Тема: « Слова, обозначающие действия предметов»
Цели:
1.Изучение слов, обозначающих действия: а) называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
2. различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
3. согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? произвольно или на заданную тему
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1.сохранять мотивацию к учебе
2.проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
1.принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
2.осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
3.адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Коммуникативные УУД: умения слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Задачи:
Образовательные:
- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
- обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
-развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
- учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой моторики
- развитие фонематического слуха, речи
- обогащение словаря словами-действиями
- развитие внимания, памяти, мышления.
- учить правильно и логично излагать свои мысли
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию,
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность
- воспитывать аккуратность при письме в тетради , самостоятельность при выполнении задания
Ход занятия
I. Организ. Момент. Доброе утро, Юра. Здравствуйте, Марина Георгиевна.Я рада видеть вас сегодня на уроке. А чтобы он прошёл хорошо,
Юра, пожалуйста,
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говори четко, внятно
Чтобы всем было понятно.
II.Пальчиковая гимнастика.
Чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков.( работа с файлом в программе Paintbrush)
-Кто изображён на рисунке?
-С какими предметами ты их соединил?
III. Изучение новой темы.
Папа …утюг.
Мама…суп.
Дедушка…газету.
Бабушка…варежку.
Мальчик…мяч.
2. А мы знаем, что они делают? Нам в этом поможет солнышко, которое откроет слова.
3.Сообщение темы, задач урока. Значит, какие слова мы узнаем? Слова-действия. Каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово-действие
Запись темы урока..
4.Слова-действия отвечают на вопросы( показать слайд)
и подчёркиваются двумя чертами.
5. Работа по учебнику. Стр.126, упр.2
Физминутка. Теперь мы отдохнём и выполним физминутку.
Называю слова-действия, а вы выполните их под счет.
Шагаем, прыгаем, хлопаем, приседаем, топаем, садимся.
Какие слова я сейчас вам называла?
4. Закрепление новой темы.
5. Загадка
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц – это (май).
-Найти слова-действия, выделить их.
Слова-действия и слова предметы , как мы видим крепко связаны между собой.
5. СУ.1 Мая –светлый праздник Пасхи. Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник победы добра над злом, света над тьмой.
А как ты , Юра, готовился к этому празднику? Что делал?
2. Рассказ ученика.
IV.Обобщение по уроку.
В своём рассказе Юра ты употребил слова-?
На какие вопросы они отвечают?
Как подчёркиваем?
V. Оценка за урок.
VI. Домашнее задание. Стр.131, упр.15.
Самоанализ урока.
1. Характеристика ученика.
Истомин Юрий по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК обучается в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Ученик не освоил программу начальной школы, он с трудом усваивает учебный материал, у него низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, слаборазвита кратковременная память и мышление, долговременная память отсутствует.
Нарушения речи( дизартрия) не дают ему возможности хорошо и правильно читать. На данный момент скорость чтения-8-11 слов в минуту.
Это ещё более затрудняет понимание и осмысление прочитанного, ответы чаще всего односложные, необходимы наводящие вопросы.
Хотя мальчик является учащимся среднего звена, уровень его развития не позволяет обучать его по программе 6 класса. По основным предметам: русскому языку, чтению и математике он обучается по программе 3 класса.
Несмотря на это, у Юрия присутствует интерес к учёбе, к окружающей среде, не нарушены контакты с внешним миром. Юрий-позитивный человек, отзывчив на просьбы учителя, на уроки выходит с хорошим настроением.
2.Данный урок является уроком-изучения нового материала. Он связан с предыдущей темой «Слова-предметы», будет осуществлять переход ко словам-признакам. Изучение данных групп слов способствует конкретизации значений слов, пониманию их взаимосвязанности, построению предложений, обогащению словарного запаса.
3. Для лучшей организованности урока была проведена пальчиковая гимнастика, связанная с новой темой. Она создала проблемную ситуацию, которая вызвала интерес к изучению новой темы.
4. Методы были использованы следующие: словесный, наглядный( презентация), в виде самостоятельной работы, под руководством учителя. Приёмы отбора ключевых понятий, занимательных заданий и работы с учебником и различные формы организации познавательной деятельности( использование Pirade Pad, Paintbrush) способствовали лучшему пониманию новой темы.
5.Урок был построен в соответствии с планом. Каждый элемент урока работал на достижение нужного результата, включая физминутку.
6.Структура урока способствовала общей цели, была построена в соответствии с ФГОС, соответствовала возможностям учащегося.. Актуализация каждого его этапа , доброжелательный стиль общения учителя и ученика также повлияли на положительный конечный результат.
7. Недостаток: не была чётко оценена работа ученика и прокомментирована.
Учитель-Бугланова А.М.