СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине В. П. Фельдмана "Родина"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена подготовительная работа к созданию самостоятельной творческой работе: рассказу с элементами описания картины.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине В. П. Фельдмана "Родина"»

ТЕМА Р. р. Подготовка к сочинению по картине В.П. Фельдмана «Родина»

ЦЕЛИ:

1. Образовательные:

- научить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

- совершенствовать навык монологической речи (рассказ краткий, полный, выборочный) и диалогической речи.

2. Развивающие:

- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

- формировать умения эмоционально выражать собственное отношение к произведениям искусства,

3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока: урок развития речи

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

2.Работа по теме.

1.Сведения о художнике.

Владимир Петрович Фельдман родился в 1924году. В 1942 году в 18лет, сразу после выпускного бала, он попал на фронт. У мужчин этого поколения в нашей стране была трагическая судьба. Из молодёжи этого года рождения из 10 человек, ушедших на войну, домой возвратились только три. Фельдман вернулся. Ему повезло, хотя он был храбрым солдатом.

Он учился потом в Московском художественном училище имени Калинина, затем в аспирантуре, выучился на художника, стал знаменитым.

Но после войны Владимир Петрович прожил недолго – он умер в 1961 году, когда ему было только 37 лет, от старых ран.

Его работы можно встретить во многих музеях и галереях. Он всю жизнь был верен одной теме - теме Родины: рисовал родные просторы, людей, которые прославили Отечество, исторические события.


2. Цель работы: написать рассказ по картине.

Беседа:

- Почему картина называется «Родина»? 3) Рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание (что здесь произошло, почему и когда)

- Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).

- Какова композиция рассказа? Кульминация- момент, изображённый на картине

- Составьте план, обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём - содержание картины.

3. Работа над сложным планом.


План.

I.Война в истории страны.

II. Путь домой.

1.За околицей.

2. Родная деревня.

3. Трудные будни.

III. «Хотят ли русские войны?»


4. Вопросы по картине:

- В какое время года солдат возвратился с войны?

- Что представляет собой родина солдата?

- Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней?

- Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

- Куда устремлён его взгляд?

- Как выглядит родная деревня солдата?

- О чём говорит его одежда?

- Что он чувствует?

- О чём он думает?

5. Работа над заключением.

Чтение стихотворения Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?»( 1961 г.)


Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

6.Чтение сочинений, выложенных в интернете.Редактирование.

Владимир Петрович Фельдман – советский художник - живописец. У художника большой багаж превосходных работ, которые заслуживают большого внимания. Гордость художника - это картина «Родина». Ее написал мастер в 50-х годах.

Большинство его работ связаны с Великой Отечественной Войной. А все потому что, он видел ее своими глазами. Художник засыпал и просыпался под взрывы снарядов, он видел фронт и прожил все те эмоции, которые переживают его герои на полотне.

На картине мы видим, как стоит красивый и высокий русоволосый солдат. Он вернулся с фронта живым домой. Для него это большая радость, а для семьи гордость. Солдат идет по знакомым тропинкам, по которым явно бегал в детстве, но помнит как недавно по его тропам и родимым краям ходили захватчики, ездили танки, умирали его братья, сестра и ни в чем не повинные дети. Мужчина остановился, обнял березу и о чем то задумался. Береза - символ Родины и дома. Он смотрит вдаль. В его глазах читается наслаждение и облегчение. Он дома. Солдат одет в длинное военное пальто, а за плечами рюкзак. На улице осень, кругом желтая, высокая трава с красивыми фиолетовыми и синими цветами. Его любимые березы уже скинули свои листья и ждут зимы. Небо нежно-голубого цвета, белые облака, как мягкая вата.

На заднем плане стоят деревенские домики, в которых топится печь. Дома наполнены теплом и уютом. Солдат уже мысленно в теплом доме со своей семьей. За домами поля и леса.

Художнику удалось перенести то настроение, которое испытывает наш герой. Глядя на одни черты лица, все становится понятно.  Мужчина думает, как все забыть, что происходило ровно пять лет назад и начать жить новой и спокойной жизнью. Растить детей, любить жену и наслаждаться каждым днем. Мастер удачно подобрал цвета. Герой одет в темные вещи, а природа вся играет красками. Тем самым он его выделил на полотне.

Когда смотришь на картину наворачиваются слезы, в горле появляется комок, когда вспоминаешь ту страшную войну, которую пережили наши дедушки и бабушки.  Сколько людей погибло в те страшные годы, сколько детей не родилось, но люди не сдались, они собрались и вместе победили врага. Низкий поклон участниками Великой Отечественной войны.

3. Итог урока.

4.Домашнее задание. Написать сочинение.