем внимание в 1 очередь, знакомясь с человеком?(лицо, глаза)

-Какова самая говорящая деталь на лице человека?(глаза)

Ребята, скажите, а какие могут быть глаза?

(обмен мнениями)

-Действительно, глаза многое могут рассказать нам о своём хозяине! Посмотрите в глаза друг другу. Какие разные они у вас. А какие глаза у вашего соседа?

  • А вы знаете, что различие в цвете глаз древних людей наводило на мысль, что индивидуальная окраска радужки несёт в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что цвет глаз связан с характером человека.

Задание:

Обратите внимание на таблицу «Зависимость характера от цвета глаз» (копия таблицы № 2 прилагается) и сравните свои наблюдения с представленными в ней данными.

Цвет глаз и характер

Голубые

Люди с голубыми глазами умеют обращать на себя внимание и, несомненно, нравятся окружающим. Обладатели голубых глаз часто кажутся окружающим чересчур ранимыми и чувствительными. У них сильно развито восприятие и воображение, они могут обидеться на любой пустяк. Потому в общении с ними рекомендуется крайне осторожно использовать фразы, которые можно толковать двусмысленно.

Серые

Обладатели серых глаз почти всегда доброжелательны и внимательны к окружающим. Они отличаются пунктуальностью, честностью, порядочностью и позитивным настроем.

Карие

Люди с карими глазами чаще всего отличаются повышенной эмоциональностью, излишней впечатлительностью, неустойчивостью нервной системы, но они обладают огромной волей и несгибаемой силой духа, умеют постоять за себя и не дадут в обиду родственников и друзей. в трудной ситуации они не подведут.

Чёрные

Для людей с черными глазами характерно некоторое стремление к лидерству, удивительное обаяние. Они прекрасно могут понять, что чувствует другой человек и вместе с тем бывают излишне нетерпимыми. Такие люди не любят и не хотят подолгу оставаться на одном месте, им необходима смена пространства и впечатлений.

Зелёные

Зеленые очи говорят о душевной расположенности человека к общению, о его склонности участвовать в жизни других, романтизме и чувственности.



-У кого они совпали? Но каким бы ни был цвет ваших глаз, помните, что путь совершенствования открыт для всех, вне зависимости от того, чем наделила человека природа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Как о многом могут рассказать глаза! Поэтому их надо беречь, заботиться о том, чтобы они не уставали.

Гимнастика для глаз.

    1. Зажмурьтесь и откройте глаза.

    2. Делайте круговые движения глазами, не поворачивая головы.

    3. Вытяните руки, следите за ними глазами.

    4. Приблизьте палец к себе и отведите обратно.

Посмотрите вдаль так, чтобы очертания предметов затуманились.

Учитель:

– А теперь обратимся ещё к одному тексту. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника».



– Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о герое, уже можно о многом догадаться. Что мы можем сказать о судьбе этого человека?

(На его долю выпали такие испытания, которые лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца, интерес к окружающему, «умертвили» глаза, значит, мертва и душа.)

– Именно глаза часто запоминаются нам, когда остальные черты лица стираются.



Работа над заданиями № 1

Задание № 1

Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:

бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.

Работа над заданием № 2

Задание № 2

Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека:

круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.

- Как вы думаете, достаточно при описании внешности упомянуть только лицо и глаза человека?

- Конечно, нет.

- Что еще нам потребуется для описания?

- фигура, походка, волосы, нос, улыбка и т.д.

Работа над заданием № 3

Задание № 3

Продлите ряд синонимов:


Человек – черноволосый, белокурый,


Нос – с горбинкой, прямой,


Губы - полные, превосходно очерченные, пунцовые.


Улыбка – неожиданная, очаровательная, наивная


Фигура – высокая, стройная. гибкая



Учитель:

-Какой вывод мы можем сделать? На что надо обращать внимание при написании сочинения – описания внешности человека?

Надо не просто описывать общие черты. Следует отыскать особенную, неповторимую деталь, которая позволит мгновенно узнать человека, сделать заметным на фоне остальных людей.

Дети называют, из чего состоит сочинение-описание внешности. Учитель записывает на доске.

1.Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).

2. Возраст.

3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.

4. Описание лица:

а) глаза, их выражение, взгляд;

б) улыбка;

в) описание рта;

г) описание щек, носа;

д) описание прически (цвет волос, длина волос).

5. Описание одежды.

6. Настроение.

7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.

8. Отношение к людям.

Потом этот план высвечиваем на экране. Смотрим, что отсутствует в записях


-Прежде, чем я предложу вам следующее задание. обратимся к эпиграфу урока

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Учитель: -Помните об этом, когда будете выполнять следующее задание. Я попрошу вас выполнить творческую работу: создать словесную зарисовку «Угадай одноклассника». Вам надо включить в текст компоненты описания внешности,


Задание № 4

-Опишите своего одноклассника, чтобы его узнали другие.


Учащиеся записывают текст.

Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания. (чтение описаний сначала всего отрывка)

Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.

7.  Межпредметные связи.

Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.

Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра. Посмотрим на портреты и художников их создавших.

20-22 слайд Художники.

Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета,

Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета,

Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.

Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.

8. Подведение итогов.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Вернемся к задачам урока.

23 слайд Цели урока

Учитель: Посмотрите на задачи урока и подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились? Где могут пригодиться полученные сегодня знания?

(ответы учащихся)

Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.

22 слайд Домашнее задание.

Учитель: Ребята, дома вы опишите своего одноклассника, используя карточки-подсказки. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.



Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы прочитать вам высказывание выдающегося русского философа А.Ф. Лосева.



«…Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом».

Ребята, мы с вами сегодня много говорили о лице, о глазах человека, а как вы думаете, что может сделать любое лицо милым и привлекательным?

-Конечно. улыбка! Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за работу на уроке.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!