Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сжатому изложению по рассказу Е. А. Пермяка «Перо и чернильница».»
Урок развития речи в 5 классе.
Подготовка к сжатому изложению по рассказу Е. А. Пермяка «Перо и чернильница».
Цели: развивать умение членить текст на части, находить основную мысль текста, владеть приемами сжатия текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: практические навыки использования приемов сжатия текста; выделение главной мысли текста; построение речевых высказываний; самостоятельное объяснение языковых явлений.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Прочитать текст упражнения 513.
Задания: пересказать текст, выделить 4 основные части текста, дать название каждой части.
Задание (повышенного уровня сложности): необходимо не просто написать изложение, а уложиться всего в 60 слов, причем в это число входят и короткие слова – местоимения, предлоги, союзы, частицы.
Работа с текстом «Перо и чернильница»
Примечание: до 60-х годов прошлого столетия шариковых ручек не было, писали ручками со стальным пером, обмакивая его в чернила.
Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ.
Обсуждение вопросов и заданий к тексту:
| Части текста | Главная мысль |
1 | Диалог внука и деда. | «Откуда ты сказки берешь?» |
2 | Как Сережа «добывал» сказку. | «А сказка не зацепляется» |
3 | Дедушкины советы. | «Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь» |
4 | Притча. | «дедову притчу запомнил» |
Советы учителя: для того, чтобы сжать текст, можно пересказать диалоги своими словами (упростить), исключить детали, обращения, подробности, повторы, обобщить предложения с однородными членами, оставить развернутые главные мысли каждой части. Таким образом, основные приемы сжатия текста – упрощение, исключение, обобщение.
Домашнее задание: написать чистовик сжатого изложения.