Открытый урок риторики на тему: «Сравни и скажи» (Правила сравнения)
Речевая разминка
Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их и начнём работать. Начнём как всегда с речевой разминки, после которой самые внимательные попробуют определить тему нашего урока.
А). Орёл на горе… (слайд «Стань внимательным»)
Б). Осип охрип, а Архип осип (слайд «Не запутайся в звуках»)
- Что общего у Осипа и Архипа? (заболели, проблема с голосом)
- А чем отличается их болезнь?
- Какие слова одинаково пишутся, а произносятся по-разному. А какие слова похожи, но отличаются порядком звуков?
В). Игра «Какой?» (слайд «Поиграем в слова?»)
Стекло Лимон Кактус Сирень Заяц
- Какой тип текста помогают составить признаки? (описание)
Г). Доскажи словечко… (слайд «Доскажи словечко»)
Вчера был день пасмурный, а сегодня -…
Мех мягкий, а камень -…
Петя трусливый, а Федя - …
Костя грустный, а Вася - …
Кирилл низкий, а Егор - …
Эта задача лёгкая, а та - …
Родная дочь ленивая, а падчерица - …
Д). Что общего у… (слайд «Что общего?)
У апельсина и глобуса? (форма)
У стула и кресла? (назначение)
У подъёмного крана и жирафа? (высота)
У мела и снега? (цвет)
У лимона и клюквы? (вкус)
У совы и летучей мыши? (образ жизни)
Е). Загадки (по времени)
Пушистая вата плывёт куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча)
Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёжик)
Как вы догадались? (предметы сравнили с чем-то похожим)
Определение темы урока.
(слайд – мышь)
- Это кто?
- Мышь большая или маленькая?
- А откуда вы знаете?
(слайд мышь-слон)
(слайд мышь-муравей)
- Скажите -20 градусов мороза, это холодно?
А в Якутске, например, в 1891г. была зафиксировна температура -64.
(слайд «Всё в мире…)
Есть такое известное высказывание. Демосфен? древнегреческий философ (384 г. до н. э.)
Французский учёный Рене Декарт? (16-17в)
Немецкий философ Фридрих Ницше? (19 в.)
Или фольклорные (народные истоки)?
Многие мудрецы размышляли на тему сравнения. Другой древнегреческий философ Гераклит (544-483 г. до н. э.) говорил:
«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых»
Скажите, кто-нибудь из вас уже готов определить тему сегодняшнего урока?
- Правильно – СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ. А у вас в учебнике этот урок называется «Сравни и скажи» (слайд)
- А когда вам приходится сравнивать? И что?
Математика – числа и величины
Чтение – характеры героев
Окр. мир – растения, животных, явления природы
Постановка задач урока.
- А что значит «сравнить предметы»?
- У сравнения есть главное правило. Может быть кто-нибудь попробует предположить, какое?
Давайте поставим перед собой задачи на этот урок.
Выяснить, что значит, сравнить предметы.
Открыть главное правило сравнения
4. Работа по теме урока. В группах
- Прочитайте, как школьники сравнили предметы. И подумайте, у кого сравнение получилось, а у кого – нет? (карточки 3 группам)
- Почему?
- Так что значит «сравнить предметы»?
- Давайте проверим. Учебник с. 102 , №106
С. 104, (слайд «Задачи сравнения»)
Главное правило сравнения. В группах.
- Снова поработаем с высказываниями школьников. Подумайте, кто сравнил правильно, а кто нет? И попробуйте сформулировать самое главное правило сравнения.
Давайте проверим. Учебник с. 106, слайд
С. 108, №114 – потренируемся.
Упражнение в сравнении.
Итак, вам удалось открыть два секрета сравнения. Давайте их назовём ещё раз. А теперь давайте поупражняемся сравнивать сами.
Эти слова вам помогут построить высказывание . Слайд.
Слайд – ель - сосна + учебник с. 109
Аню с Эльвирой
Вику с Таисией
Рефлексия, оценка. Слайд
Задачи на следующий урок.
Как вы думаете, мы с вами всё узнали про сравнение. Сравнительные тексты ещё и по-разному строятся. Достаточно ли мы потренировались сравнивать? Давайте поставим себе задачи на следующий урок.
Приложение (карточки)
И апельсин и мандарин цитрусовые, оранжевого цвета. И апельсин и мандарин состоят из долек.
Оба плода очень вкусны и полезны.
Черника и голубика растут в сосновых лесах, имеют голубоватый с налётом цвет. Обе ягоды очень полезны.
Ягоды голубики имеют более крупный размер и слега продолговатую форму, в отличие от круглых ягод черники. По вкусу голубика чуть кислее черники. Куст голубики более высокий, чем у черники.
И апельсин и мандарин цитрусовые, оранжевого цвета. И у апельсина и у мандарина есть дольки. Оба плода очень вкусны и полезны.
Апельсин растет на дереве, мандарин – на кусте. Апельсины созревают в течение круглого года, мандарин – зимой. Апельсин отличается более крупным размером. Кожура у апельсина более плотная и твердая, очищается тяжелее. У апельсина меньше долек, они с трудом разделяются. Апельсин не такой сладкий, как мандарин.
Черника и голубика очень полезные ягоды. Растут обе ягоды в основном в сосновых лесах и на болотах. И черника и голубика голубоватого с налётом цвета.
Подосиновик и подберёзовик – съедобные грибы. И подосиновик и подберёзовик растут в смешанных лесах. Оба гриба очень вкусны.
И подосиновики и подберёзовики употребляют в жареном, варёном и маринованном виде.
________________________________________
И яблоко и груша – очень вкусные и полезные плоды. И яблоки и груши растут на деревьях. И яблоки и груши бывают зелёными, жёлтыми и красными. Плод груши в отличие от яблока имеет более продолговатую, расширенную к низу форму. Плод груши обычно более мягкий и сладкий, а плод яблока чаще бывает с кислинкой.
Карточки №2
На уроке чтения Таня сравнила героев так: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять всю чёрную работу по дому, зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав».
А Света сравнила героев так: « Падчерица выполняла всю чёрную работу по дому, а хозяйская дочь целыми днями валялась и считала мух, характер у падчерицы был мягкий и кроткий, а у дочери злой и капризный».
На уроке окружающего мира Серёжа сравнил животных так: «Кошка хорошо видит ночью, а гепард очень быстро бегает».
А Коля так: «И кошка и гепард принадлежат к семейству кошачьих. Кошка – домашнее животное, а гепард – дикое».
Павлик учится играть на гитаре, а Алёша поёт в хоре.
________________________________________
У Людмилы Михайловны длинные волосы, а Наталия Георгиевна увлекается фотосъёмкой.