СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Тема: Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д Поленова «Золотая осень». Сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Тема: Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д Поленова «Золотая осень». Сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» 3 класс»

Тема: Урок развития речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д Поленова «Золотая осень» Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины. Сочинение по картине  В.Д. Поленова «Золотая осень»  .

Тема: Урок развития речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д Поленова «Золотая осень»

Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Сочинение по картине

В.Д. Поленова

«Золотая осень»

.

 Цель:  формирование умение воспринимать художественные образы картины, составлять художественное описание природы. совершенствование умение использовать изобразитель- ные средства языка для описания образов, созданных художником.  Формируемые УУД: познавательные - осознанное и произвольное построе-ние речи, высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные  – владение монологической формой речи в соответствии с нормами синтаксическими и грамматическими нормами языка;  регулятивные - составление плана последовательности действий, внесение необходимых коррективов; личностные - нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания;

Цель:

формирование умение воспринимать художественные образы картины, составлять художественное описание природы.

совершенствование умение использовать изобразитель- ные средства языка для описания образов, созданных художником.

Формируемые УУД:

познавательные - осознанное и произвольное построе-ние речи, высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные – владение монологической формой речи в соответствии с нормами синтаксическими и грамматическими нормами языка;

регулятивные - составление плана последовательности действий, внесение необходимых коррективов;

личностные - нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания;

Речевая разминка Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок . В. Голяховский Какие слова выдумал автор? Как мы должны произнести эти слова? Какой звук мы выделим?

Речевая разминка

Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок .

В. Голяховский

Какие слова выдумал автор?

Как мы должны произнести эти слова?

Какой звук мы выделим?

 Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной стоит Над светлою поляной. Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье: В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье… И.А. Бунин В.Д.Поленов «Золотая осень» 1893

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

И.А. Бунин

В.Д.Поленов «Золотая осень» 1893

Василий Дмитриевич Поленов  (1844-1927г)

Василий Дмитриевич Поленов

(1844-1927г)

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)  Выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.  Василий Поленов родился 20 мая в Петербурге. Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)

Выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Василий Поленов родился 20 мая в Петербурге. Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844-1927) Василий Дмитриевич Поленов - один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844-1927)

  • Василий Дмитриевич Поленов - один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре.
  • Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)
Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»)

Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»)

 Мне кажется, что искусство  должно давать счастье и радость,  иначе оно ничего не стоит  В. Д. Поленов     «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства».  «Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Он сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.  Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и, прежде всего, за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит В. Д. Поленов  

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства».

«Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Он сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и, прежде всего, за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

В.Д. Поленов «Летом на Оке »

В.Д. Поленов «Летом на Оке »

В.Д. Поленов «Ранний снег»

В.Д. Поленов «Ранний снег»

 Какое название вы бы дали этой картине?

Какое название вы бы дали этой картине?

«Осень» «Осень» «Осень»  «Осенняя река»  «Осенняя река»  «Осенняя река»  «Золотая осень»  «Осенняя природа»  «Золотая осень»  «Осенняя природа»  «Золотая осень»  «Осенняя природа»
  • «Осень»
  • «Осень»
  • «Осень»
  • «Осенняя река»
  • «Осенняя река»
  • «Осенняя река»
  • «Золотая осень» «Осенняя природа»
  • «Золотая осень» «Осенняя природа»
  • «Золотая осень»
  • «Осенняя природа»
В.Д.Поленов «Золотая осень»

В.Д.Поленов «Золотая осень»

«Золота́я о́сень» — картина русского художника Василия Поленова , написанная в 1893 году.

«Золота́я о́сень» — картина русского художника Василия Поленова , написанная в 1893 году.

Почему картина называется «Золотая осень»? Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.

Почему картина называется «Золотая осень»?

Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.

