Конспект урока в 4 классе.
Речевая практика
Тема урока: Я пассажир
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: презентация «Я-пассажир», картинки с дорожными ситуациями, шаблоны светофора для раскрашивания, цветные карандаши.
Цель деятельностная: познакомить обучающихся с правилами поведения в общественном транспорте;
Цель образовательная: учить обучающихся пользоваться правилами безопасного поведения в общественном транспорте, применять знания дорожных правил в жизни.
Формирование БУД:
Познавательные БУД: сформировать потребность в соблюдении правил поведения в транспорте и правил дорожного движения.
Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик); активно участвовать в обсуждениях, в играх, обмениваться мнениями.
Регулятивные БУД: учиться анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответ на вопрос, понимать и объяснять цель задания, выполнять заданные педагогом правила игры.
Личностные БУД: учиться оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения ПДД и норм поведения.
Ход урока.
Оргмомент.
Солнце радостно проснулось.
Осторожно улыбнулось.
Лучикам пора вставать,
И урок наш начинать.
- Но прежде, чем начинать урок, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? – спросим.
И мы ответим: Это …. Осень.
- А что мы знаем об осени?
- Давайте правильно и чётко произнесём чистоговорку, расскажем, что такое осень.
Жу-жу-жу- я про осень расскажу.
Та-та-та- облетела вся листва.
Ва-ва-ва- осень это красота.
Де-де-де- лужи с дождиком везде.
Да-да-да- наступили холода.
- Что мы рассказали о листочках?
- Какого цвета листочки осенью?
- Смотрите, какие красивые листочки лежат у вас на партах. Давайте мы тоже устроим листопад.
-Упражнение «Листопад» (на ладошку положить листочки, делаем глубокий вдох носом, выдох ртом, по команде начинаем на листочки дуть, кто быстрее сдул, тот и победил).
II. Актуализация опорных знаний.
Обсуждение ситуаций по теме «Подскажите, пожалуйста …»
III. Мотивация учебной деятельности
Ребята, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию. Она будет необычной, не выходя из класса мы с вами совершим путешествие.
На чём можно отправиться на экскурсию, вы ответите, разгадав загадки:
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином... (Автобус)
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт. (Самолет)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
- Вы все верно отгадали, а как эти отгадки назвать одним словом? (транспорт)
- Зачем нам нужен транспорт? (Для передвижения по земле, воде, воздуху и даже под землёй, для перевозки грузов и пассажиров)
Посмотрите на экран, какой транспорт на первой картинке? (автомобиль), а на второй? (троллейбус)?
Чем они отличаются?
Кто ездит на автомобиле? На троллейбусе? (личный и общественный транспорт)
- Какой транспорт можно назвать личным? Приведите примеры.
- Какой транспорт называют общественным? Приведите примеры.
А почему автобус, трамвай, троллейбус называют общественным или городским транспортом? (Потому что в нем едет много людей)
- Ребята, а зачем нам нужен общественный транспорт?
- Каким транспортом можно воспользоваться в нашем городе? (автобус)
- Мы сегодня с вами отправимся на экскурсию на автобусе.
Слово «автобус» означает многоместный. Он похож на большой вагон на колёсиках с окнами и дверями. В автобусе есть ряды кресел и поручни, за которые можно держаться.
Заходи смелей в автобус
– и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …! (пассажир)
- Когда человек заходит в общественный транспорт, он становится… (пассажиром) (Слайд 3)
IV. Постановка учебной задачи. Целеполагание
- Кто догадался, какая будет тема нашего урока? Тема урока «Я пассажир» С правилами дорожного движения, которые должны знать пешеходы, вы уже знакомы и надеюсь, что всегда их выполняете. Но существуют правила и для пассажиров. Вот сегодня мы начнём говорить о том, какие правила должны соблюдать пассажиры. Все вошли, закрылась дверь, – Пассажиры мы теперь. Нас ждёт немало остановок И каждый должен из вас знать, Как правильно себя вести На остановках и в пути. V.Тема урока. 1.Игра: «Да» - «Нет». - Мы собрались путешествовать на автобусе. - Где нужно ожидать транспорт? (На остановке) - Готовы ли мы перейти дорогу до остановки? - Готовы ли мы это сделать мы сейчас проверим, какие мы внимательные пешеходы. Говорите, красный свет проезда нет? (да) Каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет) Если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет) Мы всегда идём вперёд только там, где переход? (да) Мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (нет) Да, мы внимательные пешеходы, но, чтобы перейти через дорогу, мы должны зажечь светофорики. У вас на парте светофоры, но у них не горят огни. Расположите цвета светофора в нужном порядке. (Учащиеся работают цветными карандашами.) Проверка. На доске появляется иллюстрация светофор - Для чего нужен светофор? |
(Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.) -Что обозначает каждый цвет светофора? |
2. Физкультминутка. Игра «Светофор»
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зелёного велит,
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим, как самолёт.
Вот зелёный загорелся
Можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой,
Смело мы идём вперёд,
Светофор – помощник славный
Уставать нам не даёт.
А как быть нам, если возле школы светофора нет? Продолжите стихотворение:
Там, где транспорт и дорога,
Знать порядок все должны,
На проезжей части строго,
Игры все запрещены.
Чтоб мостовую перейти,
Взгляни …(налево) – нет машины,
Тогда шагай до… (середины)
Потом … (направо) погляди,
Машины нет - … (переходи).
3. Знакомство с остановкой.
Вот мы благополучно дошли до остановки. ОСТАНОВКА- ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ! Она обозначена специальными знаками. (Слайд 7)
Правило 1. Как вы думаете, какие правила должны соблюдать люди на остановках? (Слайд 8, 9)
Не толкаться,
не кричать,
не мешать другим людям,
на остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара, тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.
Слайды-вопросы, правильное-неправильное поведение детей на остановке.
Правило 2. Правильная посадка в транспорт. Слайд 10, 11, 12
Прежде, чем зайти в автобус, дай дорогу выходящим пассажирам.
При посадке в автобус не толкайте друг друга.
Правило 3. Заранее приготовься к выходу, пройди вперёд. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся.
-Где и как нужно переходить улицу, выйдя из транспорта? Слайд 13
4. Мы едем-едем, едем.
Всё, мы в автобусе.
Дидактическая игра «Мы - пассажиры»
Ход игры: дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
5. Составление правил поведения в транспорте. (Слайд 14)
VI.Первичное закрепление.
Рассказ учителя (проблемная ситуация)
Есть у меня знакомый мальчик Петя. Он ехал в школу на автобусе. Он занял самое удобное место на переднем сидении, у окна, чтобы никому не мешать, так какая-то старушка вдруг заворчала, что он молодой, мог бы и постоять. Всё-таки он встал, а автобус как качнёт, он как упадет!.. И тут подходит женщина и говорит: «Держаться надо за поручни, молодой человек». А потом какая – то женщина стала с него требовать заплатить 27 руб. За что? Где их взять?
Пошёл он к водителю спрашивать, далеко ли ещё до школы, а водитель молчит, не разговаривает с ним. Мальчик ему предлагал и стихи почитать, и песню послушать, и в игру на телефоне поиграть. А он всё молчал. И вообще Пете показалось, что в автобусе было много невоспитанных людей.
- Как вы думаете действительно ли в автобусе собрались невоспитанные люди? (нет, это Петя был не воспитанный)
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Послушайте рассказ. Как вы думаете, верно ли поступил мальчик?
В автобус вошла старушка, все места были заняты. Мальчик, увидев бабушку, предложил: «Бабушка, вы далеко не уходите, постойте рядом, я через две остановки выхожу» (Старшим нужно уступать место.)
А вот этот рассказ вы мне поможете рассказать. Там, где я буду молчать, вы добавляете подходящие по смыслу слова.
Однажды Володя поехал в кино. В автобусе он сидел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: « …» («Садитесь, пожалуйста!») Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила: «…» («Спасибо!») Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «…» (Извините, пожалуйста!»)
Как называются слова, которые вы добавляли? (волшебные)
Почему?
(Люди, которые их произносят, превращаются в настоящих волшебников. Они становятся добрыми, ласковыми, внимательными. Люди, которые слышат эти слова, отвечают им добротой, лаской и заботой.)
- Мы с вами сегодня узнали много нового. Теперь мы сможем сыграть в игру.
Игра «Да – нет-ка»
1. ПДД должен знать каждый человек. (да)
2. Проезжая часть - для транспорта, тротуар – для пешеходов. (да)
3. Можно играть близко от дороги. (нет)
4. Улицу можно переходить там, где захочешь. (нет)
5. Переходить улицу нужно только на красный сигнал светофора. (нет)
6. Автобус нельзя ожидать на проезжей части. (да)
7. Автобус и троллейбус нужно ожидать только в специальном месте на остановке. (да)
8. Когда вышел из автобуса нужно отойти на тротуар и перейти дорогу только по пешеходному переходу. (да)
9. Можно отвлекать водителя во время поездки своими разговорами. (нет)
10. Если в автобусе жарко, то можно открыть окно и высунуть туда голову. (нет)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Поднимите одну руку, кто сегодня на уроке узнал много нового и полезного.
- Поднимите две руки, кому понравился урок.
- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо поработал на уроке и может похвалить себя.
- Молодцы ребята! Я тоже хочу вас похвалить. Вы все постарались на уроке, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, формулировали правила. Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и выполнять.
Наше занятие подошло к концу.
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.