СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок решения задач. Архимедова сила

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовались  технология развивающего обучения, технология игрового обучения, технология проблемного обучения,

Просмотр содержимого документа
«Урок решения задач. Архимедова сила»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



ФИО (полностью)

Чупрова Людмила Григорьевна

Место работы

МАОУ «Сухинская СОШ

Должность

Учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Взаимодействие тел

Базовый учебник

Перышкин.А.В, Физика. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2016г





Тема урока: решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел»

Урок отработки умений и рефлексии.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

Оборудование для учащихся: динамометр, алюминиевый цилиндр на нити, 2 стакана с водой, пластилин, кусочки фольги, пластиковые контейнеры для воды – 1 на 2 ученика.



Формы организации познавательного процесса:

фронтальная, парная, исследовательская деятельность,

Цели урока (планируемые результаты):

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями применения закона Архимеда и условиями плавания тел при решении задач. Научиться решать задачи по теме « Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради

Личностные: формирование познавательных интересов ,интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учащимися и с учителем, участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять взаимопроверку, находить компромисс и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

  • Регулятивные: ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном с целью обнаружений отличий и отклонений от него.

  • Познавательные: уметь формулировать проблемы, выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

.





Сценарий урока: Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел»

I.Организационный момент.(2 мин)

Приветствие учащихся. Вижу какие вы взрослые, а самостоятельные ли? Например, сможете себе несложный обед приготовить? А вы любите пельмени? Как определить, что пельмени сварились? (ответы учащихся)

II. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. ( 5-7 минут)

Почему пельмени всплывают? (гипотезы учащихся). Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него.( Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения). (Слайд 3)

Определение силы Архимеда. Где еще проявляется сила Архимеда?

(Плавание катеров и лодок, морских животных, рыб …).(Слайд 4)

Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно? (обсуждение), не достаточно данных и как их применить. Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку, плот и многое другое нужно сделать расчеты, измерения.

И сегодня мы займемся…(решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел» и целью урока …Научиться решать задачи по теме « Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради.(Слайд 5 )


Записываем тему урока: ()Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».

Вы живете на берегу Байкала, наверное, не только пельменями питаетесь и строение рыбы изучили на практике.

Как рыба погружается на глубину, всплывает? Как у рыбы регулируется объем тела? (Слайд 6 )

Какая рыбка самая знаменитая?

«Сказка о рыбаке и рыбке»

...отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Ступай себе в синее море,

Твоего мне откупа не надо;

Гуляй там себе на просторе».

При каких условиях возможно «Гулять там себе на просторе»?

Интересно, какой объем должен быть пузыря и рыбки?

III. Этап целеполагания, выявленния затруднений, решение выявленных проблем

Решение качественных задач (5-7 минут).

1. Почему погибают киты оказавшись на мели?(Слайд 8 )

2. В каком море безопаснее плавать?(Слайд 9 )

3.Пожар на бензозаправке. В чем особенность тушения?(Слайд 10 )

4.Как изменятся сила тяжести и Архимедова сила действующие на подводную лодку при ее погружении?

Экспериментальныезадачи

1.Чему равна Архимедова сила действующая на алюминиевый цилиндр, если его опустить в воду?

Какими способами можно определить объем тела?(Слайд 11

2.К весам подвешены два груза массой по 100г, имеющие разные объемы. Нарушится ли равновесие весов, если оба груза опустить в стаканы с водой?(проверить на опыте)(Слайд 12 )

3. Вычислите архимедову силу, действующую на брусок плавающий в воде


IV. Решение задач.Тренинг.


Кораблестроение. Почему гвоздь тонет, а металлические катера нет? Что такое «ватерлиния, водоизмещение»? Как изменится Архимедова сила при переходе катера из реки в море?(Работа в парах)

На столах сосуды ( воду учащиеся встанут и нальют сами) кусочки пластилина, весы, одинаковые кусочки фольги. Нужно из фольги сделать плавсредство, максимально загрузить его кусочками пластилина. Найти водоизмещение вашего «корабля». (водоизмещение =весу груза)

Решение расчетных задач (10 минут). У доски 3 ученика

1. На сколько легче поднимать в воде, чем в воздухе ведро с водой объемом V=10 л., масса ведра 1 кг. (Архимедовой силой, создаваемой воздухом можно пренебречь). Какую силу нужно приложить, чтобы поднять его?

2.Плот площадью 50 м2 находится в пресной воде. Глубина его погружения 0,25 м. Какова сила тяжести, действующая на плот?

А как-же наша золотая рыбка?

3.Во сколько раз объем золотой рыбки больше, чем объем золота в ней?

V1/V2=ρ2/ ρ1(Слайд 13 )

V. Этап включения в систему знаний и повторения

1. Чему научились на уроке?

2. Что было главным на уроке?3. Каковы трудности ?(Слайд 14 )

VI. Домашнее задание.1.Составитьзадачу по теме. 2.Решить задачу на карточке. (выбор задачи за учеником)

1.Ноев ковчег мог иметь следующие размеры: длина – 137 м, ширина - -23 м, высота – 15м. Величина осадки нагруженного ковчега могла быть равна половине высоты (высокая устойчивость). На строительство использовалось дерево – 2058м3 , смола – 1495м3 .Какова грузоподъемность ковчега? Могли ли там разместиться семья Ноя и «каждой твари по паре» с запасом пищи, если их масса примерно 5000т?

