СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Я сегодня выгляжу так..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Описание внешности человека" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Барсукова Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Веселовская средняя общеобразовательная школа № 2

347781 Ростовская область, Веселовский район,

п.Веселый, ул.Почтовая, 87

тел. 8(863-58)6-17-68

E-mail: natali.barsukowa2010@yandex.ru


Тема: «Я сегодня выгляжу так…»

Класс:7


Цель урока: Способствовать формированию умений учащихся описывать внешность человека.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, какие детали входят в описание внешности человека;

- уметь различать деловое и художественное описание.

-уметь составлять текст описание внешности по заданной модели.

Метапредметные:

познавательные: формулировать учебную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, читать и слушать, извлекая нужную информацию; создавать модель деталей, необходимых для описания внешности человека.

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

коммуникативные: уметь работать в паре, отображать в речи содержание модели.

личностные: давать адекватную самооценку учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.


СЛАЙД

ПРИВЕТСТВИЕ.

Добрый день! Я – Барсукова Наталья Владимировна – учитель русского языка и литературы Веселовской средней общеобразовательной школы №2 .
- Я приветствую самых талантливых и красивых, самых неповторимых и интересных людей. И этот урок мы проведем вместе! Вы готовы? Спасибо!


ОРГ.МОМЕНТ.


-Давайте с вами немножко познакомимся. Вот я ,например, пришла работать в школу в 2002 году.

-А каком году вы пришли в первый класс?

-А в каком году вы перешли в 5-й класс?

-Сколько будет трижды пять?

-Назовите последнюю букву алфавита.

-Молодцы!

-Какая способность человека позволила вам ответить на эти вопросы?

-Память - это накопление, сохранение и воспроизведение каких-то знаний, навыков, образов.

-А как можно оставить память о себе, о своей красоте, о своей незабываемости своим родным?

-Я шла к вам на урок, и захватила свой фотоальбом, который есть в каждой семье.

-А зачем нужен фотоальбом?

-А как же раньше, когда не было фотографий, фотографов, вообще фотографического искусства обходились люди?

- Они пользовались услугами художников.


СЛАЙД (Гоша)

К нам на урок пришел мой знакомый художник –Гоша. Он работает над новой картиной,и считает, что мы сможем ему в этом помочь..


СЛАЙД


Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина называется …! портрет


Работа со словом портрет.

(работа со словарями)


-Возьмите рабочие карты и на строке напишите слово портрет.

-Ребята у вас на партах лежат словари, давайте посмотрим, что в них рассказано о слове портрет.



СЛАЙД.


-Посмотрите, какие средства использовались для изображения этих картин?

-Совершенно верно. Мы с вами тоже сегодня будем рисовать вами…, изображать словами.


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


-Но для этого давайте выстроим логическую цепочку типов речи.

-Какими бывают типы речи (составление кластера)

-Как вы думаете при помощи какого типа речи можно рассказать о портретах.


СЛАЙД (тема урока)

темы урока – «Я сегодня выгляжу так..»(Описание внешности)

Формулировка цели .


-А как вы считаете, ...какова цель нашего урока?

(ответы учащихся)

Хорошо!

Запишите дату и тему урока в ваши рабочие карты


Работа с типом речи описание.


-Ребята, посмотрите внимательно на кластер, который мы собрали. Прочитайте еще раз, что же такое описание.

Работа с разными видами текстов (описание деловое и художественное).

Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок из произведения М.Пришвина «Кладовая солнца». При прослушивании будьте очень внимательны.

Аудиозапись

-О ком рассказывает нам автор?

- О чём говорит нам описание детей?

- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою?


СЛАЙД. (Ориентировка)

Прочитайте внимательно, что написано на слайде.

-О ком говорится в тексте?

-Какие приметы нам указывают на данного человека?

Где может использоваться данный текст?

Какова цель данного текста?

…………

- На странице вашей рабочей карты находится схема видов описания внешности.

Определите, к какому виду относится прослушанный текст и прочитанный на слайде, заполните таблицу.

А какой еще есть вид описания внешности?


СЛАЙД

Ролик. Портретная галерея.

СЛАЙД

- Какие детали помогают нам при описании внешности?

(на доске выкладываются детали портрета)


- Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

-Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

Лексическая работа.

- А сейчас проведём лексическую работу. У вас в рабочей карте находятся карточки слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.

Наглые,  бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые,тусклые

СЛАЙД

А вы узнали, человека изображенного на слайде

\

- Ребята, обратите внимание на доску. Вы знаете чей это портрет?

- А кто такой М.А.Шолохов.

_Правильно М.А.Шолохов –наш Великий земляк.


СЛАЙД

У М.А. Шолохова есть замечательный рассказ «Нахаленок». Читали ? Главный герой в нем – Мишка. В рабочих картах есть отрывок и этого произведения, в нем вместо некоторых деталей вставлены цифры. Ваша  задача  отредактировать текст, вставив на месте пропуска элементы описания, для этого используйте словарь -  карточки . В нем есть авторские, шолоховские слова и выражения, попробуйте их найти и вставить в текст.

Давайте посмотрим , что у вас получилось.

А теперь послушайте, как М.А.Шолохов описал Мишку…

 

    Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой.  Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.


- Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)


СЛАЙД - Гоша

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, давайте попозируем Гоше.

Представьте, что прямо напротив вас стоит художник.

Пожалуйста, поверните вашу голову так, чтобы художнику открылся ваш левый профиль….правый профиль…

Теперь портрет в «полный рост».

