2.Актуализация опорных знаний и способов действий.Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, Наглядные: Демонстрация, Практический: упражнения. По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый, проблемный Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Ребята, откройте тетради и запишите дату, сегодня 21 ноября. - А чтобы нам с вами узнать тему урока. Посмотрите, у вас на партах лежат листочки. Вам нужно зачеркнуть одинаковые слоги, а из оставшихся букв составить слово. Даю вам 1 минуту. Рясряорячряирянряерянряиряе - Какое слово у вас получилось? (сочинение) - Значит, какая тема урока? (сочинение) - Совершенно, верно. Молодцы! - Какие задачи перед собой мы можем поставить? Задача: -
Вспомнить, что такое сочинение. -Где мы можем узнать, что такое сочинение? ( в словаре). (Заранее попрошу ребенка прочитать определение по выданной карточке). -Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. -И так, мы с вами узнали, что же такое сочинение. -А вы знаете, что сочинения бывают разных видов, а хотите узнать каких? -Значит как можно сформулировать вторую задачу? 2. Вспомнить , из каких частей состоит сочинение. –Сочинения состоят из 3-х частей, эти три части вы можете увидеть на слайде, но эта последовательность перепутана, ваша задача построить правильную последовательность. -
Вступление -
Основная часть -
Заключение Вступление вводит в тему. То есть говорит, о чем будет ваше сочинение. Основная часть представляет анализ, раскрытие темы сочинения. Заключительная часть в ней мы должны подвести итог. -Сейчас мы с вами узнали, какие части есть в сочинении. -Ребята, посмотрите на слайд, на нем изображена картина. Значит, с каким видом сочинения мы с вами сегодня познакомимся? - Мы с вами сегодня научимся писать сочинение по репродукции картины А.А Рылова «В голубом просторе».Т.е как будет звучать следующая задача? 3. Научиться писать сочинение по картине. | Выполняют задание. Определяют тему урока. Формулируют задачи урока. | Регулятивные УУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют самоконтроль; Коммуникативные УУД: полно и точно высказывают свои мысли; Познаватель-ные (общеучебные) УУД: формулирование цели; Познавательные (логические) УУД: анализ с целью выделения признаков. |
3. Решение проблемы. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихсяизучаемого материала. | По источнику получения знаний: Беседа Наглядные: Демонстрация, работа с книгой. Практический: упражнения. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | 3.1Познакомить обучающихся с художником и картиной. -Ребята, Звучит запись шума морских волн и звуки летящих гусей. -
Какие звуки вы услышали? -
Какую картину вы себе представили, слыша эти звуки? -
Голоса каких птиц вы услышали? -
Как вы думаете, какая погода на картине, образ которой вы представили? Кто из вас был на море? -Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы? -Как вы думаете, о чем эта картина? (о море). -Какие чувства/настроение вызывает эта картина? -Что изображено на картине? -Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов-русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году ( т.е 99 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870 ( т.е 147 лет назад). Аркадий Александрович Рылов - известный русский живописец. Вырос он в городе Вятка на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её. В 14 - 15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта! Без таких впечатлений детства он не стал бы художником. Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшочках берёзки, ёлочки, сосёнки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин. С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее. 3.2Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся. - Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы. -Где происходит действие картины? -Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? -Как бы вы назвали эту картину? -А художник назвал ее «В голубом просторе…». Как вы думаете почему? -К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему? - Правильно, это пейзаж. - Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов. Что изображено | Рабочие материалы | Лебеди | Семь красивых лебедей, белые, летят к солнцу | Облака, небо | Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. | Море | Голубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца. | Скалы | Высокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. | Корабль | Мчится по морю, развивая белоснежные паруса. | Воздух | Чистый, свежий. | Настроение | Радостное, восторженное. | Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».) Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре. -
свободное, обширное пространство; -
