МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 города Кызыла





Кызыл – 2012 учебный год
Урок развития речи для 5 класса
Тема: «Комплимент и похвальное слово».
Цели урока:
познакомить школьников с похвальным словом как видом речи, в котором выражается одобрение человека, его поведения, поступков, характера и т.д.;
развитие речи детей, при построении предложений, развитие интонации;
воспитание уважения друг к другу, к старшим, воспитание любви к жизни.
Эпиграф урока:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»
Ход урока:
I. Здравствуйте, ребята! Я очень рад приветствовать вас на этом уроке. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и получим удовольствие от общения друг с другом.
Сообщение цели урока: На этом уроке вы продолжите цикл уроков по развитию речи, познакомитесь с тем, что такое Комплимент и Похвальное слово, будете работать с текстами, научитесь употреблять в своей речи похвальные слова.
Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока. Эпиграф нашего урока звучит необычно «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!».
Какой знак стоит в конце предложения, какой интонацией прочитаем данную строку? (восклицательный знак, интонацией восклицания).
Какое слово призывает нас, побуждает к действию? («Давайте!»). Значит эпиграф написан в виде чего? (в виде призыва).
К чему призывает нас писатель? (восклицать и восхищаться друг другом). Наш эпиграф взят из стихотворения Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»
Кто такой Б. Окуджава? Знает кто-нибудь этого писателя? (на экране портрет писателя).
Я вам немножко расскажу о писателе:
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. в Москве. Стихи он начал писать ещё в детстве. После окончания девятого класса, добровольцем ушел на войну. Он окончил Тбилисский университет, работал корреспондентом в газетах. Он был одним из первых, кто начал выступать как автор стихов, музыки песен и их исполнитель. Он стал основоположником жанра авторской песни. Подробно с ним вы познакомитесь в старших классах.
Прочитаем стихи Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» (текст появляется на экране или заранее представлен на листочках).
Учитель читает стихотворение:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь все это любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
(выдерживается пауза, для восприятия услышанного).
*комплимент, потакать, поврозь, злословие;
*анафора, похвальное слово.
Вопросы по содержанию стихотворения:
Когда и кому мы делаем комплименты? Знаете ещё значение слова комплимент? (в цирке, актеры после выступления кланяются в знак признательности. Это тоже называется комплимент.)
Почему Б. Окуджава призывает нас говорить друг другу комплименты?
Какое наставление (чагыг, суме) дает писатель? (не нужно придавать значения злословью, поскольку злые слова могут испортить хорошие отношения и любовь людей).
Какое слово выражает призыв, чувства писателя? («Давайте»). На какую особенность вы обратили внимание? Слово повторяется. Как называется такой лексический повтор в начале предложений в стихотворении? («анафора»). (Словарная работа со словом анафора)
Чему учит нас стихотворение?
Вывод: Эпиграф нашего урока взят из этого замечательного стихотворения, который учит нас бережно и внимательно относиться друг к другу.
Помимо комплимента есть похвала, похвальное слово. «Друг другом можно восхищаться и тогда, когда мы произносим похвальное слово» (словарная работа со словом похвала).
*Риторический анализ текста. Попробуйте выявить особенности комплимента и похвального слова. (Даются два текста, в одном, с комплиментами, в другом, с похвальными словами).
Задание: прочитать тексты, и выявить отличие и сходство комплимента и похвального слова.
Дорогой Коля! Я хочу похвалить тебя за твое последнее сочинение, оно очень оригинальное и содержательное.
Елена прекрасная! Мне хочется сделать тебе комплимент. Ты всегда хорошо выглядишь, а сегодня - особенно. Тебе очень идут новый свитер и короткая стрижка.
Уважаемый Александр Петрович! Позвольте выразить вам свое одобрение! Анкетирование учеников нашей школы показало, что на ваших уроках физики всегда интересно. Школьники пишут, что вы замечательный классный руководитель и им нравится ходить с вами на экскурсии и в походы.
Дорогая книга! Ты очень много значишь в моей жизни. Когда я читаю тебя, то мне кажется, что я по-другому начинаю понимать жизнь. Она становится для меня интереснее.
Мне очень нравятся твои герои. Их так много, что я не могу выбрать любимого. Пираты всегда ищут сокровища. Путешественники открывают новые земли.
В общем, книга - это что-то прекрасное. Она учит, развлекает, веселит.
Мне нравится смотреть на тебя, как на чудо, без которого невозможна была бы современная жизнь. Ты кажешься мне явлением загадочным и таинственным, и я не представляю себе своей жизни без тебя.
Как ни странно, но ты очень похож на человека. Чем лучше к тебе относишься, тем больше благодарности от тебя получаешь в виде скорости, комфорта и надежности.
Благодарю тебя за то, что ты есть и помогаешь людям.
(В этих высказываниях хвалят книгу и автомобиль. Следовательно, похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов.)
(На экране появляется слайд с готовыми выводами)
- Минутка отдыха: Встаньте, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, посмотрите в глаза и скажите похвальные слова, хорошие слова друг другу.
III. Риторическое задание: Придумать и написать похвальное слово на выбор: 1) любимому городу, дому, улице;
любимой школе, преподавателю, другу;
любимому уголку природы;
любимому предмету.
IV. Риторическая игра «Цепочки комплиментов»
Ход игры: Учащиеся по цепочке высказывают комплименты на заданную тему, не повторяясь. Нарушивший запрет обрывает цепочку и выходит из игры.
Например: «Внешность человека», «Характер человека», «Поступки человека» и т.д.
Побеждает тот, кто назвал последним, не повторяется, не прерывает цепочку комплиментов.
III. Риторическое домашнее задание.
Стихотворение Б. Окуджавы «Пожелание друзьям» выучить наизусть, приготовить выразительное чтение стихотворения.
Риторическая заметка: Не забудьте, что похвальное слово произносится убедительно, с чувством восхищения.
IV. Подведение итогов урока:
Чему вы научились на уроке, что вы поняли?
Чем похвальное слово отличается от комплимента?
Давайте вернемся к эпиграфу урока и закончим урок эпиграфом.
Вы будете в речи употреблять комплименты?
Вы будете чаще друг другом восхищаться?