 Эпитеты:  День  - погожий, солнечный, теплый, осенний, хороший Небо  - светлое, лазурное, голубое, ясное, чистое Облака  – воздушные, пушистые, белые, легкие, серебристые Деревья  - разноцветные, золотые, желтые, нарядные, осенние, красивые Березы  - стройные, белоствольные, гибкие Трава  - желтая, зеленая, чуть коричневатая Река – синяя, голубая, зеркальная, блестящая, извилистая. Солнце  - осеннее, ласковое, лучистое, игривое

Эпитеты:

День - погожий, солнечный, теплый, осенний, хороший

Небо - светлое, лазурное, голубое, ясное, чистое

Облака воздушные, пушистые, белые, легкие, серебристые

Деревья - разноцветные, золотые, желтые, нарядные, осенние, красивые

Березы - стройные, белоствольные, гибкие

Трава - желтая, зеленая, чуть коричневатая

Река синяя, голубая, зеркальная, блестящая, извилистая.

Солнце - осеннее, ласковое, лучистое, игривое

 Сравнения: Облака  –  плывут, как белоснежные волшебные кораблики, как стая белых лебедей, похожих на белоснежную пушистую вату  Река  - вьется, как голубая лента, как голубая змейка, блестит, как зеркало  Деревья  - лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром, березки- как - будто девушки водят хороводы у опушки на берегу реки.

Сравнения:

Облакаплывут, как белоснежные волшебные кораблики, как стая белых лебедей, похожих

на белоснежную пушистую вату

Река - вьется, как голубая лента, как голубая змейка, блестит, как зеркало

Деревья - лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром, березки-

как - будто девушки водят хороводы у

опушки на берегу реки.

Дивная ( пора ) —  Пышное ( природы увяданье ) —  Приятна ( мне твоя прощальная краса ) —  Родная ( природа ) —  Бескрайний ( простор ) —  Свежее ( дыхание ветра ) —

Дивная ( пора )

Пышное ( природы увяданье )

Приятна ( мне твоя прощальная краса )

Родная ( природа )

Бескрайний ( простор )

Свежее ( дыхание ветра )

 Осень пришла, пожаловала, нагрянула, воцарилась, настала, установилась.  Осень убрала всё вокруг, разрисовала, расписала, размалевала ( разг .).

Осень пришла, пожаловала, нагрянула, воцарилась, настала, установилась.

Осень убрала всё вокруг, разрисовала, расписала, размалевала ( разг .).

Бескрайняя Замечательная Родная ( земля русская ) ( русская природа ) ( Русь ) Красивая, просторная, любимая, раздольная, необъятная, великолепная, роскошная, дорогая, необозримая, прекрасная, ненаглядная, близкая, живописная, желанная, безбрежная, яркая, сказочная, безграничная, прелестная, широкая, бесконечная, милая (сердцу), огромная, родимая, восхитительная, драгоценная, бесценная.

Бескрайняя Замечательная Родная

( земля русская ) ( русская природа ) ( Русь )

Красивая, просторная, любимая, раздольная, необъятная, великолепная, роскошная, дорогая, необозримая, прекрасная, ненаглядная, близкая, живописная, желанная, безбрежная, яркая, сказочная, безграничная, прелестная, широкая, бесконечная, милая (сердцу), огромная, родимая, восхитительная, драгоценная, бесценная.

  С чего бы вы начали сочинение по картине?  Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень.  - Что бы вы написали после вступления? (Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.)   - Каково было бы заключение в вашем сочинении?  (Обязательно написала бы о том, какое красивое время  года - осень, и  как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

  С чего бы вы начали сочинение по картине? Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень. - Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

  - Каково было бы заключение в вашем сочинении? (Обязательно написала бы о том, какое красивое время  года - осень, и  как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

  План сочинения:  1. О художнике и его картине. 2. Как художник показывает приближение осени? 3. Какой день? Как изображено небо и солнце? 4. Как изображены река, наряд деревьев, земля? 5. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? 6. Какую роль играет цвет в картине? 7. Какое впечатление производит картина?

План сочинения:

1. О художнике и его картине.

