Предмет: Русский язык
Класс: 8
Количество часов: 2
Тема: «Изложение с творческим заданием (по тексту И. Кленицкой «Януш Корчак»).
Цели урока:
Обучение учащихся излагать свои мысли в соответствии с требованиями литературного языка. Применять знания по орфографии и синтаксису на практике.
Развитие образного, логического, критического мышления, памяти, речи, творческих способностей обучающихся
Воспитание нравственных качеств
Оборудование: индивидуальные тексты изложения
Урок составлен с использованием технологии РКМЧП
Ход урока
1 стадия - Вызов
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с произведением, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу.
- Рассказ называется «Януш Корчак». Как вы считаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
- На доске записаны слова и выражения, попробуйте по ним спрогнозировать сюжетную канву рассказа:
Януш Корчак – Польша – доктор – бедные дети – писатель – Дом сирот – война – жертва.
Самостоятельная работа учащихся в парах (5-7 минут). Затем обсуждение работ учеников.
2 стадия – Осмысление
Теперь давайте познакомимся с первой частью текста. (Учитель читает текст, у обучающихся есть свои экземпляры текста)./Чтение с остановками/
- Давайте выделим ключевые слова в этой части и озаглавим ее.
/Заполнение трехчастного дневника/
План | Ключевые слова | Рабочие материалы |
1.Удивительный доктор | Помогал беднякам, любил детей, писатель, замечательные книги, холодный взрослый мир. | |
2.Строительство Дома сирот | Еврейская беднота, жертвует сбережения, благотворители, педагоги-энтузиасты | приложение дети-сироты, педагоги-энтузиасты |
Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем?
Какие вы выделили ключевые слова? Почему?
На какие микротемы можно разделить эту часть?
Как можно озаглавить эту часть?
Самостоятельное чтение до второй остановки. Выделение ключевых слов, заполнение дневника.
3.Жизнь в Доме сирот | Детское самоуправление, детский суд, простить | |
Чтение до третьей остановки. Заполнение дневника.
- Какие слова или факты вызвали у вас затруднения? (у учащихся могут возникнуть затруднения по таким понятиям, как «расистская теория», концлагерь, лагерь смерти).
4.Страшный приказ | Концлагеря, уничтожение евреев, лагерь смерти, страшная правда, учились мужеству, беспокойные мысли | |
-Как вы понимаете фразу «они учились мужеству у своего директора»? Почему не говорили детям о том, что их ждет?
- Попробуйте спрогнозировать дальнейшие события. Обсуждение предложенных вариантов.
Чтение текста учителем.
-Почему немецкие офицеры отдавали честь детям? Как характеризует воспитанников Дома сирот их поведение на вокзале?
5.Несломленные | Стройная колонна, зеленое знамя Дома, солдаты с автоматами, отдали детям честь, гнали к поезду смерти, рыдали | |
6.Самопожертвование | Автор любимых книг, не стану задерживать, отказался, до последней страшной минуты, газовая камера | |
- Каково эмоциональное настроение части, названной «Самопожертвование»? Почему Януш Корчак не оставил детей, не воспользовался шансом на спасение? Почему он пожертвовал собой?
3 стадия – Рефлексия
- Как можно озаглавить текст, который мы прочитали? Почему?
А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Объясните, как вы их понимаете?
Можем ли мы отнести эти слова к Янушу Корчаку?
- Как вы считаете, можно ли высказывание Безанта использовать в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку и к вашему изложению?
- Составьте синквейн по данному тексту.
/Пример/
Януш Корчак
Добрый, мужественный
Помогает, спасает, жертвует.
Жизнь отдает ради детей.
Память.
Обсуждение синквейнов. - Каждый ли человек способен на жертву? А знаете ли вы людей, которые жертвовали собой ради кого-то, ради спасения чей-то жизни или ради родной страны.
/Выступление творческой группы с мини-сообщениями:
Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой.