СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "Путевые заметки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок - путешествие, направленный на подготовку обучающихся к написанию сочинения в форме путевых заметок. Разработан на основе романа М.Б. Лермонтова "Гергой нашего времени"

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "Путевые заметки"»

ФИО автора работы:

Галактионова Эльвира Викторовна


Должность:

Учитель русского языка и литературы


Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа»

Название работы:

Путевые заметки как жанр художественной публицистики

Предметная область:

Русский язык


Цели и задачи:

обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.

Аннотация:

Данное учебное занятие рассчитано на 2 академических часа. Урок направлен на активизацию знаний в области русского языка (знакомство с жанром путевых заметок, повторение жанров публицистики, подготовка к выполнению задания С на ГИА), литературы (повторение содержания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», наблюдение над своеобразием стиля романа), географии (определение координат, особенности климатических условий определенных территорий), информатики (работа в программе PowerPoint, с ресурсами Интернета). Перед уроком класс делится на группы, каждая из которых работает по своему путевому листу. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания и навыки исследовательской работы, но и отрабатывают коммуникативные качества, учатся работать в команде. Для достижения положительных, полноценных и содержательных результатов в предложенной им работе (объем работы достаточно велик даже для 2-х уроков), ребятам необходимо распределить обязанности, выполняемые каждым членом группы, а затем результаты поиска соединить в один проект. Итогом всей работы становится воспитание тяги к самостоятельному добыванию новых знаний, которые приводят к всестороннему развитию будущего выпускника.
































Тема: Путевые заметки как жанр художественной публицистики

Тип урока: развитие речи

Цели:

обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.

Ведущий метод: проектно-исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, путевые листы, компьютеры (планшеты, ноутбуки), подключенные к сети Интернет, географическая карта (Евразия), атласы.


Ход урока.

  • Организационный момент. (Слайд 1)

Позвольте начать наш урок со слов А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь…


  1. Определение темы и цели урока.

  • Объясните, как вы понимаете слова А.Т. Твардовского?

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «путешествие»?

  • Каждый из вас в своей жизни уже совершил путешествие, будь то поездка на дачу, в гости к бабушке или в заграничные страны. И у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления вы передаете через Интернет. Всегда ли вам легко письменно оформить свои чувства и мысли?

  • Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2)

  • Мы обязательно научимся грамотно оформлять свои путевые заметки, отправившись в путешествие вслед за героем М.Ю.Лермонтова – Григорием Александровичем Печориным. А так же попытаемся выяснить: действительно ли Г. Печорин посетил описанные им места.

  1. Подготовительный этап.

  • К какому жанру и роду литературы относятся путевые заметки?

  • Чему посвящены публицистические произведения?

  • Расскажите о жанрах публицистики. (Слайд 3)

  • Обратимся непосредственно к путевым заметкам, сформулируйте, что это за вид текста?


  1. Работа над составлением плана.

  • Как вы думаете, что вы будете рассказывать о своих путешествиях? (указание географического пункта, описание природы, достопримечательностей, климата, погоды, обычаях и нравах местных жителей; рассказ о встретившихся людях, их внешности, привычках; оценка увиденного).

  • На основе ваших ответов составьте план своих путевых заметок.(Слайд 4)


  1. Постановка учебной задачи.

  • Итак, мы знаем в каком порядке нам необходимо выстроить свои впечатления. Настало время обратиться к путешествиям Г.А.Печорина и пройти его путь. Вспомните, где довелось побывать герою романа? (Тамань, Кавказ, казачья станица, Пятигорск). (Слайд 6)

  • Сейчас каждая из ваших туристических групп отправится в один из этих географических пунктов. Ваша задача: увидеть и записать впечатления Григория Печорина. А так же, с помощью Интернета, дополнить информацию переданную героем. В ходе вашей работы не забудьте заполнять путевые листы.

Путевой лист.

Название пункта назначения.



Координаты (долгота и широта, положение на карте)



Природные и климатические особенности данной местности

Глазами героя романа



В соответствии с действительностью (Интернет)


Достопримечатель-ности

отмеченные Печориным



указанные в современных путеводителях


Время года, указанное в романе



Обычаи и нравы местных жителей



Описание людей, встретившихся Печорину.



Фотографии местности (ресурсы Интернета)




  1. Самостоятельная работа по сбору материала и составлению презентаций-отчетов о проделанной работе.


  1. Защита проектов.

В ходе представления своей работы, обучающиеся отмечают на географической карте место пребывания своей группы, рассказывают о впечатлениях Г.А.Печорина в сопоставлении со сведениями, полученными в Интернете. Рассказы сопровождаются показом презентаций.


  1. Подведение итогов работы.

  • Можно ли с уверенностью сказать, что Печорин действительно побывал в описанных им местах? (Да, Печорин действительно побывал в Тамани, Пятигорске и на Кавказе. Но о казачьей станице сведения скудны, чтобы с точностью определить ее географическое положение)

  • На ваш взгляд сведений данных в романе достаточно, чтобы составить впечатление о путешествии героя?

  • Перечитайте свои путевые листы. У вас получились связанные тексты-сочинения?

  • Что необходимо добавить к вашей информации? (вступление и заключение)

  • О чем можно написать во вступлении? (причины путешествия)

  • О чем можно написать в заключении? (итоговые впечатления от путешествия)

  • От какого лица необходимо вести рассказ? (от первого лица, так как в тексте отражаются впечатления путешественника, увидевшего все описанное своими глазами).

  • Какие типы использованы в работе? (повествование – рассказ о событиях; описание – изображение природы и людей; рассуждение – оценка происходящего, увиденного).

  1. Рефлексия. (Слайд 7)

Продолжи фразу:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я попробую…

  • Урок дал мне для жизни…


  1. Домашнее задание.

Сочинение в жанре путевых заметок о путешествии по нашему городу (селу).







Литература:

  1. Роман М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

  2. Русский язык. Учебник по ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. Издательство «Дрофа» 2013 год.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятигорск

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Пятигорска

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Кавказа

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамань

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Тамани

  9. http://otvet.mail.ru/question/53180669 (Информация о казачьей станице – месте действия главы «Фаталист»)

  10. http://studmedia.info/book/export/html/163 (Виды и жанры публицистики)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя