Урок развития речи в третьем классе

Внеурочная деятельность: Речь                           

Тема занятия:

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Задачи занятия: Образовательные:

  • Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
  • Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
  • употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
  • Пользоваться словарем толковым, орфографическим.

 Развивающая:

  • Развитие навыка работы в группах, парах
  • Развитие умения анализировать и делать выводы.
  • Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательная:

  • Воспитание у школьников любви к чтению
  • Воспитание толерантности

 Планируемые результаты:

 Учащиеся должны  знать, что такое эмоции.

Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,

употреблять их в речи.

Тип  занятия: знакомство с новым. 

Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки

Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.

Толковый  словарь С.И.Ожегова

Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Ход  занятия:

 

  1. Организационный момент.

-    Добрый день, добрый час!

     Как я рада снова видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Мы сегодня будем наблюдать,

    Выводы делать, рассуждать.

    А чтобы занятие пошло впрок,

   Активно в работу включайся, дружок!

  

.

 

2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.

- О чём будем говорить на  нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.

(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)

- Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)

Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! (Персидский философ Саади)

-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.

Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

  3).Работа по новой теме.

Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)

А). Узнать, что такое нейтральные и  эмоционально окрашенные слова.

В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.

Для решения этих задач  совершим  прогулку в осенний лес.

     А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.

  4).   Физминутка:

      Вот осенние листочки(поднять руки вверх)

      Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)

      И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)

       Вниз листочки полетели

      И на травушку присели(сесть на корточки)

      Ветер снова набежал

      И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)

      Повертел их, покружил(покружиться)

      И на землю опустил(сесть на своё место).

      

      Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)

 

  5) Наблюдение за Нейтральными словами.

 Входим в лес , который полон сказок и чудес.

Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.

- Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.

- Как бы вы их назвали?

А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные  (Слайд)

 

6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)                              

 

И.Бунин « Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной..

 

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Какие  это стихи : весёлые или грустные?

Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)

Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)

- Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….

Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….

-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)

Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,

выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)

 

   Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для  выражения чувств, эмоций, настроения.

 

Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:

1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

Работа в группах.

-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.

( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)

-Охарактеризуем их  эмоционально окрашенными словами.

 

     -Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

           

               

- Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…

- Сравните слова:

Осина  -осинка(слайд)

Берёза - берёзонька

Волк-волчище

Лиса-лисичка

Заяц- зайчонок.

-Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении?  Учитель выделяет суффиксы на презентации.

Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми  или страшными.

- Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)

- Если встретится в слове суффикс –онк, -енк  вы испугаетесь? А –ищ?

- Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?

Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

 

7)Закрепление: работа с текстом в парах   по вариантам:

 Выписать из текста

1вариант: эмоционально окрашенные слова

2вариант: слова с говорящими суффиксами.

 

Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)

Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)

 

8)Обобщение изученного.

-Какую тему рассмотрели?

Что нового узнали?

Где будете использовать новые знания?

 

 

 

9).Рефлексия: Оцените свою работу:

если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево  прикрепляем красный листочек,

если были затруднения- жёлтый,

если ничего не поняли-зелёный листочек.

Спасибо за труд.

 

10).  Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в третьем классе»

Внеурочная деятельность: Речь

Тема занятия:

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Задачи занятия:
Образовательные:

  • Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;

  • Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,

  • употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.

  • Пользоваться словарем толковым, орфографическим.

 Развивающая:

  • Развитие навыка работы в группах, парах

  • Развитие умения анализировать и делать выводы.

  • Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательная:

  • Воспитание у школьников любви к чтению

  • Воспитание толерантности

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать, что такое эмоции.

Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,

употреблять их в речи.

Тип занятия: знакомство с новым. 

Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки

Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»













Ход занятия:


  1. Организационный момент.

- Добрый день, добрый час!

Как я рада снова видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать, рассуждать.

А чтобы занятие пошло впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

.


2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.

- О чём будем говорить на нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.

(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)

- Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.

Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

3).Работа по новой теме.

Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)

А). Узнать, что такое нейтральные и эмоционально окрашенные слова.

В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.

Для решения этих задач совершим прогулку в осенний лес.

А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.

4). Физминутка:

Вот осенние листочки(поднять руки вверх)

Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)

И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)

Вниз листочки полетели

И на травушку присели(сесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)

Повертел их, покружил(покружиться)

И на землю опустил(сесть на своё место).

Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)


5) Наблюдение за Нейтральными словами.

Входим в лес , который полон сказок и чудес.

Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.

- Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.

- Как бы вы их назвали?

А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные (Слайд)


6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)


И.Бунин « Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной..


А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Какие это стихи : весёлые или грустные?

Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)

Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)

- Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….

Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….

-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)

Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,

выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)


Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для выражения чувств, эмоций, настроения.


Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:

1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

Работа в группах.

-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.

( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)

-Охарактеризуем их эмоционально окрашенными словами.


-Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

- Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…

- Сравните слова:

Осина -осинка(слайд)

Берёза - берёзонька

Волк-волчище

Лиса-лисичка

Заяц- зайчонок.

-Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении? Учитель выделяет суффиксы на презентации.

Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными.

- Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)

- Если встретится в слове суффикс –онк, -енк вы испугаетесь? А –ищ?

- Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?

Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.


7)Закрепление: работа с текстом в парах по вариантам:

Выписать из текста

1вариант: эмоционально окрашенные слова

2вариант: слова с говорящими суффиксами.


Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)

Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)


8)Обобщение изученного.

-Какую тему рассмотрели?

Что нового узнали?

Где будете использовать новые знания?




9).Рефлексия: Оцените свою работу:

если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево прикрепляем красный листочек,

если были затруднения- жёлтый,

если ничего не поняли-зелёный листочек.

Спасибо за труд.


10). Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей