Тема: Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.
Задача: познакомить детей с эпитетом, его назначением. Обогатить словарь детей эпитетами.
I. Речевая разминка.
Введение понятия.
— Сейчас вы прочитаете части стихотворений, в которых разные поэты нарисовали картины природы.
1. Афанасий Фет
...картина,
Как ты мне родна:
...равнина,
...луна,
Свет небес...,
И... снег,
И саней...
...бег.
(Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий).
-Возникли ли картины в нашем воображении? Давайте попробуем восстановить текст.
Афанасий Фет
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
… картина, Как ты мне родна: … равнина, … луна,
Свет небес …, И … снег, И саней ….
… бег.
— Как вы думаете, приятны ли автору воспоминания об этой картине? Докажите.
— Какая же эта картина — определите её одним словом.
— Картину какого времени года рисует поэт?
— Какого цвета равнина зимой?
— Ночь тёмная или светлая?
— Какая на небе луна в светлую ночь?
— Небеса от света луны кажутся...
— Луна освещает снег, и он блестит, искрится. Снег какой?
2.
....картина! Алексей Плещеев
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
...рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
...пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
(Скучная, чахлая, сереньким).
Скучная картина ! Алексей Плещеев Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!
-Картину какого времени года рисует Плещеев? Радует ли осень поэта? Докажите. Какая же это картина?
-К словам «рябина» и «пятном» — подберите подходящие по смыслу определения, сопоставьте с авторскими.
-Одинаковы ли по настроению нарисованные авторами картины? Как надо прочитать эти стихотворения, с какой эмоциональной окраской? Что передать при чтении? (Выразительное чтение).
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!
А. Плещеев
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
А. Фет
— В каком стиле написаны оба текста? Докажите. Перечислите слова, которые помогли авторам нарисовать «чудную» и «скучную» картины. Что называют (определяют) эти слова? На какие вопросы они отвечают? Какие из этих слов эмоционально окрашены? Какие нейтральны?
Обобщение
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие), называются эпитетами .
Эпитеты употребляются чаще всего в художественном стиле. Они могут быть эмоционально окрашенными или нейтральными, но в любом случае эпитеты помогают автору нарисовать, а также читателю представить, вообразить какую-либо картину.
II. Закрепление.
1. Выделить эпитеты. Определите, с какой целью они использованы.
а)
Закружилась листва золотая
в розоватой воде на пруду...
С. Есенин
б)
Ветерок веселый робок и
застенчив...
С. Есенин
в)
...Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
А. С. Пушкин
г)
Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит-воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую...
М. Лермонтов
д)
Пред глазами конный ряд:
Два коня и ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой...
П. Ершов
е)
Милая, добрая, старая, нежная,
с думами грустными...
(о матери).
С. Есенин
Вывод
Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных.
2. Объедините тексты по сходству темы. Сравните их эмоциональную окраску. Нарисуйте словесные картинки к любым текстам с общей темой.
— Вышел клен, вихрастый и бедовый,
И с пригорка ловит синеву...
— Клен ты мой опавший, клен заледенелый..
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
— Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
— Осень.
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
— Из-за леса, леса темного.
Подымалась красна зорюшка,
Надвигалась туча черная...
— Из-за дальних лесов, из- за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
III. Подробный пересказ текста с использованием эпитетов.
Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет, неяркий и неподвижный, был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так началась осень.
По К. Паустовскому
(Детям раздать текст.)
— Прочитайте текст. Озаглавьте его с точки зрения темы.
— С чего началась для К. Паустовского осень? Чем этот свет был похож на солнечный? Но почему он показался писателю странным? Было ли утро солнечным?
— Какие сравнения использует писатель, чтобы показать необычность света? Какое сходство лежит в основе этих сравнений?
— Что же было источником света? Почему за одну ночь черная земля покрылась грудами листьев? Почему груды листьев названы шумными?
— Объясните значение слова «сияние». В сочетании с каким эпитетом оно употреблено? Замените слово «тусклый» близким по смыслу. С какой целью К. Паустовский использует «тусклый» при слове «сияние»?
— Перечитайте текст. Подчеркните эпитеты.
— Вам нужно пересказать отрывок, как можно ближе к тексту. О чем будете рассказывать? Какую основную мысль нужно передать при пересказе? Какие эпитеты и сравнения нужно использовать в пересказе?
(Пересказ, близкий к тексту. Рецензирование).
I V . Итог урока
-Какие слова помогают нам нарисовать различные картины? Как такие слова называются? Приведите примеры.
Литература
Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)