СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Портрет цветка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Портрет цветка"»

Азизян Валерия Александровна, МО, г. о.Люберцы



Резюме.

Азизян Валерия Александровна в 1986 году окончила Душанбинский педагогический институт имени Т.Г. Шевченко по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация учителя средней школы. Имею высшую квалификационную категорию, в 1996 году за достижение высоких результатов в обучении была награждена Почётной грамотой Департамента образования и науки правительства Калужской области, в 2002 году -нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Общий педагогический стаж – 33 года, стаж работы в гимназии г. Люберцы – 18 лет.

Урок развития речи «Портрет цветка».

(Подготовка к сочинению-описанию , 6 класс)


Аннотация:

Уроки развития речи (сочинения-описания ) - уроки творчества. Они одни из самых интересных уроков по русскому языку. Провожу их с применением средств мультимедиа. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Использование групповых технологий помогает развивать умение слушать собеседника, а каждый ребенок поставлен в условия, где он может высказаться и его со всем уважением выслушают. Частичное использование технологий мастерских на таких уроках позволяет привлекать обширный познавательный материал. Это делает урок информативным, расширяет представления детей об окружающем мире, обнаруживает связи между различными явлениями действительности, дает дополнительные сведения о жизни, вызывая интерес к познанию нового, неизвестного, углубляя взгляд на знакомое и привычное. Такие виды, формы работы на уроке, как : решение проблемных ситуаций, словарная работа, поиск ответов на вопросы викторины, составление синквейнов, синтаксических конструкций, конкурс на лучшее описание, работа по опорным словам, высказывание своих мнений, творческие выступления - развивают внимание в наблюдении, способность использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения и выводы по сказанному, услышанному, выразить свое отношение к действительности. В процессе выполнения данных видов и форм работы происходит развитие творческого воображения. Сочинение -описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению собственных мыслей. Ученики, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, учатся ведению рабочих записей и наблюдений. Таким образом, ребята приобщаются к богатству и культуре русской речи, пополняют свой словарный запас, учатся общаться, расширяют свой кругозор.

Тема: «Портрет цветка»

(Подготовка к сочинению-описанию, 6 класс)

Цели урока:

1. Обучающая: обучать учащихся описанию предмета; формировать умения и навыки работы с поэтическим и прозаическим текстами для сбора материала к сочинению; орфографическая работа для предупреждения ошибок; обогащение словарного запаса учащихся.

2. Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности); развивать у учащихся навыки самостоятельного сбора материала к сочинению, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.

3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту в окружающем нас мире; формирование уважения к родной природе и Родине, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости.

Оборудование:

электронная презентация к уроку, листы с изображением разных цветов для написания синквейна



Эпиграф:

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

С.Красиков



ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня не совсем обычный урок : вам предстоит подготовиться к домашнему сочинению. Постараемся работать с интересом, с увлечением и с хорошим настроением.

Создание проблемной ситуации.

Так как урок необычен, то и тема была выбрана совсем непривычная. Вам предстоит догадаться, какой она будет. Название состоит из двух слов. (Слайд 1)

Первое слово в словаре под редакцией С. И. Ожегова толкуется так:

изображение какого-н. человека на картине или фотографии.

А в известной детской песенке так:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина

Называется… (портрет)

Второе слово тоже предстоит угадать. (Слайд 2)

- Так иногда называют детей. (Цветы жизни)

- Без этого не обходится ни один праздник.

- Это так любят женщины.

- Это игра аромата и цвета. (Цветок)

- А теперь, объединив два понятия, скажите, какой же будет тема нашего урока? – «Портрет цветка». (Слайд 3)

Запись темы на доске и в тетради.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

-Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? (Собрать материал к сочинению.)

2. Работа с новым материалом.

1) Определение типа и стиля будущего сочинения. (Слайд 4)

Очень часто в центре внимания художников, музыкантов оказывалась красота цветка.

– А как они передают красоту цветка? (Художник рисует красками на холсте; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки)

- Портреты пишут художники. Но ведь мы с вами не художники, нет у нас красок и кистей. Как же мы можем написать портрет? (Словами.)

- Правильно, при помощи слов мы создадим словесный портрет цветка.

