СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи "Времена года: октябрь – середина осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

 

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Просмотр содержимого документа
«Урок развития устной речи "Времена года: октябрь – середина осени"»

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

Времена года: октябрь – середина осени

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент















Установка на урок

- Прозвенел для всех звонок, начинается….

2. Игра в цепочку:

- Сейчас быдем играть в цепочку. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос. Внимание! Приготовились.

Назовите:

Какое сейчас время года?

Какое время года предшествует осени?

Самое холодное время года.

Первый осенний месяц.

Последний летний месяц.

Какой сейчас месяц?

Следующий месяц за октябрём?

Какой день недели сегодня?

3. Рапорт дежурного.

Дети отвечают хором: «урок»







Осень

Лето

Зима

Сентябрь

Август

Октябрь

Ноябрь


2.Активизация знаний.
















Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу. Соедините стрелкой слова каждой пары. Слайд 1

Зима жара

Весна листопад

Лето проталины

Осень снегопад



- Какое сейчас время года?

- Сколько осенних месяцев?

-Перечислите эти месяцы



Работа с картиной Левитана. Слайд 2

- Перед вами картина великого русского художника Исаака Левитана, который написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природе.

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- А как бы вы назвали эту картину?

Ребята, художник Левитан назвал картину «Золотая осень»

- Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, можно ли октябрь назвать золотым?

- Почему?



Но не только художники, но и поэты в своих стихах часто воспевали красоту осени. Вспомните, какие стихотворения мы учили с вами на уроках чтения.











Осень

3

Сентябрь, октябрь, ноябрь








Осень



Желтые листья



Листва желтая, золотая…






Дети рассказывают стихотворения.

3.Введение в тему










- Итак, тема нашего урока «Золотой октябрь».Слайд№3.

Мы поговорим с вами о сезонных изменениях в природе, жизни растений, животных и людей в этот период.

И начнем мы свое путешествие в волшебный октябрь со знакомством с изменениями в природе.










4.Работа по теме урока



1.Изменения в неживой природе.-

Осень состоит из 3-х периодов: ранняя, золотая, поздняя. Слайд№4.

Расположить картинки в правильном порядке

Часто ли в октябре выглядывает солнышко?

Какое стало небо?




Стало тепло или холодно по сравнению с летом?

А что происходит с днем и ночью?



Какие бывают осадки?

Какой дождь осенью?



Появляются лужи, которые долго не высыхают, ночью покрываются льдом.

Если ночью холодно, что появляется на траве?

Но бывают и солнечные дни, голубое небо, солнце светит, но греет мало.

Опишите погоду сегодняшнего дня.

- Так какие изменения происходят в природе в октябре?


2.Словарная работа.

Ребята, а вы знаете, что деревья тоже живые и их жизнь, как и у людей и животных зависит от времени года.

- Скажите, как выглядят деревья в сентябре?

- А в октябре?

- А в ноябре?


-Что происходит с листьями осенью?

-Какого цвета бывают листья?

-Как падают листья в тихую погоду?


-Как падают листья в ветряную погоду?

-При понижении температуры - похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная, то листья бывают яркие; если осень затяжная, дождливая, то окраска листьев тусклая, неяркая.

Как называется это явление в природе?

Как называется этот период осени?

Слово листопад образовано от двух слов.

- От каких двух слов образованно слово листопад?-

- Назовите родственные слова слову лист.

- Подберите слова-признаки к слову листва


-Подберите слова-действия к слову листья


- Давайте изменим слова-действия,

- Сейчас листья (что делают?)

- Вчера листья (что делали?)


- Завтра листья (что будут делать)




3. Игра «С какого дерева лист?»

Я загадываю загадку, а вы её отгадываете и показываете нужный лист.

Стоят столбы белые,

На них шапки зелёные:

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят,

Там и шумят. ( берёза)


Я из крошки-бочки вырос,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость:

Садам – украшение,

И дроздам – угощение. (рябина)


Чей пух по городу летает?

Среди июля – снегопад!

Прохожие его ругают,

А это ветер виноват. (тополь)


4.Физминутка.


