СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме: Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная презентация познакомит  детей с устаревшими и новыми словами, научит находить эти слова в тексте.  

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме: Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.»

Тема: Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.

Тема: Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.

Задача: познакомить детей с устаревшими и новыми словами; учить находить эти слова в тексте.

Задача: познакомить детей с устаревшими и новыми словами; учить находить эти слова в тексте.

I. Речевая разминка.   — Ребята, какое время года наступило? — А кто вспомнит и прочитает нам стихи о зиме? — А теперь выразительно прочитайте отрывок, который написан на доске: Бразды пушистые взрывая,  Летит кибитка удалая;  Ямщик сидит на облучке  В тулупе, в красном кушаке. — Кто вспомнил автора этих строк?

I. Речевая разминка.

— Ребята, какое время года наступило?

— А кто вспомнит и прочитает нам стихи о зиме?

— А теперь выразительно прочитайте отрывок, который написан на доске:

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.

— Кто вспомнил автора этих строк?

II. Знакомство с устаревшими словами.   Бразды пушистые взрывая,  Летит кибитка удалая;  Ямщик сидит на облучке  В тулупе, в красном кушаке. — Посмотрите внимательно еще раз на это четверостишие и скажите, все ли слова вам понятны? — Итак, мы не понимаем слова: тулуп, кушак, облучок, ямщик. — Употребляем мы в своей повседневной речи эти слова? — Да, мы ими уже не пользуемся. — А как вы думаете, почему? — Верно, эти слова мы не применяем, так как в жизни нет уже таких предметов и явлений, которые они обозначают. — Давайте посмотрим, что они обозначают. Откуда мы об этом можем узнать? - Заглянем в толковый словарь.

II. Знакомство с устаревшими словами.

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.

— Посмотрите внимательно еще раз на это четверостишие и скажите, все ли слова вам понятны?

— Итак, мы не понимаем слова: тулуп, кушак, облучок, ямщик.

— Употребляем мы в своей повседневной речи эти слова?

— Да, мы ими уже не пользуемся.

— А как вы думаете, почему?

— Верно, эти слова мы не применяем, так как в жизни нет уже таких предметов и явлений, которые они обозначают.

— Давайте посмотрим, что они обозначают. Откуда мы об этом можем узнать?

- Заглянем в толковый словарь.

Толковый словарь Кушак — широкий матерчатый пояс. Облучок — козлы, сиденье для кучера, в передке экипажа. Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно без застежек, с высоким воротником.

Толковый словарь

Кушак — широкий матерчатый пояс.

Облучок — козлы, сиденье для кучера, в передке экипажа.

Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно без застежек, с высоким воротником.

— Слова, которые мы не употребляем сейчас в разговоре, называются устаревшими, архаизмами. — У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь, меняются и слова. — Кто может назвать еще устаревшие слова?

— Слова, которые мы не употребляем сейчас в разговоре, называются устаревшими, архаизмами.

— У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь, меняются и слова.

— Кто может назвать еще устаревшие слова?

— А теперь прочитайте текст № 1 и найдите в нем устаревшие слова.   ТЕКСТ № 1 — Что значит, дедушка, «лакей»? — Спросил один из малышей. — А что такое «камергер»? — Спросил постарше пионер. — Лакей господским был слугой, А камергер — вельможей. Но тот, ребята, и другой — Почти одно и то же. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй — в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С «Владимиром» на шее.  С. Маршак.  — Прочитайте слова, значение которых вам непонятно.

— А теперь прочитайте текст № 1 и найдите в нем устаревшие слова.

ТЕКСТ № 1

— Что значит, дедушка, «лакей»? —

Спросил один из малышей.

— А что такое «камергер»? —

Спросил постарше пионер.

— Лакей господским был слугой,

А камергер — вельможей.

Но тот, ребята, и другой —

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй — в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С «Владимиром» на шее.

С. Маршак.

— Прочитайте слова, значение которых вам непонятно.

Толковый словарь ЛАКЕЙ — слуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении или извозчик повозки (устаревшее значение ). Старший лакей , управлявший всей прислугой в доме, также известен как «дворецкий». КАМЕРГЕ́Р —  придворное почетное звание в некоторых монархических государствах.

