СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме: Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с эпитетом, его назначением. Обогатить словарь детей эпитетами.  

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме: Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.»

   Тема: Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.

Тема: Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.

Задача: познакомить детей с эпитетом, его назначением. Обогатить словарь детей эпитетами.

Задача: познакомить детей с эпитетом, его назначением. Обогатить словарь детей эпитетами.

 I. Речевая разминка. Введение понятия.   — Сейчас вы прочитаете части стихотворений, в которых разные поэты нарисовали картины природы.

I. Речевая разминка.

Введение понятия.

— Сейчас вы прочитаете части стихотворений, в которых разные поэты нарисовали картины природы.

1. Афанасий Фет ...картина, Как ты мне родна: ...равнина, ...луна, Свет небес..., И... снег, И саней... ...бег. (Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий).  -Возникли ли картины в нашем воображении? Давайте попробуем восстановить текст.

1. Афанасий Фет

...картина,

Как ты мне родна:

...равнина,

...луна,

Свет небес...,

И... снег,

И саней...

...бег.

(Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий).

-Возникли ли картины в нашем воображении? Давайте попробуем восстановить текст.

Афанасий Фет Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна, Свет небес высоких,  И блестящий снег,  И саней далеких  Одинокий бег. … картина,  Как ты мне родна:  … равнина,  … луна, Свет небес …,  И … снег,  И саней …. … бег. — Как вы думаете, приятны ли автору воспоминания об этой картине? Докажите. — Какая же эта картина — определите её одним словом. — Картину какого времени года рисует поэт? — Какого цвета равнина зимой? — Ночь тёмная или светлая? — Какая на небе луна в светлую ночь? — Небеса от света луны кажутся... — Луна освещает снег, и он блестит, искрится. Снег какой?

Афанасий Фет

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

… картина, Как ты мне родна: … равнина, … луна,

Свет небес …, И … снег, И саней ….

… бег.

— Как вы думаете, приятны ли автору воспоминания об этой картине? Докажите.

— Какая же эта картина — определите её одним словом.

— Картину какого времени года рисует поэт?

— Какого цвета равнина зимой?

— Ночь тёмная или светлая?

— Какая на небе луна в светлую ночь?

— Небеса от света луны кажутся...

— Луна освещает снег, и он блестит, искрится. Снег какой?

 2. ....картина! Алексей Плещеев Тучи без конца,  Дождик так и льется,  Лужи у крыльца... ...рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка  ...пятном. Что ты рано в гости,  Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! (Скучная, чахлая, сереньким).

2.

....картина! Алексей Плещеев

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

...рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

...пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

(Скучная, чахлая, сереньким).

Скучная картина ! Алексей Плещеев  Тучи без конца,  Дождик так и льется,  Лужи у крыльца…  Чахлая рябина  Мокнет под окном;  Смотрит деревушка  Сереньким пятном.  Что ты рано в гости,  Осень, к нам пришла?  Еще просит сердце  Света и тепла! -Картину какого времени года рисует Плещеев? Радует ли осень поэта? Докажите. Какая же это картина? -К словам «рябина» и «пятном» — подберите подходящие по смыслу определения, сопоставьте с авторскими.

Скучная картина ! Алексей Плещеев Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!

-Картину какого времени года рисует Плещеев? Радует ли осень поэта? Докажите. Какая же это картина?

-К словам «рябина» и «пятном» — подберите подходящие по смыслу определения, сопоставьте с авторскими.

-Одинаковы ли по настроению нарисованные авторами картины? Как надо прочитать эти стихотворения, с какой эмоциональной окраской? Что передать при чтении? (Выразительное чтение). Скучная картина!  Тучи без конца,  Дождик так и льется,  Лужи у крыльца…  Чахлая рябина  Мокнет под окном;  Смотрит деревушка  Сереньким пятном.  Что ты рано в гости,  Осень, к нам пришла?  Еще просит сердце  Света и тепла!  А. Плещеев Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна, Свет небес высоких,  И блестящий снег,  И саней далеких  Одинокий бег. А. Фет — В каком стиле написаны оба текста? Докажите. Перечислите слова, которые помогли авторам нарисовать «чудную» и «скучную» картины. Что называют (определяют) эти слова? На какие вопросы они отвечают? Какие из этих слов эмоционально окрашены? Какие нейтральны?

-Одинаковы ли по настроению нарисованные авторами картины? Как надо прочитать эти стихотворения, с какой эмоциональной окраской? Что передать при чтении? (Выразительное чтение).

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!

А. Плещеев

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

А. Фет

— В каком стиле написаны оба текста? Докажите. Перечислите слова, которые помогли авторам нарисовать «чудную» и «скучную» картины. Что называют (определяют) эти слова? На какие вопросы они отвечают? Какие из этих слов эмоционально окрашены? Какие нейтральны?

Обобщение Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие), называются эпитетами . Эпитеты употребляются чаще всего в художественном стиле. Они могут быть эмоционально окрашенными или нейтральными, но в любом случае эпитеты помогают автору нарисовать, а также читателю представить, вообразить какую-либо картину.

