СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по картине С. Григорьева "Вратарь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине, а также закрепить умения использовать деепричастия в своей речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по картине С. Григорьева "Вратарь"»

Слайд № 1 Урок развития речи по картине

С. Григорьева "Вратарь"


Слайд № 2 Цели урока:

  1. подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;

  2. закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;

  3. собрать материал для написания сочинения по картине;

  4. дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная Презентация к уроку, опорный конспект, карточки с репродукцией.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Слайд № 3 Рассказ о художнике (читает слайд ученик)

- Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”.

Слайд № 4,5,6 (учитель добавляет): А также, ребята, на следующих репродукциях мы можем увидеть мастерство художника в изображении какого-то одного определенного момента, да так искусно, как будто являешься частью картины.

Слайд № 7 Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

III. Слайд № 8 Беседа по картине:

- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?


(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)


- Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)


Слайд № 9 - Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)


- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)


Слайд № 10 - Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).


Слайд № 11 - Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч.  Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

- Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

Слайд № 12 - Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)


- В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Слайд № 13 - Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

- Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

- Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

- Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Слайд № 14. - Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

- Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Слайд № 15 IV. Словарная работа. Работа в тетрадях.

 В целях предупреждения орфографических ошибок давайте, ребята, запишем эти слова и запомним их написание: футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено


Слайд № 16. Словарно – стилистическая работа.

1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить


Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня. (3 мин)

А теперь давайте послушаем, что у вас получилось… Посмотрите, что получилось у меня …. Слайд № 17

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий, играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания. (для сильных, а остальные образуют от следующих глаголов деепричастия: завладеть, бросить, кидать, забить, атаковать, закрывать, кинуться, согнуться, рвануться, реагировать, притормозить. Итак, что у вас получилось, читаем по цепочке, посмотрите, что у меня.

Слайд № 18. Запишите эти словосочетания, обозначив вид деепричастия. (Выборочно проверяю определение вида).

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)


V. Составление плана описания картины.

(Работа на черновиках)

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;
3) зрители;
4) художник и его картина.

Ребята, мы условно называем последовательность описания и построения нашего сочинения, например, можем начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным.      В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины,

Учитель заслушивает 1-2 примера плана, а теперь давайте посмотрим, что получилось у меня

слайд № 19 1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

А можно составить еще и сложный план, пожалуйста, Брынзан, Лунгу, Онилов, Толстов, Батрынча, Сабиров попробуйте составить такой план. Что получилось у вас? (В это время все остальные составляют опорные вопросы по картине, которые помогли бы при написании сочинения.) Посмотрите, что у меня.

Слайд № 20 2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.










Опорный конспект


  1. Какое время года и суток изображено на картине?

  2. Где происходит действие, изображенное на картине?

  3. Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

  4. Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

  5. Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?

  6. Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

  7. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

  8. Кто изображен на втором плане картины?
    Что вы видите на заднем плане?

  9. Детали в картине

  10. Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

 Григорьев Сергей Алексеевич (1910 — 1988) — советский живописец и график. Учился в Киевском художественном институте (1928— 1932 г.г.). С середины 30-х годов начал работать в области бытового жанра, главным образом над темами из жизни и быта советской молодежи («Праздник молодежи», 1937 г.; «На собрании», 1947 г.; «Юные натуралисты», 1947 г.) За картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» (обе 1949 г.) художник был удостоен Государственной премии. Вторую Государственную премию Григорьев получил следующем в 1950 году за картину «Обсуждение двойки». Кисти мастера также принадлежит ряд портретов советских военачальников (Конева и др.), отличающихся высоким профессиональным исполнением и глубиной психологической характеристики.


4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!