2. Как художник показывает приближение осени?

3. Какой день? Как изображено небо и солнце?

4. Как изображены река, наряд деревьев, земля?

5. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?

6. Какую роль играет цвет в картине?

7. Какое впечатление производит картина?

План 1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?  2. Какой день? Как изображено небо, солнце?  3. Река.  4. Наряд деревьев 5. Земля.  6. Какие чувства вызывает картина ?

План

1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине? 2. Какой день? Как изображено небо, солнце? 3. Река. 4. Наряд деревьев

5. Земля. 6. Какие чувства вызывает картина ?

 Орфографическая работа - Ра нн яя ос е нь , осе нн ий п е йза ж - день тёплый, солнечный, п о гожий  - лучист ое  солнышко - небо ясное, г о лубое, светлое, л а зурное   - обл а ка ле г кие, в о здушные, белые, пуш и стые -р е ка г о лубая, з е ркальная, синяя, извил и стая, бл е стящая, в ь ётся, как г о лубая лента; в ней, как в зеркале, о тражаются л а зурная гла д ь н е бес, - д е ревья , о детые в разн о цветные н а ряды, д е ревья ж ё лтые, з о л о тые, разн о цветные, о се нн ие, красивые, нарядные  лес раскинулся по б е р е гам реки пышным пёстрым к о вром  б е рё з ки стройные, ги б кие, бел о ствольные з е мля тоже надела з о л о тистый наря д ,  л е сная тр о пинка

Орфографическая работа

- Ра нн яя ос е нь , осе нн ий п е йза ж

- день тёплый, солнечный, п о гожий

- лучист ое солнышко

- небо ясное, г о лубое, светлое, л а зурное

  - обл а ка ле г кие, в о здушные, белые, пуш и стые

е ка г о лубая, з е ркальная, синяя, извил и стая, бл е стящая, в ь ётся, как г о лубая лента; в ней, как в зеркале, о тражаются л а зурная гла д ь н е бес,

- д е ревья , о детые в разн о цветные н а ряды, д е ревья ж ё лтые, з о л о тые, разн о цветные, о се нн ие, красивые, нарядные

лес раскинулся по б е р е гам реки пышным пёстрым к о вром

б е рё з ки стройные, ги б кие, бел о ствольные

з е мля тоже надела з о л о тистый наря д ,

л е сная тр о пинка

) 2. Осенний пейзаж на картине.  день тёплый, солнечный, п о гожий солнышко   лучистое небо ясное, г о лубое, светлое, л а зурное обл а ка лес ле г кие, в о здушные, белые, пуш и стые; как стая белых лебедей, как волшебные кораблики Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату раскинулся  по  б е р е гам  реки  пышным  пёстрым  к о вром д е ревья   ж ё лтые , з о л о тые , разн о цветные , о се нн ие , красивые , нарядные р е ка б е рё з ки  стройные , ги б кие , бел о ствольные г о лубая , з е ркальная , синяя , извил и стая , бл е стящая , в ь ётся , как  г о лубая  лента ; в  ней , как  в  зеркале , о тражаются  л а зурная  гла д ь  н е бес  и  д е ревья , о детые  в  разн о цветные  н а ряды з е мля тоже  надела  з о л о тистый  наря д , л е сная тр о пинка    манит , зовёт  за  собой   

)

2. Осенний пейзаж на картине.

