СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи.Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Развтие у учащихся умение воспринимать и созавать тексты.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи.Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям»

Методическая разработка урока развития речи по теме «Подготовка к сочинению – описанию по личным впечатлениям» 5 класс

Автор: Гареева Адиля Касымовна

Цель и задачи: 1) помочь детям увидеть особенности прихода весны;

2)сформировать приемы воображения, памяти;

3)развить у учеников умение воспринимать и создавать тексты, научить говорить правильно, логично, строить высказывания;

4)вызвать интерес к творчеству башкирских поэтов и художников;

5)воспитать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, презентация, репродукции картин Арсланова М.Н. «Весна», Нестерова М.В. «Весна», музыка Загретдинова Р. «Жаворонок в степи», иллюстрации учащихся.

I.Оргмомент: минутка приятных воспоминаний.

II.Вступительное слово учителя. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и любом деле главное – доброе начало. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о том, как о ней писали поэты, композиторы, как изображали ее художники. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтоб выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать «Весна».

III.А)Давайте произнесем слово ВЕСНА отчетливо, выразительно ( все вместе). Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, весна- это утро года. За этим словом стоят три месяца –март, апрель, май.

Б)Откуда же пришло к нам это слово? (Дано было задание заглянуть в этимологический словарь и узнать происхождение слова «весна»).

ВЕСНА - праславянское слово. Образовано с суф. –н-а- со значением состояния от корня VES- со значением светить.

ВЕСЕЛЫЙ – от корня VES- с суф. –ел (находящийся в радостном состоянии, жизнерадостный).

В) А теперь запишите в тетрадях однокоренные слова к слову ВЕСНА (весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по – весеннему). Сделайте морфемный разбор подчеркнутых слов.

Г)Мы все любим весну. И у наших предков она была в особом почете. Весна – это жизнерадостный праздник трав, цветов, в это время закладывался будущий урожай, это время возрождения.

Ай, авсень, авсень, авсень,

Сеем жито целый день!

Свети,солнышко, нам снеба,

Чтоб больше было хлеба,

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтоб лен пошел в холсты,

Зелен хмель лез на батог,

Чтоб в полушку был горох. –такими словами встречали люди весну.

Значения некоторых слов нам непонятны. Посмотрим, что же они означают (на экране):

Авсень (овесень) –первый день весны, 1 марта, которым начинался год

Жито – всякий зерновой немолотый хлеб

Батог – палка, которым наказывали

Полушка –вышедшая из счета мелкая монета.

Значит, авсень – первый день весны, 1 марта.

- А сегодня, 17 марта, по народному календарю, день Герасима Грачевника. Почему он так называется? (к 17 марта ждали прилета грачей – вестников весны).

Д) О весне много сложено песен, загадок, пословиц, поговорок. В них названы различные приметы весны. Вспомним некоторые из них:

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Весна красна, да холодна.

- Увидел грача – весну встречай.

- В марте курицы из лужицы напьется.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

- Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Запишите понравившиеся поговорки в ваши тетради.

IV. Ребята, а чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами).

- У вас на партах текст веснянки, русской народной песни:

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

(Сначала читает учитель, а потом все вместе хором)

- Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?

А какое это предложение по цели высказывания? (Один ученик выразительно читает


веснянку).

V. Ваши призывы, обращения ВЕСНА обязательно услышит и придет к нам. В некоторых деревнях весну изображала красивая девушка. Ребята, давайте и мы выберем среди наших девочек ВЕСНУ-КРАСНУ. Кто у нас будет весной? Кого выбираете?

Выходи…….. Мы тебя сейчас нарядим, и ты ответишь на наши вопросы.

1)Весна – красна,

Где бывала? В.) В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила.

2)Весна-красна,

На чем пришла? В.)На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жердочке, на березочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку.

3)Весна-красна,

Что нам принесла? В.)Соху, борону,

И кобылку ворону.

Сенца клочок

И соломки пучок!

Спасибо,…..Ты отлично справилась с ролью.