свобода, раздолье. Подберите синонимы к этому слову и определения. Простор Раздолье Даль Щирота Свобода Воля | простор широкий вольный бескрайний безграничный необозримый необъятный | Как с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.) - Посмотрите на передний план. Что изображено? (лебеди) - Какие они на картине? Сколько их? Какие лебеди? Лебеди Белые Красивые Прекрасные Смелые Гордые Могучие Вольные Свободные Что они делают? Лебеди Летят Тянутся Мчатся Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы t догадаться по тени, падающей на птиц и облака.) Где летят лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.) Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море. Какие краски преобладают в картине? - Что мы можем написать в рабочих материалах? (Семь белых красивых лебедей, летят к солнцу) -Какое небо и облака вы видите? Какое небо? Небо Голубое Ярко-голубое Синее Светло-синее лазурное Что мы видим на небе? (На небе облака.) Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу. Облака Белые Пушистые Живые . Движутся Летят Прочитайте, что написано в таблице. Красочное небо, пушистые легкие перистые облака. Согласны вы с этим? -Что мы можем сказать о море? Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.) Море волны Синее тёмные Сине-зелёное неспокойные Тёмно-синее . волнуются Тёмное Тревожное (голубое, вода в нем переливается под яркими лучами солнца). Запишите в таблицу. -Высокие коричневые, облака касаются их макушек, они окутаны снегом. О чем мы можем так сказать? (о скалах) Запишите в первую колонну. - Ребята, а что мы можем сказать о корабле? (Мчится по морю, развивает белоснежные паруса.) Запишите в таблицу. Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.) Какой вдали берег? Берег Скалистый Пустынный Рыжий Покрыт остатками снега По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушевать морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.) Корабль С белыми парусами Освещен солнцем Одинокий Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета - белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо - тёмно-синее море, белые лебеди и облака - белые паруса корабля. В правом нижнем углу - остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.) Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.) Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние. Радость лёгкость Ликование счастье Торжественность надежда Бодрость свобода тревога раскрепощённость - А как вы думаете, какой там воздух? - Конечно, воздух чистый, свежий. -Ребята, для чего мы с вами заполняли таблицу? -Это последовательность, по которому мы будем составлять сочинение по репродукции картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. -Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. - Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление) - О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем ? и заднем? Как назовем этот пункт плана? - Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть? ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Лебеди 3. Облака, небо 4. Море 5. Скалы.Корабль 6. Мое настроение. | Знакомятся с художником и его картиной. | познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) |
4.Первичное закрепление. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала. | Методы организации учебно – познавательной деятельности: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля. | -Наши пальчики отдохнули, приступаем к написанию сочинения. -Отступите от даты 1 линеечку, и по середине напишите Сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе» -С каких слов мы можем начать сочинение? Перед нами картина А.А Рылова «В голубом просторе»…. На картине кто изображен? (пейзаж) На картине мы видим пейзаж… -Что мы видим на переднем плане? (стаю лебедей)Какие они? Сколько их? Где они летят?По какому небу? По ярко-синему небу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. -Кто «сопровождает» их? Что рядом с ними? (облака) -Что мы можем о них написать? Какие они? Цвет? Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. -Далее про что мы можем написать? -Смотрите на план. (о море) На горизонте зеленоватое небо, сливается с голубым морем. -Что мы еще можем написать о море? Вода в нем переливается под яркими лучами солнца. -Далее скалы, что мы можем написать про них? Какие они? Где они находятся? Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. -Что мы можем написать про корабль? По морскому простору мчится корабль, развивая свои белоснежные паруса. -Опираясь на таблицу, что можно написать про воздух? От картины веет свежим морским воздухом. -В конце, что мы напишем? (свое отношение к картине) Мне понравилась картина, потому что… | Приступают к написанию сочинения, ведут диалог с учителем | познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (самоконтроль) (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). |
6.Подведение итогов урока и рефлексия обучающихся. Задача: развивать умение оценивать свою деятельность, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, усвоения. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Беседа | -Ребята вот и подходит наш урок к концу. -Вспомните, пожалуйста, какой была тема нашего урока? - Что нового вы узнали на уроке? -Давайте вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. 1.Вспомнили, что такое сочинение. 2.Вспомнили,из каких частей состоит сочинение 3.И научится писать один из видов сочинения. -Как вы думаете решили ли мы их? -Трудно ли вам было писать сочинение? Почему? «Закончи предложение»: - сегодня на уроке я смог …. - на уроке мне удалось… - мне понравилось выполнять …. - мне было сложно в … - Ребята, вы сегодня хорошо поработали, а сейчас передайте, пожалуйста, все тетради с последних парт на первую. Спасибо вам за урок. | Оценивают свою деятельность наурока, деятельность своих одноклассников. | регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;познавательные УУД: логические УУД: анализ, установление причинно-следственных связей. |