Тема: Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.
Задача: познакомить детей с устаревшими и новыми словами; учить находить эти слова в тексте.
I. Речевая разминка.
— Ребята, какое время года наступило?
— А кто вспомнит и прочитает нам стихи о зиме?
— А теперь выразительно прочитайте отрывок, который написан на доске:
Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.
— Кто вспомнил автора этих строк?
II. Знакомство с устаревшими словами.
Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.
— Посмотрите внимательно еще раз на это четверостишие и скажите, все ли слова вам понятны?
— Итак, мы не понимаем слова: тулуп, кушак, облучок, ямщик.
— Употребляем мы в своей повседневной речи эти слова?
— Да, мы ими уже не пользуемся.
— А как вы думаете, почему?
— Верно, эти слова мы не применяем, так как в жизни нет уже таких предметов и явлений, которые они обозначают.
— Давайте посмотрим, что они обозначают. Откуда мы об этом можем узнать?
- Заглянем в толковый словарь.
Толковый словарь
Кушак — широкий матерчатый пояс.
Облучок — козлы, сиденье для кучера, в передке экипажа.
Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно без застежек, с высоким воротником.
— Слова, которые мы не употребляем сейчас в разговоре, называются устаревшими, архаизмами.
— У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь, меняются и слова.
— Кто может назвать еще устаревшие слова?
— А теперь прочитайте текст № 1 и найдите в нем устаревшие слова.
ТЕКСТ № 1
— Что значит, дедушка, «лакей»? —
Спросил один из малышей.
— А что такое «камергер»? —
Спросил постарше пионер.
— Лакей господским был слугой,
А камергер — вельможей.
Но тот, ребята, и другой —
Почти одно и то же.
У них различье только в том,
Что первый был в ливрее,
Второй — в мундире золотом,
При шпаге, с анненским крестом,
С «Владимиром» на шее.
С. Маршак.
— Прочитайте слова, значение которых вам непонятно.
Толковый словарь
ЛАКЕЙ — слуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении или извозчик повозки (устаревшее значение ). Старший лакей , управлявший всей прислугой в доме, также известен как «дворецкий».
КАМЕРГЕ́Р — придворное почетное звание в некоторых монархических государствах.
Толковый словарь
ЛИВРЕЯ (фр. livrée — отправленная, порученная) — в буржуазных домах и при дворах форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев, швейцаров, кучеров и иных слуг.
МУНДИР (нем. Montur от фр. monture — поставки) — военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.
Толковый словарь
Анненский крест- императорский орден Святой Анны.
С «Владимиром» на шее - императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира.
Толковый словарь
ПИОНЕ́Р - член добровольной детской коммунистической организации в Советском Союзе, а также член детских демократических организаций в ряде других стран.
— Выпишите устаревшие слова.
— Что значит, дедушка, «лакей»? —
Спросил один из малышей.
— А что такое «камергер»? —
Спросил постарше пионер.
— Лакей господским был слугой,
А камергер — вельможей.
Но тот, ребята, и другой —
Почти одно и то же.
У них различье только в том,
Что первый был в ливрее,
Второй — в мундире золотом,
При шпаге, с анненским крестом,
С «Владимиром» на шее.
С. Маршак.
— Эти слова ушли из языка после Октябрьской революции, когда изменилось устройство нашего государства. Название прежних сословий, чинов, в том числе воинских, ушли из жизни. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности. Вот как пишет о таких словах поэт Р. Заславский:
ТЕКСТ № 2
Они пришли издалека, И ты созвучью их доверься И знай: ланиты, око, перси – Не груди, глаз или щека. Слеза стекает по щеке, А слезы льются по ланитам... Повторов нет им в языке, Да жаль, оттенки позабыты. У них особый смысл и суть, Свое особое значенье. Мы лишь в высокие мгновенья На них дерзаем посягнуть...
— О каких старых словах здесь идет речь?
— Ланиты — это щеки, око, очи — глаза, перси — груди. А как называется лоб? Губы?
— Губы — уста, лоб — чело.
— Вот эти старые слова мы применяем «лишь в высокие мгновенья». То есть когда?
— Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке?
— «Баян» — большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым Т. Е. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер «Баян». Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 г. на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке.
А в XII в. — «Баян» — это имя собственное, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено в этом значении:
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана,
И Лелем свитый им венец.
- Можно сказать, что слово прожило в языке три жизни.
— Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны их знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, жившие до нашего времени.
III. Знакомство с новыми словами.
— В языке происходит и процесс, противоположный устареванию, исчезновению слов. Это процесс появления новых слов. Новые слова называются неологизмы. Неологизмы — это слова, которые появились в языке, чтобы обозначить какие-то новые понятия. Слова эти еще не привычны для говорящих и не входят в их активный словарный запас.
Для каждого периода времени характерны свои неологизмы. В первые годы советской власти были новыми слова: колхоз, трактор, комсомол, комбед (комитет бедноты), ликбез (ликвидация безграмотности). Некоторые стали общеупотребительными (колхоз, трактор), а некоторые устарели и не употребляются (комбеды, ликбез). В конце 20 века это были слова: прилуниться, луноход, космодром, видеотелефон. Например, сейчас неологизмами являются слова:
Ба́йкер (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любитель и поклонник мотоциклов. Беспечный, лихой водитель мотоцикла (первоначально велосипеда), как правило, в черной кожаной униформе. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.
Сайт (от англ. website: web - паутина, сеть и site — место, сегмент, часть в сети) - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Сноуборд (от англ. snow — снег и board — доска) — катание на доске по снегу.
Кетч (от англ. catch) — профессиональная борьба, допускающая запрещённые приёмы.
Фуршет (от франц. fourche — вилка) - совместный прием пищи, когда приглашенные едят стоя, свободно выбирая блюда и напитки.
Сканер ( от англ. scanner) - устройство, выполняющее преобразование изображений в цифровой формат цифровую копию изображения объекта. Процесс получения копии называется сканированием.
— Какие новые слова известны вам?
— А теперь найдите новое слово в тексте:
Сегодня у каждого
сердцетрясение:
Сегодня особые
краски нужны.
Весенняя мощь,
Настроенье весеннее
Сегодня
У нашей весенней
Страны!
Р. Рождественский.
— Какое же это слово?
Слово сердцетрясение создал, придумал поэт. Такие новые слова обычно навсегда остаются новыми.
К. Чуковский собрал сотни смешных, необычных примеров детского словотворчества. В работе он использовал разговоры, игры, песни из жизни своих детей, а также из жизни многочисленных читателей, которые по просьбе Чуковского делились в письмах диалогами с малышами. Книга под названием «От двух до пяти» вышла в 1958 году тиражом 400 тысяч экземпляров и мгновенно разлетелась без остатка.
1. Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку: - Ты хотела бы быть моей дочкой? Она ответила ему величаво: - Я мамина и больше никовойная.
2. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.
3. Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.
4. Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге: - Мама, мама, какой ползук!
IV. Подведение итогов.
— С какими словами мы познакомились?
Литература
Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)