VI. А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос?

Сейчас зазвучит музыка, прислушайтесь. Вы обязательно услышите голос весны, весеннюю капель, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку.

(СЛУШАЕМ…..)

Мы услышали голос весны, Какой он?

VII. На уроках литературы мы с вами познакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева

«Весенние воды». Послушаем это стихотворение.

- Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная)

-Каким рисует весенний день Тютчев?

-Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

БРЕГ – берег

ГЛАСЯТ –поют, кричат.

(В этих словах есть беглые гласные).

ГОНЦЫ –оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещаю весну.

В стихотворении ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны.

-Слов какой части речи больше всего? Почему? (Больше глаголов, потому что весна –это жизнь, движение, действие.

- Выпишите эти глаголы.

VIII. Лингвофизминутка.

Все встали. Поулыбались. Посмеялись. У……. это лучше всех получается. Ему(ей) пора присвоить 1-ый разряд по хохоту.

Теперь закрыли глаза. Зажмурились сильно. Открыли глаза. Закрыли.

Мы в лесу. Представили? Всем легко и приятно. Вы с желанием и с радостью выполняете упражнения. Я называю глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева. А вы должны поднять одну руку, если это глагол 1 спряжения, обе руки – если 2 спряжения.

БЕЛЕЕТ -1

ШУМЯТ –2

БУДЯТ -2

БЛЕЩУТ – 1

ГЛАСЯТ-2

ИДЕТ-1

ВЫСЛАЛА-1

ТОЛПИТСЯ -2. Спасибо, ребята.

IX. А сейчас совершим заочную экскурсию “Весна в пейзажной живописи».

Перед вами репродукции картин Арсланова М.Н., Нестерова М.В.

-Какая весна на них изображена?

- Ваши впечатления от картин?

Казалось бы, ничего удивительного нет. А между тем все прекрасно и празднично.

Художники заставили нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.

Попробуйте устно передать свои впечатления. Я знаю, как трудно бывает начать текст. Поэтому предлагаю вам первую фразу «Когда я смотрю на картину….., как будто попадаю(или я представляю себе…»

X. Продолжим наше путешествие. Давайте посмотрим, как изображают весну писатели и поэты.

Я зачитаю отрывок из книги известного башкирского писателя Мажита Гафури. Вы внимательно слушайте, а потом ответите, какие признаки весны вы услышали.

«Кончилась долгая и скучная зима. Подточенные веселыми ручейками, таяли, оседали снега. Под лучами весеннего солнца отогревалась скованная морозом земля.

Зимовавшие в теплых странах птицы стали возвращаться в родные края.

С каждым днем все теплело. На полях уже не было снега: где темнел чернозем, где зеленели всходы.

Весна поломала лед на реках и озерах». ( М.Гафури «Из прошлого»)

XI.Вы учили стихотворения о весне. Вам слово, ребята.

XII. Комментированное письмо «весенних слов» в тетради.

XIII.Обобщение.

Нет человека, который не любил бы природу, не любовался бы ясным голубым небом, не радовался бы приходу весны, распускающейся зелени.

Но не всем раскрывается красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать. В сегодняшнем путешествии по весне нашими попутчиками были чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, яркое образное слово поэта и писателя. При выполнении домашнего задания они помогут вам предать собственное впечатление, поделиться своим настроением.

XIV. Подведение итогов.

XV. Рефлексия.

XVI. Написать сочинение.




ПРИЛОЖЕНИЕ

«Весенние слова»


ЦВЕТ, КРАСКИ

Красная, молодая весна, румяный светлый хоровод; неяркие зеленовато-голубые тона, розовые отсветы; зелень светлая; бледно-молочные подснежники; весенняя радуга


ЗВУКИ

Весенняя капель, журчат ручьи, весенние воды, музыка природы, веселые ручейки, зеленые всходы


НАСТРОЕНИЕ

Бодрое, жизнерадостное, обновляющее, очищающее