Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения 15.3 «Что такое доброта»»
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
1. Просмотр фрагмента мультфильма «Последний лепесток» по сказке В. Катаева | | Просмотр фрагмента мультфильма «Последний лепесток» по сказке В. Катаева |
2. Беседа по просмотренному фрагменту | Ребята, мы посмотрели фрагмент м/ф по сказке В. Катаева. - Как называется сказка? -Кому посвящен отрывок? - Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь? - А что такое доброта? Можем ли мы сейчас дать определение этому понятию? | Отвечают на вопросы |
3. Определение темы урока | Давайте определим, что мы должны сделать на уроке. | Ответить на вопрос: что такое доброта? |
4. Книга | Сегодня вы создадите книгу. -Театр начинается с вешалки. А с чего начинается книга? Итак, приступаем к ее созданию. | Отвечают на вопрос. Пишут на обложке книги слово «доброта». |
5. Ассоциации | Обложку оформили. Начинаем заполнять ее содержание. Что вы представляете, услышав слово «доброта»? Какие ассоциации оно у вас вызывает? Я тоже размышляла над этим вопросом и рада, что наши мнения совпали. (РОМАШКА) | Дети называют ассоциации и записывают на первую страницу книги. |
6. Пословицы и поговорки | Испокон веку люди много внимания уделяли понятию «доброта». - Чем же оно такое особенное? Народное представление нашло отражение в УНТ. Слово Кириллу. - Какая пословица тебе близка? Дай ее толкование. | Отвечают на вопрос (вечная ценность) Кирилл раздает подборку пословиц и поговорок. Дает объяснение пословице. |
7. Художественное значение | И сегодня доброта (добро) актуальны как никогда. Многие писатели поднимают эту проблему в своих произведениях. - Какие произведения о доброте вы читали? | Дети называют авторов и произведения о доброте. |
8. Работа с текстом | Одним из таких произведений является текст Владимира Железникова, который вы прочитали дома и поработали с ним. - Понравился вам текст? - Определите его тему. - Что (кто) объединяет мальчиков? - Что происходит в жизни собаки и ее хозяина? | Отвечают на вопросы. Определяют тему текста (о ком? – о Юре, Валерке, собаке Янке); (о чем? – о доброте) Отношение к Янке и ее хозяину. Они в безвыходной ситуации: не с кем гулять днем с собакой, поэтому она воет каждый день. |
Сравнительная таблица | Дома вы подчеркнули в тексте слова и выражения, характеризующие мальчиков. Внесите свои наблюдения в таблицу. | Заполняют таблицу. |
| Проанализируйте записи и сделайте вывод, опираясь на примеры из текста, кому из мальчиков свойственна доброта. | Сравнивают героев и их поступки, делают вывод о том, Валерке свойственна доброта. |
9. Синонимы, антонимы + РОМАШКА КАЧЕСТВ | Ребята, сравнивая мальчиков и делая вывод о том, кто из них добрый, а кто нет, какую лексику мы использовали? -Дополните список-характеристику героев текста выбрав нужное (1-в. – синонимы; 2-в. – антонимы) РОМАШКА КАЧЕСТВ – Катя | Синонимы и антонимы. Выделяют нужное маркером. Доделывают ромашку качеств. |
РОМАШКА КАЧЕСТВ | Ребята, что у нас получилось? -Почему не использовали антонимы? - Почему мы взяли этот цветок в качестве символа доброты? -На что он похож? | Ромашка. Похож на солнце, к теплу, свету которого тянется все живое. |
10. Итог - определение | Подходит к концу наш урок. В начале урока мы поставили перед собой цель ответить на вопрос: что такое доброта? Можем ли мы дать определение этому понятию? (Ответив на вопросы и используя незаконченные предложения дайте определение). | Пишут определение |
11. Словари | Правы ли мы? Давайте прочитаем словарные статьи. | Читают статьи, делают вывод . |
12. Рефлексия | - Как вы думаете, каких людей больше: добрых или недобрых? -Какую роль играет доброта в жизни человека? - Легко ли быть добрым? | Рассуждают по поставленным вопросам. |
13. Заключительное слово учителя | Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла. Нельзя прожить без доброты – Она сильнее зла. За минутою минуты убегают навсегда, Но на свете отчего-то, Но на свете почему-то Существует доброта, Торжествует доброта! | |
Приложения
Текст для анализа
(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой (...) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему-однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
– (4)Не обращай внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – (5)Собака у соседа!
– (6)Почему же она воет?
– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе – вон как! (26)Заходи.
– (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.
– (29)По делу? (30)Слушаю.
– (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями. (33)Человек погрустнел.
– (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
– (43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
– (46)Держи.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
– (49)Ох, извини, пожалуйста, – мужчина протянул руку. – (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», – с достоинством ответил мальчишка.
– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.
– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... – бурчал себе под нос инженер Молчанов.
(По В. Железникову)*
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта».
Рабочий лист
(Число)_________________________________________________________________________________________
(Тема урока)_____________________________________________________________________________________
-
Ассоциативный ряд: _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
-
Тема текста
-
Герои текста
-
Синонимы; антонимы _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
-
Доброта – это ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________,
потому что ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________