а) Прочитайте тексты и сравните их. (Слайд 5)

Незабудка

Я очень люблю цветы, их ароматы, яркие лепестки. Мой любимый цветок — незабудка.

Какое ласковое имя у моего цветка! И сама незабудка прекрасна. Пять лепесточков, нежных, синих-синих, взяли свой цвет от неба, а посередине находится желтое сердечко. Незабудки не выгорают, не отцветают, не тускнеют на горячем летнем солнышке. Незабудка, маленькая, как ноготок ребенка, мягкая, чистая, доверчивая. Посмотришь на нее раз — ввек не забудешь. Ведь в ней соединены вместе и красота, и простота, и вечность:

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок

(Сочинение-описание цветка в художественном стиле)

(Слайд 6)

Незабудка

Незабудки — многолетние или однолетние травы со сплошными вытянутыми листками. Цветы правильной формы, голубые, реже белесоватые, собранные в завиток. Плод состоит из четырех треугольно-яйцеобразных блестящих орешков. Известно сорок видов незабудок, в нашем регионе встречается 19 видов.

(Сочинение-описание цветка в научном стиле)

б) Установление стиля на основе выявления авторских задач.

– Какую задачу ставили перед собой авторы? (Авторы хотели, чтобы читатели не только узнали о цветке, но и представили, увидели его.)

- Достигли авторы своей цели? ( Да, оба текста помогают увидеть цветок)

-Чем отличаются эти тексты? (Тексты разных стилей)

– К какому стилю относятся тексты? (К художественному, научному) Слайд

-Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой? (В эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету)

-Какой стиль речи для описания цветка будете использовать вы? (Художественный.)

в) Определение типа речи. (Слайд 7)

– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание) (Слайд 8)

– Какой тип речи вы используете при написании сочинения? (Описание)

- Что значит описание предмета? (Рассказать о его признаках. КАКОЙ?)

– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).

- Какова композиция описания? (Слайд 9)

1 Общее впечатление (ассоциации)

2 Описание деталей.

3 Оценка.

Это и будет примерным планом нашей работы.

2). Собираем материал к сочинению.

а) Общее впечатление

Слово учителя: Цветы всегда с нами : в будни и в праздники. Их дарят новорожденному и первокласснику, матери и возлюбленной. Цветы в интерьере и цветы в костюме, цветы вокруг нас. Рассмотрим слово с точки зрения «Лексики». (Слайд 10)

Цветок - слово многозначное.

1.У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони.)

2. Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов.)

Общеупотребительное, по происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.

б) Ассоциации

- Что для вас связано со словом цветок?

- Запишите это слово посередине тетрадного листа. А ниже запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации).

Красота

Радость

Свет

Тепло

Благоухание

Нежность

Жизнь

Любовь

Ласка

Добро

Лето

Весна

Праздник

в) «Орфографическая дуэль»:

двое работают у доски, остальные записывают в тетрадь. Взаимопроверка в парах .

Лесные

Луговые

Полевые

Степные

Клумбовые

Комнатные

Оранжерейные

Редкие

Пахучие

Скромные

Махровые

Ароматные

Искусственные

Садовые

Слайд для проверки.

г) Словарно-орфографическая работа:

Образуйте множественное число от существительного цветок.

Цветы (в значении цветущие растения).

Цветки (в значении цветущие части растения).

3) Работа над планом к сочинению. Описание деталей

Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров художественного слова. Узнавая прекрасное, будем учиться создавать его, дарить радость людям.

Цветок… Что может быть проще? Вспомним строение цветка:

    1. стебель,

    2. лист,

    3. цветок.

Да, всё просто. Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь в них, рассмотрите внимательней. Попытаемся проникнуть в тайну слова.

а) Стебель— удлинённый побег растений, служащий механической осью, также выполняет роль опорной базы для листьев, почек, цветков.

- Прочитайте слова, описывающие виды стеблей:

Прямостоячие

стелющиеся

ползучие

цепляющиеся

вьющиеся

округлые

ребристые

узловатые

-Полностью ли раскрывают они красоту стебля? (Нет.)

