СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Сжатое изложение "Старый пень" (по В.Катаеву)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку развития речи. На данном уроке учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Сжатое изложение "Старый пень" (по В.Катаеву)»

Сжатое изложение «Старый пень» Задачи: Выяснить, каким образом можно достичь краткости в речи Научиться сжато излагать прочитанный текст

Сжатое изложение «Старый пень»

Задачи:

  • Выяснить, каким образом можно достичь краткости в речи
  • Научиться сжато излагать прочитанный текст

Что значит пересказать текст сжато?  Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме)  Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия

Что значит пересказать текст сжато?

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме)

Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия

 Ответим на вопросы 1.О чём говорится в тексте? Какова его тема? 2.Сформулируйте главную мысль текста (идею). 3. Как можно озаглавить текст? 4. Чего не понял старый пень? 5.Объясните разницу в значении слов: гордость, зазнайство, высокомерие? 6. Каждый из названных синонимов имеет свою окраску лексического значения. Какой из них больше подходит пню?

Ответим на вопросы

1.О чём говорится в тексте? Какова его тема?

2.Сформулируйте главную мысль текста (идею).

3. Как можно озаглавить текст?

4. Чего не понял старый пень?

5.Объясните разницу в значении слов: гордость, зазнайство, высокомерие?

6. Каждый из названных синонимов имеет свою окраску лексического значения. Какой из них больше подходит пню?

Словарная работа  Высокомерный человек – презрительно надменный, чрезмерно высоко думающий о себе.  Гордость – чувство собственного достоинства,  чувство удовлетворения от чего-либо,  чрезмерно высокое мнение о себе.  Зазнайство - поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим

Словарная работа

Высокомерный человек – презрительно надменный, чрезмерно высоко думающий о себе.

Гордость – чувство собственного достоинства,

чувство удовлетворения от чего-либо,

чрезмерно высокое мнение о себе.

Зазнайство - поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим

Словарная работа  Гордый, гордынный, гордостный, горделивый – надменный, высокомерный, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих ( Даль В.И. «Толковый словарь русского языка.» Современная версия. М.: ЭКСМО 2001.)

Словарная работа

Гордый, гордынный, гордостный, горделивый – надменный, высокомерный, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих

( Даль В.И. «Толковый словарь русского языка.»

Современная версия. М.: ЭКСМО 2001.)

ПЛАН 1. Все кланяются пню. 2. Старый пень возгордился. 3. Деревья гордо молчали. 4. Рассердился старый пень. 5. Синица открывает гордецу правду.  Запись плана в тетрадь

ПЛАН

1. Все кланяются пню.

2. Старый пень возгордился.

3. Деревья гордо молчали.

4. Рассердился старый пень.

5. Синица открывает гордецу правду.

Запись плана в тетрадь

ПАМЯТКА  « Как работать над сжатым изложением» Стр. 170

ПАМЯТКА « Как работать над сжатым изложением»

  • Стр. 170
Приёмы сжатия текста  Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа.  Особенностью вашего текста должна стать краткость.  Каковы же приемы сжатия текста   обобщение исключение упрощение

Приёмы сжатия текста

Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа.

Особенностью вашего текста должна стать краткость.

Каковы же приемы сжатия текста

обобщение исключение упрощение

Работа с 1 частью ( 1 микротема) Прочитайте первую часть.  Объедините 1 и 2 абзац.   Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

Работа с 1 частью ( 1 микротема)

Прочитайте первую часть.

Объедините 1 и 2 абзац.

Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

ПРИМЕР  В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

ПРИМЕР

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

2 часть текста (2 микротема)   Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы? Уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения,  заменим прямую речь на косвенную.

2 часть текста (2 микротема)

Прочитайте 2 часть текста.

Вся ли информация важна для раскрытия темы?

Уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения,

заменим прямую речь на косвенную.

ПРИМЕР  Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный.

ПРИМЕР

Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный.

3 абзац (3 микротема)  Как вы думаете, следует ли оставить предложение  3 абзаца полным или его можно упростить?

3 абзац (3 микротема)

Как вы думаете, следует ли оставить предложение

3 абзаца полным

или его можно упростить?

ПРИМЕР   Но деревья молчали в ответ.

ПРИМЕР

Но деревья молчали в ответ.

4 абзац (4 микротема)   Как в думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?  

4 абзац (4 микротема)

Как в думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?

 

ПРИМЕР   Рассердился старый пень и давай кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»

ПРИМЕР

  Рассердился старый пень и давай кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»

Последний абзац (5 микротема)  Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? Выберите ключевые фразы из последней части.

Последний абзац (5 микротема)

Прочитайте последнюю часть.

Какая мысль содержится в ней?

Выберите ключевые фразы из последней части.

ПРИМЕР   Но тут прилетела   синичка и защебетала о том, что никакой он    не царь, а   обыкновенный старый пень,  и   люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него   ищут, да   и тех не находят.  

ПРИМЕР

Но тут прилетела   синичка и защебетала о том, что никакой он    не царь, а   обыкновенный старый пень,  и   люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него   ищут, да   и тех не находят.

 

Образец сжатого изложения Старый пень  В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись ему и шли дальше. Возгордился пень, стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный. Но деревья молчали в ответ. Рассердился старый пень и давай кричать.  Прилетела   синичка и защебетала о том, что никакой он    не царь, а   обыкновенный старый пень,  и   люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него   ищут, да   и тех не находят.

Образец сжатого изложения

Старый пень

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись ему и шли дальше. Возгордился пень, стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный. Но деревья молчали в ответ. Рассердился старый пень и давай кричать.

Прилетела   синичка и защебетала о том, что никакой он    не царь, а   обыкновенный старый пень,  и   люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него   ищут, да   и тех не находят.

Использованные материалы: Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» /Н.В.Егорова. — М.: Издательство «ВАКО», 2016  

Использованные материалы:

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» /Н.В.Егорова. — М.: Издательство «ВАКО», 2016

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!