СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению - описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи: совершенствование всех видов речевой деятельности: слушание учителя и друг друга; письмо  (в конце урока ученики пишут сочинение по картине); развитие устной монологической и диалогической речи, развитие коммуникативно – речевых умений (составление словосочетаний, предложений, составление собственного текста).

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к сочинению - описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».»

Урок развития речи. Подготовка к сочинению - описанию

по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Методы: слово учителя с элементами беседы, работа с репродукцией картины.   

Целевая установка

Развитие речи:  : совершенствование всех видов речевой деятельности: слушание учителя и друг друга; письмо (в конце урока ученики пишут сочинение по картине); развитие устной монологической и диалогической речи, развитие коммуникативно – речевых умений (составление словосочетаний, предложений, составление собственного текста).

Обучающие цели:

Знания: дать представление о натюрморте.

Умения: формировать умение написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства.

Навыки: совершенствовать навык грамотного письма: орфограммы (правописание непроверяемых гласных в корне слова, правописание безударных гласных в корне слова, правописание предлогов и др.), пунктограммы.

Развивающие цели:

1)развивать когнитивные процессы: мышление, память, внимание, воображение;

2)создать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательные цели:

1)формировать ценностное отношение к языку, окружающему миру, к учительскому и ученическому труду;

2)развивать интерес к русскому литературному языку, устной и письменной речи.



Предметные УУД

Дать понятие натюрморта; формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства; совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

Метапредметные УУД


Регулятивные УУД: планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Познавательные УУД: Овладение приемами отбора и систематизации материала; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правописания.


Личностные УУД


Нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.



Оборудование урока:  оформленная доска, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», словари (орфографический, толковый), презентация, ноутбук, экран, мультимедийный проектор.





















Структура урока:

I Организационный момент (приветствие, оформление записей в тетради)

II Целеполагание

III Подготовка к написанию сочинения - описания

1. Словарная работа. Работа со словом «натюрморт».

2. Слово о художнике

3. Беседа по картине

4. Словарно- стилистическая работа

5. Составление плана сочинения

IV Написание сочинения

V Задание на дом

VI Подведение итогов




















Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку. А я подарю вам урок развития речи. Давайте уточним, чем отличается урок русского языка от урока развития речи?

-Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь?

-Молодцы! Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

-Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? 

- А как будет называться работа, представляющая собой создание собственного текста на основе впечатления от картины?

-Верно. Давайте откроем рабочие тетради, запишем число: _______ февраля, Классная работа и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».


II Целеполагание

-Посмотрите ещё раз на тему урока и подумайте, какую цель мы перед собой поставим?


-Молодцы. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать сочинение-описание?


-Вы абсолютно правы. Сочинение позволяет подойти к заданию творчески, создавая свое собственное произведение на данную тему, что развивает творческое мышление, увеличивает словарный запас и помогает улучшить правописание.


III Подготовка к написанию сжатого изложения

1. Словарная работа.

-Сегодня мы будем работать с репродукцией картины «Сирень в корзине».

- Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина.

- Верно. Кто скажет, что означает слово «натюрморт»?

- Молодцы! Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.

2. Слово о художнике.

Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского. Он родился в 1876 году в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина). Учился в Париже в Академии Жюльена и в Петербургской Академии художеств.

Художник очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.

Любимые цветы П.П. Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в стеклянной банке». Перед нами одна из лучших картин Кончаловского, изображающая сирень «Сирень в корзине». Она находится в Москве, в Третьяковской галерее (презентация).

3. Беседа по картине.

А сейчас давайте рассмотрим внимательно картину.

- Что вы почувствовали, когда рассматривали картину? С каким временем года она у вас ассоциируется?

 - Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре? 



- Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

- На что похожи цветы? С чем их можно сравнить?

- Какими вы видите грозди сирени?



- Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет?



- Мы с вами обратили внимание на цветы, веточки, листья. Тщательно ли их выписывает художник?

- Почему?





- Куда художник поместил букет?





- Почему художник изобразил в корзине, а не в хрустальной вазе?











- На каком фоне изображена сирень?





- Как вы думаете, почему художник выбрал такой темный фон для картины?



- Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить?



4. Словарно- стилистическая работа.

Чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения некоторых понятий:

художник – П.П. Кончаловский, живописец, он;

сирень – цветы, букет;

рисует, изображает, показывает.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

‑  Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях:

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

5. Составление плана сочинения.

Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения.

- О чем можно сказать в начале сочинения?

Например: Мне понравилась картина П. Кончаловского...;

Когда я смотрю на картину П. Кончаловского, я вспоминаю...;

Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет...

- Какими словами мы опишем букет?


- Как закончим сочинение?






На доске представлен примерный план сочинения, но у каждого из вас он может быть свой. Помните, что в вашем сочинении должно быть три части: вступление, основная часть и заключение.

План: (на доске)

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.  Чудесный букет сирени.

    а) гроздья, листья, ветки, цвет;

    б) описание корзины;

    в) фон картины, его роль.

 3.  Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

IV Написание сочинения

А теперь вы можете приступать к написанию сочинения. Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

V Задание на дом

VI Подведение итогов

Спасибо Вам, ребята, за активное участие на уроке. А результатом будут ваши творческие работы. Спасибо за внимание. Урок окончен.

















- Изложения, сочинения…



- Сочинение-описание по картине




Ученики оформляют записи в тетради.







Вспомнить, как писать сочинение. Подготовиться к написанию сочинения – описания.



- С помощью сочинения мы можем научиться мыслить и грамотно излагать свои мысли.











- Натюрморт



- Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.






















Ученики слушают, делают краткие записи в тетрадях.


























- Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых майских солнечных днях, о первых весенних цветах.

- Сам букет, разноцветные грозди сирени.




- На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, темно-красную, белую, розоватую.



- Звездочки, звоночки.


- Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени 


- Внизу, вверху темно-зелёные,  справа светло-зеленые с золотистым оттенком.




- Нет



- Для художника важна не какая-то отдельная деталь, а целостный образ. Он стремился передать свое впечатление от букета.



- В корзину, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.


- Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков, прежде всего, привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.


-Сирень изображена на желто-зеленом фоне, она стоит у окна, потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет.


- На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.


-Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.



















Ученики вместе с учителем заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)





















Можно начать с того, что художнику очень нравилась сирень, и он посвятил ей несколько картин. Он словно приглашает и нас разделить эти чувства. Можно сразу выразить свое отношение к картине. А можно вспомнить, как сами любовались этими цветами, где и когда это было.






См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Можно сказать о богатстве природы, о том, что она радует нас своими красками. Или же выразить свое отношение к картине, если это не было сделано в начале сочинения.











Ученики составляют план своего сочинения.










Ученики пишут сочинение сначала на черновик, потом в чистовик, задают вопросы.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

I.                       Художник

автор картины, мастер кисти, певец русской природы

Изобразил

запечатлел

создал

воплотил

отразил

 выразил

сумел передать (передаёт)

воспел

воскресил

 раскрывает

 напоминает

 изучает

 воспроизводит

 использует,

 добивается передачи

 достигает

 подчёркивает

 стремится утвердить,

 поражает

 вложил в картину


II.                  Картина

полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

        Написана

 Отражает

 Воспроизводит

 напоминает

раскрывает

 даёт возможность (узнать)

 вызывает впечатление

 передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.)

 вся пронизана (солнечным светом и т. д.)

 звучит как (гимн весне)

 доставляет зрителю (радость)

 пленяет

поражает

 воспитывает

принадлежит к числу…



















ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Цвет

бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва

листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма

соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах

приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени

восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты

чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.