СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "Текст"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 5 классе по теме "текст"

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "Текст"»

Тема урока: «Текст». 5 класс.

Цели урока:

1) формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;

2) развитие речи, словесно-логического, наглядно-образного мышления;


Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня нам предстоит не только изучить новую тему по русскому языку, но и сделать несколько открытий. Вы будете учёными-историками, которые связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.


II. Работа по теме урока:

1.Тема нашего урока « Текст» слайд №1(запись даты и темы в тетрадь).

Возникает вопрос: «А что такое текст?» (проблемный вопрос записан на доске). Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Повторение понятия текста

Задание: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Они проводятся каждые четыре года. Олимпийские игры делятся на зимние и летние.

Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Я смотрю телевизор. Российские волейболисты в 2012 году стали главными героями Олимпиады. Мама купит мне мячик.

Работа по учебнику (определение).

3. Теоретическая часть. (учащимся выдаются карточки -теория по теме).

Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны, во-первых, общей темой. Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

В тексте предложения связаны, во-вторых, основной мыслью. Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста.





Коллективная работа по карточкам с подробным комментированием.

Основные признаки текста:

1) Единство_________________________________________ .

2) Наличие __________________________________________ .

3) Определённый ________________ предложений.

4) ___________________________________________ предложений в тексте.

5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос ______ или_______ говорится в тексте.

Результат:

Основные признаки текста:

1) Единство темы текста.

2) Наличие основной мысли текста.

3) Определённый порядок предложений.

4) Смысловая и грамматическая часть предложений в тексте.

5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в тексте.



4. Слайд №2. Актуализация полученных знаний.

Задание: послушайте сообщение, что такое красная строка, зачем она нужна. Слайд №3.

Индивидуальное задание: сообщение ученика (цы) о красной строке.

Примерное сообщение: (ученик может подготовиться как самостоятельно, так и с учителем).

Книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки.

Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть.

Абзац в первоначальном значении своем — то же, что и красная строка.



Слайды № 4,5,6,7.


5. Физминутка.

«Разминка».

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.



IV. Практическая итоговая часть. Слово учителя (см.орг.момент-связка).

Задание:

  1. Прочитайте текст (по цепочке);


Олимпийские игры.

Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности.

Считается, что первые игры проводились в 776 году до нашей эры в греческом городе Олимпии на берегу реки Алфей. Они проводились один раз в четыре года .

В состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев тренироваться вне Олимпии, затем 1—2 месяца в Олимпии.

На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался.

Греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

Перед состязаниями каждый атлет давал клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы.

Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры.

Победителя встречал весь город. В городской стене делали пролом, куда на колеснице въезжал победитель, пролом в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда его не покидала.

В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр.

Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов.

Возобновились игры в 1896 году в Греции. В их возрождении большую роль сыграл французский общественный деятель Пьер де Кубертен.

Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов планеты.



  1. Докажите, что это текст;

  2. Определите тему текста;

  3. Проанализируйте заголовок. Как бы вы назвали этот текст?

  4. В тексте выделено несколько красных строк. Как мы их называем?

Развитие речи: учащимся предлагается по слайдам пересказать текст. Презентация №2 (слайды 1-7).

V. Итог урока.

Ребята, мы с вами в начале урока поставили две цели: первая- узнать, что такое текст, вторая- попробовать себя в роли учёных-историков.

Как вы думаете у нас всё получилось?

Тест.


1.Текст – это:

а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

б) отдельные предложения;

в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

б) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

а) да;

б) нет.



VI. Домашнеее задание.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!