СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения 9.3 «Что такое доброта?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный фрагмент урока разработан с целью подготовки учащихся к написанию  сочинения 9.3  на экзамене в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения 9.3 «Что такое доброта?»»

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения 15.3 «Что такое доброта»»

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Последний лепесток» по сказке В. Катаева


Просмотр фрагмента мультфильма «Последний лепесток» по сказке В. Катаева

2. Беседа по просмотренному фрагменту

Ребята, мы посмотрели фрагмент м/ф по сказке В. Катаева.

- Как называется сказка?

-Кому посвящен отрывок?

- Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?

- А что такое доброта? Можем ли мы сейчас дать определение этому понятию?

Отвечают на вопросы

3. Определение темы урока

Давайте определим, что мы должны сделать на уроке.

Ответить на вопрос: что такое доброта?

4. Книга

Сегодня вы создадите книгу.

-Театр начинается с вешалки. А с чего начинается книга?

Итак, приступаем к ее созданию.

Отвечают на вопрос.

Пишут на обложке книги слово «доброта».

5. Ассоциации

Обложку оформили. Начинаем заполнять ее содержание.

Что вы представляете, услышав слово «доброта»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Я тоже размышляла над этим вопросом и рада, что наши мнения совпали. (РОМАШКА)

Дети называют ассоциации и записывают на первую страницу книги.

6. Пословицы и поговорки

Испокон веку люди много внимания уделяли понятию «доброта».

- Чем же оно такое особенное?

Народное представление нашло отражение в УНТ.

Слово Кириллу.

- Какая пословица тебе близка? Дай ее толкование.

Отвечают на вопрос (вечная ценность)


Кирилл раздает подборку пословиц и поговорок.

Дает объяснение пословице.


7. Художественное значение

И сегодня доброта (добро) актуальны как никогда. Многие писатели поднимают эту проблему в своих произведениях.

- Какие произведения о доброте вы читали?


Дети называют авторов и произведения о доброте.





8. Работа с текстом

Одним из таких произведений является текст Владимира Железникова, который вы прочитали дома и поработали с ним.

- Понравился вам текст?

- Определите его тему.

- Что (кто) объединяет мальчиков?

- Что происходит в жизни собаки и ее хозяина?

Отвечают на вопросы.


Определяют тему текста (о ком? – о Юре, Валерке, собаке Янке); (о чем? – о доброте)

Отношение к Янке и ее хозяину.

Они в безвыходной ситуации: не с кем гулять днем с собакой, поэтому она воет каждый день.

Сравнительная таблица

Дома вы подчеркнули в тексте слова и выражения, характеризующие мальчиков. Внесите свои наблюдения в таблицу.

Заполняют таблицу.


Проанализируйте записи и сделайте вывод, опираясь на примеры из текста, кому из мальчиков свойственна доброта.

Сравнивают героев и их поступки, делают вывод о том, Валерке свойственна доброта.

9. Синонимы, антонимы + РОМАШКА КАЧЕСТВ

Ребята, сравнивая мальчиков и делая вывод о том, кто из них добрый, а кто нет, какую лексику мы использовали?

-Дополните список-характеристику героев текста выбрав нужное (1-в. – синонимы; 2-в. – антонимы)


РОМАШКА КАЧЕСТВ – Катя

Синонимы и антонимы.


Выделяют нужное маркером.



Доделывают ромашку качеств.

РОМАШКА КАЧЕСТВ

Ребята, что у нас получилось?

-Почему не использовали антонимы?

- Почему мы взяли этот цветок в качестве символа доброты?

-На что он похож?

Ромашка.

Похож на солнце, к теплу, свету которого тянется все живое.

10. Итог - определение

Подходит к концу наш урок. В начале урока мы поставили перед собой цель ответить на вопрос: что такое доброта?

Можем ли мы дать определение этому понятию? (Ответив на вопросы и используя незаконченные предложения дайте определение).

Пишут определение

11. Словари

Правы ли мы? Давайте прочитаем словарные статьи.

Читают статьи, делают вывод .

12. Рефлексия

- Как вы думаете, каких людей больше: добрых или недобрых?

-Какую роль играет доброта в жизни человека?

- Легко ли быть добрым?

Рассуждают по поставленным вопросам.

13. Заключительное слово учителя

Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла.

Нельзя прожить без доброты – Она сильнее зла.

За минутою минуты убегают навсегда,

Но на свете отчего-то, Но на свете почему-то

Существует доброта, Торжествует доброта!


Приложения

Текст для анализа

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой (...) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему-однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

– (4)Не обращай внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – (5)Собака у соседа!

– (6)Почему же она воет?

– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе – вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слушаю.

– (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями. (33)Человек погрустнел.

– (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

– (43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

– (46)Держи.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини, пожалуйста, – мужчина протянул руку. – (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», – с достоинством ответил мальчишка.

– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... – бурчал себе под нос инженер Молчанов.

(По В. Железникову)*



15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта».







Рабочий лист



(Число)_________________________________________________________________________________________



(Тема урока)_____________________________________________________________________________________



  1. Ассоциативный ряд: _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________



  1. Тема текста



















  1. Герои текста

Янка

Валерка

Юра






  1. Синонимы; антонимы _____________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________________



  1. Доброта – это ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________,

потому что ____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя