МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ФИО (полностью) | Чупрова Людмила Григорьевна |
Место работы | МАОУ «Сухинская СОШ |
Должность | Учитель |
Предмет | физика |
Класс | 7 |
Тема и номер урока в теме | Взаимодействие тел |
Базовый учебник | Перышкин.А.В, Физика. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2016г |
Тема урока: решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел»
Урок отработки умений и рефлексии.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
Оборудование для учащихся: динамометр, алюминиевый цилиндр на нити, 2 стакана с водой, пластилин, кусочки фольги, пластиковые контейнеры для воды – 1 на 2 ученика.
Формы организации познавательного процесса:
фронтальная, парная, исследовательская деятельность,
Цели урока (планируемые результаты):
Предметные:
Познакомить учащихся с особенностями применения закона Архимеда и условиями плавания тел при решении задач. Научиться решать задачи по теме « Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради
Личностные: формирование познавательных интересов ,интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учащимися и с учителем, участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять взаимопроверку, находить компромисс и разрешать конфликты на основе согласования позиций.
Регулятивные: ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном с целью обнаружений отличий и отклонений от него.
Познавательные: уметь формулировать проблемы, выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
.
Сценарий урока: Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел»
I.Организационный момент.(2 мин)
Приветствие учащихся. Вижу какие вы взрослые, а самостоятельные ли? Например, сможете себе несложный обед приготовить? А вы любите пельмени? Как определить, что пельмени сварились? (ответы учащихся)
II. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. ( 5-7 минут)
Почему пельмени всплывают? (гипотезы учащихся). Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него.( Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения). (Слайд 3)
Определение силы Архимеда. Где еще проявляется сила Архимеда?
(Плавание катеров и лодок, морских животных, рыб …).(Слайд 4)
Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно? (обсуждение), не достаточно данных и как их применить. Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку, плот и многое другое нужно сделать расчеты, измерения.
И сегодня мы займемся…(решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел» и целью урока …Научиться решать задачи по теме « Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради.(Слайд 5 )
Записываем тему урока: ()Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».
Вы живете на берегу Байкала, наверное, не только пельменями питаетесь и строение рыбы изучили на практике.
Как рыба погружается на глубину, всплывает? Как у рыбы регулируется объем тела? (Слайд 6 )
Какая рыбка самая знаменитая?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
...отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Ступай себе в синее море,
Твоего мне откупа не надо;
Гуляй там себе на просторе».
При каких условиях возможно «Гулять там себе на просторе»?
Интересно, какой объем должен быть пузыря и рыбки?
III. Этап целеполагания, выявленния затруднений, решение выявленных проблем
Решение качественных задач (5-7 минут).
1. Почему погибают киты оказавшись на мели?(Слайд 8 )
2. В каком море безопаснее плавать?(Слайд 9 )
3.Пожар на бензозаправке. В чем особенность тушения?(Слайд 10 )
4.Как изменятся сила тяжести и Архимедова сила действующие на подводную лодку при ее погружении?
Экспериментальныезадачи
1.Чему равна Архимедова сила действующая на алюминиевый цилиндр, если его опустить в воду?
Какими способами можно определить объем тела?(Слайд 11
2.К весам подвешены два груза массой по 100г, имеющие разные объемы. Нарушится ли равновесие весов, если оба груза опустить в стаканы с водой?(проверить на опыте)(Слайд 12 )
3. Вычислите архимедову силу, действующую на брусок плавающий в воде
IV. Решение задач.Тренинг.
Кораблестроение. Почему гвоздь тонет, а металлические катера нет? Что такое «ватерлиния, водоизмещение»? Как изменится Архимедова сила при переходе катера из реки в море?(Работа в парах)
На столах сосуды ( воду учащиеся встанут и нальют сами) кусочки пластилина, весы, одинаковые кусочки фольги. Нужно из фольги сделать плавсредство, максимально загрузить его кусочками пластилина. Найти водоизмещение вашего «корабля». (водоизмещение =весу груза)
Решение расчетных задач (10 минут). У доски 3 ученика
1. На сколько легче поднимать в воде, чем в воздухе ведро с водой объемом V=10 л., масса ведра 1 кг. (Архимедовой силой, создаваемой воздухом можно пренебречь). Какую силу нужно приложить, чтобы поднять его?
2.Плот площадью 50 м2 находится в пресной воде. Глубина его погружения 0,25 м. Какова сила тяжести, действующая на плот?
А как-же наша золотая рыбка?
3.Во сколько раз объем золотой рыбки больше, чем объем золота в ней?
V1/V2=ρ2/ ρ1(Слайд 13 )
V. Этап включения в систему знаний и повторения
1. Чему научились на уроке?
2. Что было главным на уроке?3. Каковы трудности ?(Слайд 14 )
VI. Домашнее задание.1.Составитьзадачу по теме. 2.Решить задачу на карточке. (выбор задачи за учеником)
1.Ноев ковчег мог иметь следующие размеры: длина – 137 м, ширина - -23 м, высота – 15м. Величина осадки нагруженного ковчега могла быть равна половине высоты (высокая устойчивость). На строительство использовалось дерево – 2058м3 , смола – 1495м3 .Какова грузоподъемность ковчега? Могли ли там разместиться семья Ноя и «каждой твари по паре» с запасом пищи, если их масса примерно 5000т?