Изобразите при помощи рук сожаление …восхищение…

Портрет, где вы изображены сидя за партой с поднятой правой рукой.

Молодцы! Спасибо!


-Давайте присмотримся друг к другу. Как мы выглядим? Каково выражение наших лиц? Глаз?


-Теперь мы с вами попытаемся сами создать портрет, рядом сидящего человека.

Работа на листах (с опорой на карту).

Презентация результата.

Ребята, а теперь давайте ваши работы соберем в альбом.. «Какой я сегодня..». Он останется у вас на память.

СЛАЙД

Свои портреты вы изобразили, теперь давайте поможем Гоше. Сейчас мы заполним его палитру красками, чтобы он смог написать свою картину.

Красная- я могу описать внешность самостоятельно. Без помощи подсказки.

Зеленая- для описания внешности мне необходимо пользоваться опорными словами.

Желтая- мне есть еще над чем поработать.

Синяя- я не понял, как описывать внешность.

.

- Наш сегодняшний урок о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения.


Итог.



















9


Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока «Сегодня я выгляжу так…»

Уважаемые члены взрослого и детского жюри! Вашему вниманию был представлен урок по теме: «Сегодня я выгляжу так…» (описание внешности).

Цель урока: Способствовать формированию умений учащихся описывать внешность человека.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, какие детали входят в описание внешности человека;

- уметь различать деловое и художественное описание.

-уметь составлять текст описание внешности по заданной модели.

Метапредметные:

познавательные: формулировать учебную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, читать и слушать, извлекая нужную информацию; создавать модель деталей, необходимых для описания внешности человека.

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

коммуникативные: уметь работать в паре, отображать в речи содержание модели.

личностные: давать адекватную самооценку учебной деятельности.

По типу это урок открытия новых знаний.

На уроке были использованы разные формы работы: фронтальная, групповая, работа в паре.

На уроке использовала данные подходы:

  1. Текстоориентированный  (редактирование текста)

  2. Коммуникативный (работа в группах, в паре)

  3. Метапредметный (связь с изобразительным искусством и литературой)

  4. Личностно-ориентированный ( создание альбома «Я сегодня..» )

  5. Научный (обращение к словарям, использование портретной лексики)

  6. Диалоговый(закрепление и изучение материала)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие).

При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (работа со стихотворением, со словом портрет) и диалоговый подход.

На этапе первичного получения информации  проводилась работа с различными источниками текста (аудиозапись, ориентировка), с последующей самопроверкой. Обучающиеся работали с редактированием текста.

На следующем этапе урока обучающиеся работали над описанием внешности одноклассника. Был создан альбом «Я сегодня..»

На заключительном этапе урока была проведена самооценка обучащихся.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

На уроке использовались элементы здоровьесберегающей технологии (физ.минутка, двигательная активность), технологии развития критического мышления.

Урок был направлен, в том числе и на формирование культурологической компетенции (работа со словом, интегрированность, использование музыки и живописи, а также тестов разной направленности).

На уроке использовался иллюстративно-раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.

Я считаю, что поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.









Просмотр содержимого документа
«рабочая карта к уроку»

Возможные определения:

Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...

Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...

Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий,, маленький, картошкой, уточкой...

Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад.

Осанка, фигура, рост. Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.
   
Одежда. Одевающаяся по моде.

 Общее впечатление, вид, оценка. Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; собой;









РАБОЧАЯ КАРТА

Дата__________________________________________________________

Тема__________________________________________________________





________________________________________________________























1

1.

Виды описаний

Деловое

Научное

Художественное

Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике.

Цель описания— указать особые приметы описываемого лица. 

Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина в энциклопедии)

Описание внешности литературного героя.

Цель- через внешность передать внутренний мир героя.




2. Восстановите текст.



Мишка собой 1….. , волосы у него с весны были как лепестки 2……………… , …………………………………в июне солнце обожгло их жаром, 3…. вихрами; щёки, точно 4….. яйцо, 5 …..веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду 6….., потрескался шелухой. Одним был хорош Мишка – глазами. Из 7…….прорезей высматривают они, 8……..и ………., похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.











Слова для справки:

1. Маленький, неказистый, щуплый, крепкий, коренастый.

2 .Яблоневых цветов; степного бессмертника; цветущего

подсолнечника ; розово-белой вишни; желтого одуванчика.

3. Вздыбились, взлохматились, затрепетали, взвились, рассыпались.

4 .Воробьиное, голубиное, гладкое, круглое, овальное.

5. Усеяло, покрыло, исконопатило, раскрасило, нарисовало.

6 . Распух, раскраснелся, облупился, посинел, облез.

7. Маленьких, узких, едва заметных, больших, продолговатых.

8. Карие и веселые, зеленые и смешливые, голубые и плутовские, темные и грустные, желтоватые и глубокие.

3. Примерный план сочинения:

1. Вступление. (Как зовут)
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски).

4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.









Просмотр содержимого презентации
«Презентация у уроку»

?

?

ПОРТРЕ́Т

ПОРТРЕ́Т

одиннадцатое января.    Я сегодня выгляжу так…

одиннадцатое января.

Я сегодня выгляжу так…

М.А. Шолохов

М.А. Шолохов

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.  И. Глазунов.

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

И. Глазунов.

- я могу описать внешность самостоятельно  - для описания внешности мне необходимо пользоваться опорными словами - мне есть еще над чем поработать - я не понял, как описывать внешность

- я могу описать внешность самостоятельно

- для описания внешности мне необходимо пользоваться опорными словами

- мне есть еще над чем поработать

- я не понял, как описывать внешность