ФИО автора работы: | Галактионова Эльвира Викторовна |
Должность: | Учитель русского языка и литературы |
Место работы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа» |
Название работы: | Путевые заметки как жанр художественной публицистики |
Предметная область: | Русский язык |
Цели и задачи: | обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями; развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе. |
Аннотация: | Данное учебное занятие рассчитано на 2 академических часа. Урок направлен на активизацию знаний в области русского языка (знакомство с жанром путевых заметок, повторение жанров публицистики, подготовка к выполнению задания С на ГИА), литературы (повторение содержания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», наблюдение над своеобразием стиля романа), географии (определение координат, особенности климатических условий определенных территорий), информатики (работа в программе PowerPoint, с ресурсами Интернета). Перед уроком класс делится на группы, каждая из которых работает по своему путевому листу. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания и навыки исследовательской работы, но и отрабатывают коммуникативные качества, учатся работать в команде. Для достижения положительных, полноценных и содержательных результатов в предложенной им работе (объем работы достаточно велик даже для 2-х уроков), ребятам необходимо распределить обязанности, выполняемые каждым членом группы, а затем результаты поиска соединить в один проект. Итогом всей работы становится воспитание тяги к самостоятельному добыванию новых знаний, которые приводят к всестороннему развитию будущего выпускника. |
Тема: Путевые заметки как жанр художественной публицистики
Тип урока: развитие речи
Цели:
обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.
Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.
Ведущий метод: проектно-исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, путевые листы, компьютеры (планшеты, ноутбуки), подключенные к сети Интернет, географическая карта (Евразия), атласы.
Ход урока.
Позвольте начать наш урок со слов А.Т.Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь…
-
Определение темы и цели урока.
-
Объясните, как вы понимаете слова А.Т. Твардовского?
-
Какие ассоциации вызывает у вас слово «путешествие»?
-
Каждый из вас в своей жизни уже совершил путешествие, будь то поездка на дачу, в гости к бабушке или в заграничные страны. И у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления вы передаете через Интернет. Всегда ли вам легко письменно оформить свои чувства и мысли?
-
Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2)
-
Мы обязательно научимся грамотно оформлять свои путевые заметки, отправившись в путешествие вслед за героем М.Ю.Лермонтова – Григорием Александровичем Печориным. А так же попытаемся выяснить: действительно ли Г. Печорин посетил описанные им места.
-
Подготовительный этап.
-
К какому жанру и роду литературы относятся путевые заметки?
-
Чему посвящены публицистические произведения?
-
Расскажите о жанрах публицистики. (Слайд 3)
-
Обратимся непосредственно к путевым заметкам, сформулируйте, что это за вид текста?
-
Работа над составлением плана.
-
Как вы думаете, что вы будете рассказывать о своих путешествиях? (указание географического пункта, описание природы, достопримечательностей, климата, погоды, обычаях и нравах местных жителей; рассказ о встретившихся людях, их внешности, привычках; оценка увиденного).
-
На основе ваших ответов составьте план своих путевых заметок.(Слайд 4)
-
Постановка учебной задачи.
-
Итак, мы знаем в каком порядке нам необходимо выстроить свои впечатления. Настало время обратиться к путешествиям Г.А.Печорина и пройти его путь. Вспомните, где довелось побывать герою романа? (Тамань, Кавказ, казачья станица, Пятигорск). (Слайд 6)
-
Сейчас каждая из ваших туристических групп отправится в один из этих географических пунктов. Ваша задача: увидеть и записать впечатления Григория Печорина. А так же, с помощью Интернета, дополнить информацию переданную героем. В ходе вашей работы не забудьте заполнять путевые листы.
Путевой лист.
Название пункта назначения. | |
Координаты (долгота и широта, положение на карте) | |
Природные и климатические особенности данной местности | Глазами героя романа | |
В соответствии с действительностью (Интернет) | |
Достопримечатель-ности | отмеченные Печориным | |
указанные в современных путеводителях | |
Время года, указанное в романе | |
Обычаи и нравы местных жителей | |
Описание людей, встретившихся Печорину. | |
Фотографии местности (ресурсы Интернета) | |
-
Самостоятельная работа по сбору материала и составлению презентаций-отчетов о проделанной работе.
-
Защита проектов.
В ходе представления своей работы, обучающиеся отмечают на географической карте место пребывания своей группы, рассказывают о впечатлениях Г.А.Печорина в сопоставлении со сведениями, полученными в Интернете. Рассказы сопровождаются показом презентаций.
-
Подведение итогов работы.
-
Можно ли с уверенностью сказать, что Печорин действительно побывал в описанных им местах? (Да, Печорин действительно побывал в Тамани, Пятигорске и на Кавказе. Но о казачьей станице сведения скудны, чтобы с точностью определить ее географическое положение)
-
На ваш взгляд сведений данных в романе достаточно, чтобы составить впечатление о путешествии героя?
-
Перечитайте свои путевые листы. У вас получились связанные тексты-сочинения?
-
Что необходимо добавить к вашей информации? (вступление и заключение)
-
О чем можно написать во вступлении? (причины путешествия)
-
О чем можно написать в заключении? (итоговые впечатления от путешествия)
-
От какого лица необходимо вести рассказ? (от первого лица, так как в тексте отражаются впечатления путешественника, увидевшего все описанное своими глазами).
-
Какие типы использованы в работе? (повествование – рассказ о событиях; описание – изображение природы и людей; рассуждение – оценка происходящего, увиденного).
-
Рефлексия. (Слайд 7)
Продолжи фразу:
-
Сегодня я узнал…
-
Было трудно…
-
Я научился…
-
У меня получилось…
-
Я попробую…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Домашнее задание.
Сочинение в жанре путевых заметок о путешествии по нашему городу (селу).
Литература:
-
Роман М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
-
Русский язык. Учебник по ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. Издательство «Дрофа» 2013 год.
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятигорск
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Пятигорска
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Кавказа
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамань
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Тамани
-
http://otvet.mail.ru/question/53180669 (Информация о казачьей станице – месте действия главы «Фаталист»)
-
http://studmedia.info/book/export/html/163 (Виды и жанры публицистики)