2. Ноев ковчег мог иметь объем 46000м3 . Погруженная часть ковчега в воду равна половине всего объема. Могли ли там разместиться семья Ноя и «каждой твари по паре» с запасом пищи, если их масса примерно 5000т?

VII. Рефлексия.

Учитель: Продолжите предложения:

  • Я повторил… Я закрепил…

  • Я узнал… Я научился …

Мне было трудно …


Учитель: Ребята, всех благодарю за творческую и плодотворную работу на уроке.

Прошу сдать листы самооценки.

Технологическая карта урока



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

  1. Организационный

Создание рабочей обстановки. Повторение сведений, необходимых для работы.


Приветствует учащихся. Задает вопросы:


Ученики настраиваются на усвоение и восприятие нового материала. Отвечают на вопросы, выражают готовность к деятельности.

Коммуникативные: умение строить диалог, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать мнение других.


  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности


Частичная проверка домашнего задания.

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Актуализация знаний о понятии выталкивающей силы и условиях плавания тела, составление математической модели текстовой задачи, зафиксировать задания, вызвавшие затруднения.

  1. Организует диалог с учениками, формулирует вопросы, Почему пельмени всплывают?. Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него, Составьте соотношение между силами тяжести и Архимедовой силой для случая:

1. тело тонет, 2.плавает внутри жидкости,

3.всплывает.

Сформулируйте закон Архимеда




Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в словесной, образной, символической формах. (гипотезы учащихся)Анализируют и перерабатывают полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. .Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения) Отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы других, вносят коррективы в свой ответ и ответ товарищей.

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные:

-умение ставить перед собой цель работы, планировать пути достижения целей.

-умение владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные: умение давать определение, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, представленную в различных формах.

III. Этап целеполагания, выявленния затруднений

Анализ сложившейся ситуации

Где еще проявляется сила Архимеда? (Плавание судов, морских животных, рыб …). Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку.

объяснить почему погибают киты оказавшись на мели и многое другое нужно сделать расчеты, измерения. Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно?



Какая рыбка самая знаменитая?

«Сказка о рыбаке и рыбке»

-

...отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Возможно ли такое теоретически?

Как у рыбы регулируется объем тела? Какой у рыбки должен быть объем пузыря? И сегодня мы займемся…(решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел»


Слушают, делают записи, обобщают прослушанное: выталкивающая сила действует на любое тело полностью или частично погруженной в жидкость или газ. Она направлена вверх, а ее величина равна весу жидкости или газа в объеме погруженной части тела.

Познавательные: формирование знаний по теме.

Коммуникативные: публичное представление своего опыта

IV. , Решение задач.

Тренинг

1. Применение знаний учащихся в знакомой ситуации.

2. Применение знаний учащихся в измененной ситуации.

3. Творческое применение и знаний в новой ситуации

1. Организует обучающихся для

решения качественных задач (на слайде);


задачи качественные:


А. Как изменятся сила тяжести и Архимедова сила, действующие на подводную лодку, при ее погружении?


Б. почему погибают киты оказавшись на мели?

В. В каком море безопаснее купаться?

Г. .Пожар на бензозаправке. В чем особенность тушения?

2.Экспериментальные задачи:

1.К весам подвешены два груза массой по 100г, имеющие разные объемы. Нарушится ли равновесие весов, если оба груза опустить в стаканы с водой?

2. Три одинаковых яйца находятся в сосудах с жидкостью. 1-на дне сосуда, 2- внутри жидкости, 3 –плавает на половину погрузившись. Составить вопросы.


  • решения расчетных задач разного уровня сложности.

2. Инструктирует по выполнению заданий. Контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

3. Организует работу в парах, группе.

.Во сколько раз объем рыбки больше, чем объем золота в ней?

V1/V2=ρ2/ ρ1

Итоговый тест

1. Отвечают на вопросы качественных задач, объясняя при этом суть физического явления. . Каждая группа получает карточку, на которой 4 задачи по заданной теме, проверяют работу.

Работа в паре.

Оценивают свою работу по критериям, предложенным учителем.


2. Рассуждают. Проверяют предположения опытом.


3. Решают расчетные задачи, делают записи в тетради. Работают в парах






























Познавательные: умение строить логические рассуждения, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций;

умение объяснять явление, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования с лабораторным оборудованием;

умение выдвигать гипотезы, проверять их в процессе эксперимента, сопоставлять, анализировать результаты, делать выводы.

Коммуникативные:

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров, в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности, устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде чем принимать решение и делать выбор, учитывать разное мнение, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, планировать общие способы работы.

Регулятивные:

Умение адекватно оценивать свои возможности в достижении целей, самостоятельной деятельности; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимую корректировку в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

V. Этап включения в систему знаний и повторения

Анализ достигнутых результатов

Задает вопросы:

1. Чему научились на уроке?

2. Что было главным на уроке?

3. Каковы трудности и разнообразие задач?


Делают выводы о достижении цели урока.

Сдают листа самооценки.

Самоанализ деятельности

VI. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель предоставляет возможность выбрать из предложенного домашнего задания для себя вид деятельности.

Записывают в дневник сформированные индивидуальные домашние задания.


VII. Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми.

Предлагает оценить свою работу на уроке, провести рефлексию

Отмечают в карточках (листы самооценки);

В рефлексии анализируют отношение к уроку и своей работе на нем:

  • Я повторил…

  • Я закрепил…

  • Я узнал…

  • Я научился…

Мне было трудно…

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

  • Оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





Приложение 1


Лист самооценки обучающихся

Фамилия имя__________________________


д/з

Работа в группах

Устные ответы

Решение задач

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!