5. Народные приметы. Слайд 6

Издавна люди наблюдали за погодой, свои наблюдения они запоминали, записывали. А потом их проверяли снова и снова. Так появились народные приметы. Вот некоторые из них.


Облака идут низко – к дождю и холоду.

Тёплая осень – к долгой зиме.

Если с дерева лист чисто падает – будет холодная зима.

Много желудей на дубе – к лютой зиме.


6.Пословицы и поговорки. Слайд 7

Объясните смысл пословицы.


Весна да осень – на дню погод восемь.

Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь.

Весна красна да голодна, осень дождлива, да сыта.


7.Игра в мяч (словообразование относительных прилагательных от слова осень):

- солнце осенью

- ветер осенью

- небо осенью

- туча осенью

- дождь осенью

- лес осенью

- погода осенью

-пальто осенью

-сапоги осенью

-одежда осенью


8. Изменения в жизни животных.

Мы описали погоду, рассказали о растениях. А что же происходит с животными? Слайд 8

Какие птицы улетают? Как называют таких птиц?

Какие остаются? Как называют таких птиц?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день и очень устают. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся для отдыха.


Куда делись насекомые? Слайд 9

Муравьи прячутся муравейнике.



Что осенью делает белочка? Слайд 10

Белка делает запасы на зиму. 1 белка запасает до 15 кг орехов, грибов, семян хвойных растений. Прячет их в гнезда, дупла, зарывает в мох.

Что в октябре делает медведь? Слайд 11

Медведь готовит себе берлогу и ложится спать. Когтями надирает мишка полоски еловой коры, сверху прикрывает их мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, чтобы получился шалаш. Спит до весны.


А что делает ёжик? Слайд 12

Он находит себе норку и спит.


А все ли животные так готовятся к зиме? Слайд 13

Почему лоси не делают себе запасов на зиму? (они питаются ветками деревьев).

Они не делают запасов, не строят для себя дом, но у них вырастает тёплая шерсть.

Вывод. Что мы сейчас выяснили? (как изменилась жизнь животных)

-Итак, какие изменения происходят в жизни животных в октябре?


9. Изменения в жизни людей. Слайд 14

Чем люди занимаются осенью?

В связи с похолоданием люди стали одеваться теплее. Убрали всё на огородах, в полях. Сгребают листья, делают на зиму заготовки, утепляют жилище.


10. Составление рассказа по картине. Картина.

Какое время года изображено?

Что делают дети?











Небо покрыто серыми облаками хмурое).


Холодно


День становится короче, а ночь длиннее

Дождь, мокрый снег

Мелкий, моросящий, холодный, затяжной





Иней





Дети подводят итог.













Желтеют и опадают.


Медленно, кружатся в воздухе

Летят, вьются по ветру.







Листопад.


Золотая осень.



Лист и падать




Желтые, зеленые, сухие, опавшие, золотые…

Падать, кружиться, лететь…


Падают, кружатся, летят

Падали, кружились, летели

Будут падать, будут кружиться, будут лететь
































































Осеннее солнце

Осенний ветер

Осеннее небо

Осенняя туча

Осенний дождь

Осенний лес

Осенняя погода

Осеннее пальто

Осенние сапоги

Осенняя одежда







Перелётные птицы


Зимующие птицы


Снегири









С приходом холодов насекомые исчезают, забираются в укромные места





























Краткий рассказ


















5.Закрепление


1.Работа с сигнальными картами.

Ребята, сейчас я буду называть вам высказывания и если вы согласны с ними вы показываете мне зеленый цвет, если не согласны – красный:

- Октябрь – это первый осенний месяц

- Октябрь называют «Золотым»

- Октябрь – зеленый осенний месяц

- Октябрь – месяц уборки урожая



2.Рассказ учеников о «Золотом октябре» по плану:

1.Изменения в природе.

2.Изменения в жизни растений

3. Изменения в жизни животных

4. Деятельность людей












Красный

Зеленый

Красный

Красный

6. Итог

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- О каком месяце?

- Как называют этот месяц?

С каким настроением вы работали на уроке?


Игра «Да или нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать?


Вы хорошо запомнили признаки осени. Молодцы.


Осень


Октябрь

Золотой октябрь

7.Выставление оценок