Обобщение

Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие), называются эпитетами .

Эпитеты употребляются чаще всего в художественном стиле. Они могут быть эмоционально окрашенными или нейтральными, но в любом случае эпитеты помогают автору нарисовать, а также читателю представить, вообразить какую-либо картину.

II. Закрепление.   1. Выделить эпитеты. Определите, с какой целью они использованы.   а) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду... С. Есенин б) Ветерок веселый робок и застенчив... С. Есенин

II. Закрепление.

1. Выделить эпитеты. Определите, с какой целью они использованы.

а)

Закружилась листва золотая

в розоватой воде на пруду...

С. Есенин

б)

Ветерок веселый робок и

застенчив...

С. Есенин

в) ...Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! А. С. Пушкин

в)

...Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

А. С. Пушкин

г) Как на площади народ собирается, Заунывный гудит-воет колокол, Разглашает всюду весть недобрую... М. Лермонтов

г)

Как на площади народ собирается,

Заунывный гудит-воет колокол,

Разглашает всюду весть недобрую...

М. Лермонтов

д) Пред глазами конный ряд: Два коня и ряду стоят, Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой... П. Ершов

д)

Пред глазами конный ряд:

Два коня и ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой...

П. Ершов

е) Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными... (о матери). С. Есенин

е)

Милая, добрая, старая, нежная,

с думами грустными...

(о матери).

С. Есенин

Вывод Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных.

Вывод

Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных.

2. Объедините тексты по сходству темы. Сравните их эмоциональную окраску. Нарисуйте словесные картинки к любым текстам с общей темой.

2. Объедините тексты по сходству темы. Сравните их эмоциональную окраску. Нарисуйте словесные картинки к любым текстам с общей темой.

— Вышел клен, вихрастый и бедовый,  И с пригорка ловит синеву... — Клен ты мой опавший, клен заледенелый..  Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? — Кроет уж лист золотой  Влажную землю в лесу... — Осень. Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят. — Из-за леса, леса темного.  Подымалась красна зорюшка, Надвигалась туча черная... — Из-за дальних лесов, из- за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучи серые разгоняючи, Заря алая подымается. Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается.

— Вышел клен, вихрастый и бедовый,

И с пригорка ловит синеву...

— Клен ты мой опавший, клен заледенелый..

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

— Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

— Осень.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

— Из-за леса, леса темного.

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная...

— Из-за дальних лесов, из- за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

III. Подробный пересказ текста с использованием эпитетов.    Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет, неяркий и неподвижный, был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так началась осень. По К. Паустовскому (Детям раздать текст.)

III. Подробный пересказ текста с использованием эпитетов.

Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет, неяркий и неподвижный, был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так началась осень.

По К. Паустовскому

(Детям раздать текст.)

— Прочитайте текст. Озаглавьте его с точки зрения темы. — С чего началась для К. Паустовского осень? Чем этот свет был похож на солнечный? Но почему он показался писателю странным? Было ли утро солнечным? — Какие сравнения использует писатель, чтобы показать необычность света? Какое сходство лежит в основе этих сравнений? — Что же было источником света? Почему за одну ночь черная земля покрылась грудами листьев? Почему груды листьев названы шумными? — Объясните значение слова «сияние». В сочетании с каким эпитетом оно употреблено? Замените слово «тусклый» близким по смыслу. С какой целью К. Паустовский использует «тусклый» при слове «сияние»? — Перечитайте текст. Подчеркните эпитеты. — Вам нужно пересказать отрывок, как можно ближе к тексту. О чем будете рассказывать? Какую основную мысль нужно передать при пересказе? Какие эпитеты и сравнения нужно использовать в пересказе? (Пересказ, близкий к тексту. Рецензирование).

— Прочитайте текст. Озаглавьте его с точки зрения темы.

— С чего началась для К. Паустовского осень? Чем этот свет был похож на солнечный? Но почему он показался писателю странным? Было ли утро солнечным?

— Какие сравнения использует писатель, чтобы показать необычность света? Какое сходство лежит в основе этих сравнений?

— Что же было источником света? Почему за одну ночь черная земля покрылась грудами листьев? Почему груды листьев названы шумными?

— Объясните значение слова «сияние». В сочетании с каким эпитетом оно употреблено? Замените слово «тусклый» близким по смыслу. С какой целью К. Паустовский использует «тусклый» при слове «сияние»?

— Перечитайте текст. Подчеркните эпитеты.

— Вам нужно пересказать отрывок, как можно ближе к тексту. О чем будете рассказывать? Какую основную мысль нужно передать при пересказе? Какие эпитеты и сравнения нужно использовать в пересказе?

(Пересказ, близкий к тексту. Рецензирование).

I V . Итог урока -Какие слова помогают нам нарисовать различные картины? Как такие слова называются? Приведите примеры.

I V . Итог урока

-Какие слова помогают нам нарисовать различные картины? Как такие слова называются? Приведите примеры.

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)