Дата Класс - 5
Урок развития речи.
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
Задачи:
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления
Ход урока:
Организационный этап
Приветствие
Проверка готовности к уроку.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Проверка д/з
Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)
Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)
Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)
Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)
Кто из героев рассказа «…достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?» (Абдула)
Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)
Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)
Назовите автора и жанр произведения.
- Какое историческое событие отражено в рассказе?
- О каком народе идет речь в рассказе?
- Назовите главных героев рассказа.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В рассказе изображены два офицера.
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер?
- Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами?
- Отличаются ли они друг от друга?
- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
(Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
- А какова задача нашего урока?
- Чему мы должны научиться на уроке?
4) Первичное закрепление
- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?»
- Что значит сравнить героев художественного произведения?
Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.
- Какие приемы используем для характеристики героев в рассказе?
( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев:
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
- характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I. Портрет
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
II. Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
III. В плену
1. Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
- Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
V. Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Жилин | Костылин |
Общее |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. |
Различие |
I. Портрет |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
|
| |
II. Поведение героев во время нападения татар |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
III. В плену |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. | 1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. | 1. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. | 3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». | 4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
IV. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
6.Информация о домашнем задании
1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Значимость темы
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Жилин | Костылин |
Общее |
|
Различие |
I. Портрет |
| |
II. Поведение героев во время нападения татар |
| |
III. В плену |
1. Письмо о выкупе | 1. Письмо о выкупе |
2. Внутреннее состояние | 2. Внутреннее состояние |
3. Занятия | 3. Занятия |
4. Мнение татар о Жилине | 4. Мнение татар о Костылине |
IV. Побег |
| |