2. Ноев ковчег мог иметь объем 46000м3 . Погруженная часть ковчега в воду равна половине всего объема. Могли ли там разместиться семья Ноя и «каждой твари по паре» с запасом пищи, если их масса примерно 5000т?
VII. Рефлексия.
Учитель: Продолжите предложения:
Я повторил… Я закрепил…
Я узнал… Я научился …
Мне было трудно …
Учитель: Ребята, всех благодарю за творческую и плодотворную работу на уроке.
Прошу сдать листы самооценки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный | Создание рабочей обстановки. Повторение сведений, необходимых для работы. | Приветствует учащихся. Задает вопросы: | Ученики настраиваются на усвоение и восприятие нового материала. Отвечают на вопросы, выражают готовность к деятельности. | Коммуникативные: умение строить диалог, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать мнение других. |
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | Частичная проверка домашнего задания. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Актуализация знаний о понятии выталкивающей силы и условиях плавания тела, составление математической модели текстовой задачи, зафиксировать задания, вызвавшие затруднения. | Организует диалог с учениками, формулирует вопросы, Почему пельмени всплывают?. Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него, Составьте соотношение между силами тяжести и Архимедовой силой для случая: 1. тело тонет, 2.плавает внутри жидкости, 3.всплывает. Сформулируйте закон Архимеда | Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в словесной, образной, символической формах. (гипотезы учащихся)Анализируют и перерабатывают полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. .Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения) Отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы других, вносят коррективы в свой ответ и ответ товарищей. | Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: -умение ставить перед собой цель работы, планировать пути достижения целей. -умение владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Познавательные: умение давать определение, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, представленную в различных формах. |
III. Этап целеполагания, выявленния затруднений | Анализ сложившейся ситуации | Где еще проявляется сила Архимеда? (Плавание судов, морских животных, рыб …). Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку. объяснить почему погибают киты оказавшись на мели и многое другое нужно сделать расчеты, измерения. Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно? Какая рыбка самая знаменитая? «Сказка о рыбаке и рыбке» - ...отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». Возможно ли такое теоретически? Как у рыбы регулируется объем тела? Какой у рыбки должен быть объем пузыря? И сегодня мы займемся…(решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел» | Слушают, делают записи, обобщают прослушанное: выталкивающая сила действует на любое тело полностью или частично погруженной в жидкость или газ. Она направлена вверх, а ее величина равна весу жидкости или газа в объеме погруженной части тела. | Познавательные: формирование знаний по теме. Коммуникативные: публичное представление своего опыта |
IV. , Решение задач. Тренинг | 1. Применение знаний учащихся в знакомой ситуации. 2. Применение знаний учащихся в измененной ситуации. 3. Творческое применение и знаний в новой ситуации | 1. Организует обучающихся для решения качественных задач (на слайде); задачи качественные: А. Как изменятся сила тяжести и Архимедова сила, действующие на подводную лодку, при ее погружении? Б. почему погибают киты оказавшись на мели? В. В каком море безопаснее купаться? Г. .Пожар на бензозаправке. В чем особенность тушения? 2.Экспериментальные задачи: 1.К весам подвешены два груза массой по 100г, имеющие разные объемы. Нарушится ли равновесие весов, если оба груза опустить в стаканы с водой? 2. Три одинаковых яйца находятся в сосудах с жидкостью. 1-на дне сосуда, 2- внутри жидкости, 3 –плавает на половину погрузившись. Составить вопросы. 2. Инструктирует по выполнению заданий. Контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися заданий. 3. Организует работу в парах, группе. .Во сколько раз объем рыбки больше, чем объем золота в ней? V1/V2=ρ2/ ρ1 Итоговый тест | 1. Отвечают на вопросы качественных задач, объясняя при этом суть физического явления. . Каждая группа получает карточку, на которой 4 задачи по заданной теме, проверяют работу. Работа в паре. Оценивают свою работу по критериям, предложенным учителем. 2. Рассуждают. Проверяют предположения опытом. 3. Решают расчетные задачи, делают записи в тетради. Работают в парах | Познавательные: умение строить логические рассуждения, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций; умение объяснять явление, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования с лабораторным оборудованием; умение выдвигать гипотезы, проверять их в процессе эксперимента, сопоставлять, анализировать результаты, делать выводы. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров, в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности, устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде чем принимать решение и делать выбор, учитывать разное мнение, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, планировать общие способы работы. Регулятивные: Умение адекватно оценивать свои возможности в достижении целей, самостоятельной деятельности; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимую корректировку в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
V. Этап включения в систему знаний и повторения | Анализ достигнутых результатов | Задает вопросы: 1. Чему научились на уроке? 2. Что было главным на уроке? 3. Каковы трудности и разнообразие задач? | Делают выводы о достижении цели урока. Сдают листа самооценки. | Самоанализ деятельности |
VI. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель предоставляет возможность выбрать из предложенного домашнего задания для себя вид деятельности. | Записывают в дневник сформированные индивидуальные домашние задания. | |
VII. Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми. | Предлагает оценить свою работу на уроке, провести рефлексию | Отмечают в карточках (листы самооценки); В рефлексии анализируют отношение к уроку и своей работе на нем: Я повторил… Я закрепил… Я узнал… Я научился… Мне было трудно… | Познавательные: Регулятивные: Оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: |
Приложение 1
Лист самооценки обучающихся
Фамилия имя__________________________
д/з | Работа в группах | Устные ответы | Решение задач | Сумма баллов | Оценка |
1-4 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-4 баллов | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»