Урок русского языка в 8 классе
Тема: Изложение публицистического характера с элементами описания местности.
Цели урока:
Подготовка к написанию изложения.
Определять главную информацию в тексте и каждой его части.
Повторить речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль и тип речи)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение текста учителем. Есть такие места: к ним привыкаешь сразу, расстаешься с грустью и запоминаешь навсегда. Таково Большое Болдино, село необычное, овеянное именем Александра Сергеевича Пушкина.
О Болдино мы впервые узнаем в школе, когда, склонившись над страницами учебника с чарующими стихами «Октябрь уж наступил», начинаем постигать и красоту русской природы, и грусть одиночества, и тайну вдохновения.
Болдино – это осень, Пушкин и творчество…Кто из нас не мечтал посетить места, вдохновившие Пушкина на создание непревзойденных шедевров,к которым мы обращаемся всю жизнь.
И вот выдался такой день. Несемся по автостраде. Слева и справа-золото листвы. Позади остался Арзамас, промелькнул Лукоянов…Стали шире стороны, пахнуло ветром, привиделась тройка, на которой вот по этой дороге- тогда невообразимо грязной- ехал поэт в свое родовое гнездо. Дорога то падает вниз, то выносит наверх, и вот оно- Большое Болдино.
Удивительное чувство охватывает при виде деревянного , выкрашенного коричневым с белым дома. Он скромен и похож на многие усадебные постройки прошлого века.
Ступеньки деревянного прилежно окрашенного крыльца, с накинутым на них половичком, ведут во внутренние помещения. Кабинет Пушкина. Стол. книги, рукописи. Мерно тикают часы. На белых страницах отдыхает будто только что брошенное гусиное перо.
Болдино. Он слушал здесь песни, присутствовал на похоронах, разговаривал с мужиками, расхаживал в ярмарочной сутолоке. Он скакал по раздолью окрестных степей ,останавливался на холмах, любуясь дивным сочетанием осенних красок: иссиня-черной земли, изумрудной, переходящей в голубизну озими, золотыми купами укрытых в лощинах рощ…
Пламенеет осень- любимое Пушкиным время года. В старинном парке песчаные дорожки усеяны опавшими листьями. В темной воде отражается горбатый мостик. В конце березовой аллеи открывается дивный вид. И невольно вспоминаются строки, навеянные болдинской осенью: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…»
Болдино…Сколько оттенков приобретает теперь это знакомое слово!
До встречи, Болдино!
III. Вопросы и задания к тексту.
-К какому стилю можно отнести этот текст?
-Какой тип речи является в нем основным?
-Где используется в тексте другой тип речи? (Рассуждение –во вступлении и заключении)
-Какие композиционные части выделяются в этом тексте? (Вступление, главная часть и заключение.)
IV.Составление плана (план составляется коллективно и записывается на доске)
План
Болдино-село необычное.
Мы впервые узнаем о нем в школе.
Кто из нас не мечтал посетить эти места.
Дорога в Большое Болдино.
Скромный усадебный дом.
Кабинет Пушкина.
Болдинские впечатления поэта.
Осень в старинном парке.
До встречи, Болдино.
V. Лексико-орфографическая работа.
Безударные гласные корня: запоминать, чарующий, вдохновение, шедевр, сутолока.
Н и нн в прилагательных и причастиях: окрашенный, брошенный, старинный, усеяны.
Приставки: привидеться, присутствовать, непревзойденный.
VI. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)