СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи.(литература -  5 класс)по рассказу "Кавказский пленник" 

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»»

Дата Класс - 5


Урок развития речи.

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель: Дать сравнительную характеристику героев

Задачи:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Ход урока:

  1. Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности к уроку.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Проверка д/з

  • Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)

  • Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)

  • Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)

  • Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)

  • Кто из героев рассказа «достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?» (Абдула)

  • Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)

  • Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)

Назовите автора и жанр произведения.

- Какое историческое событие отражено в рассказе?

- О каком народе идет речь в рассказе?

- Назовите главных героев рассказа.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В рассказе изображены два офицера.

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер?

- Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами?

- Отличаются ли они друг от друга?

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

(Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

- А какова задача нашего урока?

- Чему мы должны научиться на уроке?

4) Первичное закрепление

- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?»


- Что значит сравнить героев художественного произведения?

  • Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуацияхэто обязательное условие сравнения.

- Какие приемы используем для характеристики героев в рассказе?

( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)


Приемы составления характеристики литературных героев:

- внешние черты (портрет);

- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

- характеристика героя другими действующими лицами



б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I. Портрет

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.


II. Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

III. В плену

1. Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.


2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

- Во что верит Костылин? (в выкуп)


3. Занятия героев

Жилин:

- Рукодельничает;

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

- Подтвердите сказанное о героях текстом.


4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

Костылин – «смирный».


V. Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.



5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.


Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»


Жилин


Костылин

Общее


Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие


I. Портрет


Удалой, выносливый, смелый.


Физически слабый.




II. Поведение героев во время нападения татар


Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

III. В плену


1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.


2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.


3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.


4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».


4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».



IV. Побег



Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.





6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?


7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Значимость темы

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.






































Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»


Жилин

Костылин

Общее





Различие

I. Портрет






II. Поведение героев во время нападения татар








III. В плену

1. Письмо о выкупе


1. Письмо о выкупе





2. Внутреннее состояние


2. Внутреннее состояние





3. Занятия


3. Занятия





4. Мнение татар о Жилине





4. Мнение татар о Костылине


IV. Побег