день

тёплый, солнечный, п о гожий

солнышко

 

лучистое

небо

ясное, г о лубое, светлое, л а зурное

обл а ка

лес

ле г кие, в о здушные, белые, пуш и стые; как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

раскинулся по б е р е гам реки пышным пёстрым к о вром

д е ревья

 

ж ё лтые , з о л о тые , разн о цветные , о се нн ие , красивые , нарядные

р е ка

б е рё з ки стройные , ги б кие , бел о ствольные

г о лубая , з е ркальная , синяя , извил и стая , бл е стящая , в ь ётся , как г о лубая лента ; в ней , как в зеркале , о тражаются л а зурная гла д ь н е бес и д е ревья , о детые в разн о цветные н а ряды

з е мля

тоже надела з о л о тистый наря д ,

л е сная тр о пинка

 

манит , зовёт за собой

 

 Передо мной картина  Великого пейзажиста  В.Поленова Золотая осень. На репродукцие изображен осенний денёк. Он ясный и солнечный.Небо на полотне голубое ,немного мутное.Облака пушистые. В центре картине изображена река. Она  называестя Ока.Сверху она голубая , а на глубине темно синяя.Вокруг реки стоят берёзовый хоровод.Они имеют разные краски желтые,зеленые,красные. Рядом Находится   тропинка.Она протоптаная  местными жителями .На заднем плане видно поле . На нем наверно уже собрали урожай.  Мне понравилась эта картина, потому что она имеет разные яркие цвета.

Передо мной картина  Великого пейзажиста  В.Поленова Золотая осень. На репродукцие изображен осенний денёк. Он ясный и солнечный.Небо на полотне голубое ,немного мутное.Облака пушистые. В центре картине изображена река. Она  называестя Ока.Сверху она голубая , а на глубине темно синяя.Вокруг реки стоят берёзовый хоровод.Они имеют разные краски желтые,зеленые,красные. Рядом Находится 

тропинка.Она протоптаная  местными жителями .На заднем плане видно поле . На нем наверно уже собрали урожай.

Мне понравилась эта картина, потому что она имеет разные яркие цвета.

Написание 1 части Что изображено на к а ртин е  художн и ка из о браж е на з о л о тая ос е н ь .  В. Д. П о лен о ва? 2. Какой ст о ит д е нёк? п о го жи й о се нн ий. лучист ое . 3. Как ое  свет ит  со л нышко? 4. К а кие о бл а ка плывут по ясн ому небу? 4. лё г кие, пу ши стые.

Написание 1 части

  • Что изображено на к а ртин е художн и ка
  • из о браж е на з о л о тая ос е н ь .

В. Д. П о лен о ва?

2. Какой ст о ит д е нёк?

  • п о го жи й о се нн ий.
  • лучист ое .

3. Как ое свет ит со л нышко?

4. К а кие о бл а ка плывут по ясн ому небу?

4. лё г кие, пу ши стые.

3. В кругу б е рёз ок … стройн ые … 4. з оло тым наряд ом б е рё з.  Написание 2 части Что в ь ё тся  в центр е  к а ртины? Чем р ас кинулся по б е р е гам р е ки о се нн ий ле с ? синей лент ой р е ка. 2. Ярк и м пышным к о вром. 3. Какие в о звыша ются сосны? 4. Чем любую тся сосны?

3. В кругу б е рёз ок стройн ые

4. з оло тым наряд ом б е рё з.

Написание 2 части

  • Что в ь ё тся в центр е к а ртины?
  • Чем р ас кинулся по б е р е гам р е ки о се нн ий ле с ?
  • синей лент ой р е ка.

2. Ярк и м пышным к о вром.

3. Какие в о звыша ются сосны?

4. Чем любую тся сосны?

Написание 3 части Какое н а стр о ение п е р е даёт нам  к а ртина ? рад о ст н ое , в о лшебн ое .  2. Что х о че тся сделать? 2. О чен ь … о чу ти ться в этом мест е , п о слушат ь шум р е ки, п о люб о ва ться  о се нн им н а ряд ом д е рев ь ев.

Написание 3 части

  • Какое н а стр о ение п е р е даёт нам к а ртина ?
  • рад о ст н ое , в о лшебн ое .

2. Что х о че тся сделать?

2. О чен ьо чу ти ться в этом мест е , п о слушат ь шум р е ки, п о люб о ва ться о се нн им н а ряд ом д е рев ь ев.

Какое название вы бы дали этой картине?

Какое название вы бы дали этой картине?