СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи "Деревья:берёза, клён" 2 класс 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи "Деревья: береза, клён".   2-й класс

                                

Цели:

  • образовательные: познакомить с понятиями "лиственное" и "хвойное" дерево, учить сравнивать деревья;
  • развивающие: упражнять детей в словообразовании, обогащать и уточнять словарь по теме, развивать умения сравнивать предметы, высказывать собственные суждения, делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе;
  • коррекционные:развивать память, внимание, мышление, кругозор, познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития устной речи "Деревья:берёза, клён" 2 класс 8 вид»

Урок развития устной речи "Деревья: береза, клён". 2-й класс Учитель начальных классов Яцких Людмила Станиславовна

Цели:

  • образовательные: познакомить с понятиями "лиственное" и "хвойное" дерево, учить сравнивать деревья;

  • развивающие: упражнять детей в словообразовании, обогащать и уточнять словарь по теме, развивать умения сравнивать предметы, высказывать собственные суждения, делать выводы;

  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе;

  • коррекционные:развивать память, внимание, мышление, кругозор, познавательный интерес.


Оборудование: презентация; предметные картинки с изображением деревьев, кустарников; образцы листьев разных деревьев; разрезные картинки деревьев: берёзы и клёна; схемы-опоры для составления рассказа о деревьях.



Предварительная работа: экскурсия в парк.



Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


2. Повторение изученного.


1) Беседа по вопросам.

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Чем отличается дерево от кустарника? В чём их сходство7

- Назовите части дерева, части кустарника.


2) Игра «Четвёртый лишний»













3. Введение в тему урока.

- Ребята, лесные жители прислали нам письмо. Они предлагают нам отгадать их любимые деревья, которые растут в лесу.

(У учащихся на партах лежат конверты с разрезными картинками деревьев. Учитель предлагает собрать картинки и назвать эти деревья).

- Сегодня мы поговорим о деревьях, об их значении в природе, о пользе, приносимой человеку.

4. Изучение нового материала.

-Ребята, отгадайте загадки, и вы поймёте о каких деревьях пойдёт речь на нашем уроке.


-Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (берёза)


В поле лён, лён, лён,

А у дороги растёт ….(клён)


- О каком белом сарафане говориться в первой загадке?

- Как вы понимаете слова «у берёзы тонкий стан»?

-Почему в загадке говориться о «зелёном платке»?


2) Рассматривание изображения берёзы и подбор прилагательных и глаголов к существительным.

Берёза (какая?) ____ ____ ____ ____

Ствол (какой?) _____ ____ _____

Ветви (какие?) ____ ____ ____ _____

Листья (какие?) ____ ____ ____ ____

Берёза (что делает?) ____ ___ ____ ____

Ветви (что делают?) _____ _____ _____

Листья (что делают?) ____ ____ ___ ____

Осеню листья (что делают?) _____ ____ ____ ____


3) Рассказ учителя о берёзе.

Какой русский человек не любит красавицу - березку? Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки Фета:

И вечно радужные грезы

Тебя несут под тень березы

К ручьям земли своей родной…

Где бы не росла береза - всюду она приносит людям радость и свет.

Cтвол у берёзки тонкий белый. Верхний слой коры покрыт тонкой шелковистой берестой. Из бересты делают лукошки, кузовки, изготовляют красивые необычные картины. Раньше плели лапти, корзины, делали шкатулки.

Береза – символ красоты русской природы, символ России. Почему именно это дерево? Наверное, потому что у берёзы белый ствол, отличный от всех деревьев. Мечта о светлой жизни связалась у народа с образом белоствольной берёзки.

Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу. А молоденькие тоненькие прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

Некоторые традиции у русского народа связаны с берёзкой. На Троицу берёзовыми ветками украшали дома, разноцветными лентами украшали саму берёзку, считая её священным деревом.

Берёзка сопровождает человека всю его жизнь. Поэты, писатели, художники сделали берёзку героиней своих произведений. Ею можно восхищаться в любое время года. Летом березка зеленая, осенью – золотая, зимой – серебреная.

Всю зимушку спит она, веточки свои грустно опустив, а приходит весна -красна – просыпается наша красавица. Оглядывается, листочками обернется, сережками украсится.

Да вы только посмотрите на березовый листочек. Он как маленькое зеленое сердечко.

Береза – щедрое и доброе дерево. Люди давно знают цену этому дереву. 

Это чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай. 
Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли. 

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость…Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку Рябу…

Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!












Пальчиковая гимнастика «Листья»:


     

 Разбросала осень листья,    

            

Разукрасила их кистью.

 

Мы в осенний парк пойдем,

 

В букеты листья соберем.

 

Лист кленовый, лист с осинки,

 

Лист дубовый, лист рябинки,

 

Рыжий тополиный лист

 

На дорожку спрыгнул вниз.

                                   

 

 (делают волнообразные движения ладонями)

 

(делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз)


(«шагают» пальцами обеих рук)

 

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)


(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)

 

 

 

(звонко хлопают в ладони)


5. Продолжение работы по теме урока

1) Рассматривание изображения клёна.











2) Рассказ учителя о клёне.

Клён – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой серой корой. Растут клёны очень быстро. За год их поросль вырастает почти на метр. Клён любит свет и тепло. Весной когда деревья оживают после зимнего сна, клён зацветает. Его зеленовато-жёлтые цветки собраны в ароматные соцветия. Пчёлы слетаются к клёнам за душистым сладким нектаром.

К концу лета созревают кленовые семена. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко. Падая на землю, семечко быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева. Семена падают прямо в тающий снег и дают маленькие корешки. Прорастают семена клёнов ранней весной, когда в лесу ещё кое-где лежат снежные островки. Вначале появляется тонкий стебелёк, а потом на нём вырастают два зелёных листочка.

Древесина клёна прочная и красивая. Мастера-столяры делают из неё мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки, гребни. Изготовляют из кленовой древесины и духовые музыкальные инструменты.

Физминутка:

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

- Садимся и продолжаем работать. Открываем тетради, записываем число и тему урока.


3)Работа в тетради

Дети зарисовывают схематично берёзу и клён.

Обводят лист берёзы и клёна.

Заполняют таблицу

Отличительные признаки берёзы и клёна


Берёза

Клён

Ствол белый

Листья мелкие круглые

Ветви свисают вниз

Ствол чёрный

Листья крупные резные

Ветви растут вверх


4) Игра «Угадай, чей листик?»

Учащиеся отгадываю листья деревьев.

-Берёзовый лист упал…с берёзы

-Дубовый лист упал…с дуба

-Кленовый лист упал …с клёна

-Осиновый лист упал…с осины

-Липовый лист упал…с липы

-Рябиновый лист упал…с рябины.


5) Работа по карточкам

(раскрасить листья березы желтым цветом, клена – зеленым цветом)








6. Подведение итогов урока

- Какой ствол у берёзы? Какие листья у клёна ?

-Какую пользу приносят деревья людям?

- Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!