Урок в 1 классе развития речи. Работа с текстом.
(Интегрированный урок письма и чтения- 2 урока.)
Цели: развивать речь, мышление, память, внимание учащихся, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением леса, лесника, карточки, презентация «Дуб».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок,
Мы начинаем урок.
Вы – любознательные дети.
Обо всем хотите знать на свете.
II.Подведение к теме урока.
- Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
_ Что вы знаете о лесе? Расскажите.
- Лес – это дом для растений, животных и для нас.
- Послушайте, какие слова посвятил лесу поэт С. Погорельский.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
III. Изучение нового материала.
1.
- Послушайте историю, которая произошла как-то с одним художником, и постарайтесь запомнить, что такое лес.
(Учитель читает рассказ «Что такое лес»)
- Сделайте вывод: лес на иллюстрации настоящий?
- Какие бывают леса? Какие деревья растут в лесах? Какие животные там живут?
Физкультминутка (внимание)
1-вариант
-Будьте внимательны: если я называю жителей леса – вы приседаете, если не жителей леса – просто стоите.
«Кукушка, собака, кошка, куница, сойка, лиса, дятел, курица, кабан, овечка, ящерица, ежик, снегирь.»
- Молодцы.
2-вариант
Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке
2. Работа в Прописи, с. 5.
А)- Назовите звуки, изображенные здесь. Что их объединяет? (согласные)
- Почему они стоят парами? (глухие- звонкие)
- Какими они еще могут быть?(ТВ. – мяг.)
- Раскрасьте башмачки Звуковичков.
- Какие по цвету башмачки у Звуковичков? (проверьте)
- Какой звук отличается от других? (ж-ш – всегла твердый)
(-В каких лесных словах мы можем встретить эти звуки?)
Б) Работа с иллюстрацией лесника.
- Кто этот человек? Чем занимается? (Живет в лесу, заботиться о лесе и его жителях, т.е. сторожит лес)
- Как называется дом лесника? (Лесная сторожка)
- Запишем слово сторожка.
- Какие опасные места в слове?(о – безудар., ж – парная)
- Какие родственные слова, будут проверочными к данному? (сторож, строжит)
В) Письмо строчной и заглавной букв «х» и «ж».
- делаем зарядку для кистей.
- Почему вместе пишем эти буквы? (одинаковые элементы)
- Сторож по дорожке из букв ведет нас в лес. Напишите буквы красиво, аккуратно, правильно. Тогда лесник расскажет вам много интересного.
Физминутка. Жил- был маленький гном.
(Присели)
С боль-шим колпаком.
(Ручки подняли вверх, сложили домиком)
Он был путешественник, гном.
(Шагаем на месте)
На лягушке он скакал.
Прыг – скок. Ква-ква.
(Прыгаем)
Ина стрекозе летал-
У-ух, высоко.
(Машем руками, будьто бы летаем)
По ручью плыл в чайной чашке.
Буль- буль, буль – буль.
(изображаем как плывем)
Ехал он на черепашке.)
Топ- топ, топ. –топ.
(Шагаем)
И, протопав все тропинки,
Гном качался в паутинке.
Кач- кач, бай- бай.
(наклоны в стороны)
3. Работа в прописи, с. 20.
А) Чтение текста:
Б) Работа по содержанию:
- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, кто и что изображены на рисунке?
В) Просмотр и чтение презентации «Дуб»
- Послушайте рассказ Знайки.
(просмотр презентации)
- Что интересного вы узнали о дубе?
- рассмотрите насекомых. Что они делают? Дайте им название.
Г) Чтение текста с комментированием.
Д) Деление текста на смысловые части.
- Текст, обычно, состоит из нескольких частей – смысловых отрезков. Каждая такая часть пишется с «красной» строки, с нового абзаца.
- Сколько абзацев получилось? (4)
- Какие предложения нужно писать с новой строки?
- Прочитайте первый абзац. О чем он?
(Аналогично с другими частями)
- Озаглавим текст. («Дуб»)
Е) Орфографическая работа
- Отметьте опасные места в словах.
Ж) Запись 2 и 3-го абзаца.
З) Самопроверка.
Физкультминутка. Руки поняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим назад.
IV. Закрепление изученного
- Отгадайте: Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего. Что плод мой мелок.
- Кто из животных считает дуб своим домом?
- Какой вред приносят короеды? Кто поможет дереву? Отгадайте:
Кто в беретке ярко – красной.
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
V. Итог урока.
- Мы хорошо поработали, спасли дуб от короеда.
- С каким настроением заканчиваем урок? (показывают карточки)
Приложение 1.
ОПРЛЕСНДБЕРЁЗАДУОСИНА