- Нарисована картина, но как будто простым карандашом. Не видно цвета, красок, не хватает слов, которые помогают увидеть это. Сейчас мы заменим каждое слово, используя разные изобразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты.

Прямостоячие (похожий на заострённый прямой колос, подобный острой шпаге )

б) Лист - орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки.

- Выборочный диктант. (Выписать слова, поясняющие, на что похожи листья, какими они бывают.)

Как же разнообразны формы листьев! Их пластинки бывают похожими на щит, руку с пальцами, круг, эллипс, яйцо, ромб, иглу — на что угодно. А верхушка листа и острая, и заостренная, и тупая, и вдавленная, и с выемкой. Над краями пластинки также потрудилась природа. Они украшены и зубчиками, и ресничками или похожи на пилу.

в) Цветок

- Самостоятельная работа: описать, используя любые средства языковой выразительности,

растение, не называя его, одним предложением так, чтобы можно было узнать этот цветок.

(Ярко-алый цветок со множеством шелковистых лепестков, напоминающих чашу на упругом колючем стебле.) (Очень высокое стройное растение с красивыми цветами, собранными в два ряда в заострённый колос.)

4. Физкультминутка. Игра-этюд “Из семени в цветок”.

- Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семени в цветок”.)

Вы маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимают кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам–соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться в комочек). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

5. Викторина.

Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, во время викторины запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, эпитеты и сравнения, характеризующие цветок. Слайд

1)О каком цветке пойдёт речь в стихотворении С.Я.Маршака?

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

(Роза)

2)А теперь загадка:

Стоят в поле сестрички –

Золотой глазок, белые реснички.

Что это?

(Ромашки)

3) Что может быть проще и в то же время прелестнее этого цветка? Несколько беленьких, как из фарфора, колокольчиков на длинном стебельке и пара светло-зеленых листьев — вот и все; а между тем как это красиво, как изящно! Особенно же красив цветок в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леска, окруженный массой ярко-зеленой листвы.

Но всего лучше в нем — упоительный запах.

Густые капли молока

На тоненькой зеленой нитке…

Миг созерцанья, миг блаженства,

Миг светлой радости души.

Теперь я знаю: совершенство

Живет ват здесь, в лесной глуши.

Елена Хоботова

(Ландыш)

4)Кто я? Из какой сказки?

«И вдруг видит он, на пригорке зелёныим цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду ровно струя бежит…»

(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

5)»Вот приходит она домой, сажает зёрнышко, а оно вдруг – раз! – и выросло в большой чудесный цветок, совсем как тюльпан, только лепесточки все сомкнуты, как у бутона.

- Ах, какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые красно-жёлтые лепестки, и как только поцеловала, цветок – щёлк !- и раскрылся. Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке, на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошка…»

(Андерсен «Дюймовочка»)

6)»…старушка сорвала и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветок,- сказала старушка, - не простой…»

(В.Катаев «Цветик-семицветик»)

6 Синквейн.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота.

А теперь давайте попробуем сами описать цветок все вместе, опишем его образно, коротко, ёмко. Каждый ряд описывает свой цветок.

Составление синквейна. (Слайд 11)

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Слово происходит от французского «пять». Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается ОДНИМ словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило имена прилагательные.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной проблеме.

Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Цветок.

Живой, нежный.

Красуется, цветет, благоухает.

Настоящее чудо на земле!

Радость!

7 Подведение итогов.

Заключительное слово учителя:

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. Хорошо. Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо…

Игра аромата и цвета,

Но ты на расчёты взгляни.

Что было бы с нашей планетой,

Когда бы исчезли они?

Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Посмотри на цветы. Помечтай.

Есть у моря прекрасный сад. В нём – ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчёл и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажи о нём. В работе вы должны использовать элементы описания и рассуждения.

8 Домашнее задание. (Слайд 12)

Написать «Портрет цветка». В каком жанре писать, выбирайте: сказка, рассказ, стихотворение, письмо. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания

Нарисуй портрет цветка:

Ландыша, ромашки,

Незабудки, василька,

Да хотя бы кашки!

Но не тронь его, не рви –

Сядь тихонько рядом,

Этот миг останови

Терпеливым взглядом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!