Толковый словарь

ЛАКЕЙслуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении или извозчик повозки (устаревшее значение ). Старший лакей , управлявший всей прислугой в доме, также известен как «дворецкий».

КАМЕРГЕ́Р — придворное почетное звание в некоторых монархических государствах.

Толковый словарь ЛИВРЕЯ (фр. livrée — отправленная, порученная) — в буржуазных домах и при дворах форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев, швейцаров, кучеров и иных слуг. МУНДИР (нем. Montur от фр. monture — поставки) — военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.

Толковый словарь

ЛИВРЕЯ (фр. livrée — отправленная, порученная) — в буржуазных домах и при дворах форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев, швейцаров, кучеров и иных слуг.

МУНДИР (нем. Montur от фр. monture — поставки) — военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.

Толковый словарь Анненский крест- императорский орден Святой Анны.  С «Владимиром» на шее - императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира.

Толковый словарь

Анненский крест- императорский орден Святой Анны.

С «Владимиром» на шее - императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира.

Толковый словарь ПИОНЕ́Р - член добровольной детской коммунистической организации в Советском Союзе, а также член детских демократических организаций в ряде других стран.

Толковый словарь

ПИОНЕ́Р - член добровольной детской коммунистической организации в Советском Союзе, а также член детских демократических организаций в ряде других стран.

— Выпишите устаревшие слова. — Что значит, дедушка, «лакей»? — Спросил один из малышей. — А что такое «камергер»? — Спросил постарше пионер. — Лакей господским был слугой, А камергер — вельможей. Но тот, ребята, и другой — Почти одно и то же. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй — в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С «Владимиром» на шее.  С. Маршак.

— Выпишите устаревшие слова.

— Что значит, дедушка, «лакей»? —

Спросил один из малышей.

— А что такое «камергер»? —

Спросил постарше пионер.

— Лакей господским был слугой,

А камергер — вельможей.

Но тот, ребята, и другой —

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй — в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С «Владимиром» на шее.

С. Маршак.

— Эти слова ушли из языка после Октябрьской революции, когда изменилось устройство нашего государства. Название прежних сословий, чинов, в том числе воинских, ушли из жизни. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности. Вот как пишет о таких словах поэт Р. Заславский:   ТЕКСТ № 2 Они пришли издалека,  И ты созвучью их доверься  И знай: ланиты, око, перси –  Не груди, глаз или щека.  Слеза стекает по щеке,  А слезы льются по ланитам...  Повторов нет им в языке,   Да жаль, оттенки позабыты.  У них особый смысл и суть,  Свое особое значенье.  Мы лишь в высокие мгновенья  На них дерзаем посягнуть... — О каких старых словах здесь идет речь? — Ланиты — это щеки, око, очи — глаза, перси — груди. А как называется лоб? Губы? — Губы — уста, лоб — чело. — Вот эти старые слова мы применяем «лишь в высокие мгновенья». То есть когда?

— Эти слова ушли из языка после Октябрьской революции, когда изменилось устройство нашего государства. Название прежних сословий, чинов, в том числе воинских, ушли из жизни. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности. Вот как пишет о таких словах поэт Р. Заславский:

ТЕКСТ № 2

Они пришли издалека, И ты созвучью их доверься И знай: ланиты, око, перси – Не груди, глаз или щека. Слеза стекает по щеке, А слезы льются по ланитам... Повторов нет им в языке,  Да жаль, оттенки позабыты. У них особый смысл и суть, Свое особое значенье. Мы лишь в высокие мгновенья На них дерзаем посягнуть...

— О каких старых словах здесь идет речь?

— Ланиты — это щеки, око, очи — глаза, перси — груди. А как называется лоб? Губы?

— Губы — уста, лоб — чело.

— Вот эти старые слова мы применяем «лишь в высокие мгновенья». То есть когда?

— Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке? — «Баян» — большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым Т. Е. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер «Баян». Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 г. на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII в. — «Баян» — это имя собственное, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено в этом значении: Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана, И Лелем свитый им венец. - Можно сказать, что слово прожило в языке три жизни.

— Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке?

— «Баян» — большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым Т. Е. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер «Баян». Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 г. на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке.

А в XII в. — «Баян» — это имя собственное, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено в этом значении:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

- Можно сказать, что слово прожило в языке три жизни.

— Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны их знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, жившие до нашего времени.

— Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны их знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, жившие до нашего времени.

III. Знакомство с новыми словами.

— В языке происходит и процесс, противоположный устареванию, исчезновению слов. Это процесс появления новых слов. Новые слова называются неологизмы. Неологизмы — это слова, которые появились в языке, чтобы обозначить какие-то новые понятия. Слова эти еще не привычны для говорящих и не входят в их активный словарный запас.

Для каждого периода времени характерны свои неологизмы. В первые годы советской власти были новыми слова: колхоз, трактор, комсомол, комбед (комитет бедноты), ликбез (ликвидация безграмотности). Некоторые стали общеупотребительными (колхоз, трактор), а некоторые устарели и не употребляются (комбеды, ликбез). В конце 20 века это были слова: прилуниться, луноход, космодром, видеотелефон. Например, сейчас неологизмами являются слова:

Ба́йкер (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любитель и поклонник мотоциклов. Беспечный, лихой водитель мотоцикла (первоначально велосипеда), как правило, в черной кожаной униформе. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. 

Сайт (от англ. website: web ‬- паутина, сеть и site — ‬место, сегмент, часть в сети) ‬- совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). 

Сноуборд (от англ. snow — снег и board — доска) — ‬катание на доске по снегу. 

Кетч (от англ. catch) — профессиональная борьба, допускающая запрещённые приёмы.

Фуршет (от франц. fourche — ‬вилка) ‬- совместный прием пищи, когда приглашенные едят стоя, свободно выбирая блюда и напитки. 

Сканер ( от англ. scanner) ‬- устройство, выполняющее преобразование изображений в цифровой формат ‬цифровую копию изображения объекта. Процесс получения копии называется сканированием. 

— Какие новые слова известны вам?

— А теперь найдите новое слово в тексте:   Сегодня у каждого сердцетрясение: Сегодня особые краски нужны. Весенняя мощь, Настроенье весеннее Сегодня У нашей весенней Страны!  Р. Рождественский. — Какое же это слово? Слово сердцетрясение создал, придумал поэт. Такие новые слова обычно навсегда остаются новыми.

— А теперь найдите новое слово в тексте:

Сегодня у каждого

сердцетрясение:

Сегодня особые

краски нужны.

Весенняя мощь,

Настроенье весеннее

Сегодня

У нашей весенней

Страны!

Р. Рождественский.

— Какое же это слово?

Слово сердцетрясение создал, придумал поэт. Такие новые слова обычно навсегда остаются новыми.

 К. Чуковский собрал сотни смешных, необычных примеров детского словотворчества. В работе он использовал разговоры, игры, песни из жизни своих детей, а также из жизни многочисленных читателей, которые по просьбе Чуковского делились в письмах диалогами с малышами. Книга под названием «От двух до пяти» вышла в 1958 году тиражом 400 тысяч экземпляров и мгновенно разлетелась без остатка.

К. Чуковский собрал сотни смешных, необычных примеров детского словотворчества. В работе он использовал разговоры, игры, песни из жизни своих детей, а также из жизни многочисленных читателей, которые по просьбе Чуковского делились в письмах диалогами с малышами. Книга под названием «От двух до пяти» вышла в 1958 году тиражом 400 тысяч экземпляров и мгновенно разлетелась без остатка.

1. Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:  - Ты хотела бы быть моей дочкой?  Она ответила ему величаво:  - Я мамина и больше никовойная. 2. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.  - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она. 3. Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш. 4. Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:  - Мама, мама, какой ползук!

1. Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку: - Ты хотела бы быть моей дочкой? Она ответила ему величаво: - Я мамина и больше никовойная.

2. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.

3. Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.

4. Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге: - Мама, мама, какой ползук!

IV. Подведение итогов.   — С какими словами мы познакомились?

IV. Подведение итогов.

— С какими словами мы познакомились?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)