а)Работа с толковым словарем. Упр. 110 стр.68 -В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове «гроза» -Что могут обозначать числа 1 и2 в словарной статье? -В каком значении может употребляться это существительное? -Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено слово «гроза»? Как вы это определили? -Составьте и запишите два предложения с опорой на репродукции картин,где бы слово «гроза» употреблялось в прямом и переносном смысле: чтобы слово гроза обозначало атмосферное явление, и в переносном значении, чтобы слово гроза употреблялось в значении чего- нибудь внушающего страх. (Летом была сильная гроза. Пираты- гроза морей) Задание: Найдите в толковом словаре имена существительные, у которых не одно ,а несколько значений. --Назовите их, устно составьте с ними предложения. -Переносное значение является одним из значений многозначного слова. -Какой вывод вы можете сделать? -Какие слова называются многозначными? Вывод: имена существительные употребляются в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно,а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного слова чем то похожи, имеют что то общее. б) Работа со словарём синонимов. – Что такое синонимы? – Приведите примеры синонимов. Упражнение № 113. -Прочитайте отрывок из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания». С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность Этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу? -Найдите, назовите и выпишите слова –синонимы. - Какие слова называются синонимами? Вывод: синонимы –это слова одной и той же части речи, отвечающие на один и тот же вопрос,близкие по значению. -Какую роль в речи имеют существительные синонимы? (Гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун) В каком значении употребляются эти –слова-синонимы? (Эти слова употребляются в переносном значении.) В)Работа со словарем антонимов -Выпишите антонимы –парами из пословиц. Ученье свет,а неученье тьма. Какого начало, таков и конец. Не узнавши горя, не узнаешь и радости. г)Игра: «Подбери слово». Я называю слово,а ученики 1-ой и 3-ей группы придумывают к нему синоним, а ученики 2-ой и 4-ой группы придумывают –антоним. Родина- отчизна, отечество- чужбина. Смелость-отвага, храбрость- трусость. Доброта-добродушие, добросердечность, благодушие- злость Загадка - шарада, ребус-отгадка. -Какие слова называются антонимами? Вывод: антонимами называются слова, противоположенные по смыслу, являющиеся одной и той же частью речи, отвечающие на один и тот же вопрос. д) Конкурс «Следствие ведут знатоки» Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол. (группы тянут листочки с заданиями) Мать говорила: «Марш в угол!» После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным. (выступление групп, оценка экспертами) е)Игра «Эрудит» Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения. Задание: раскройте значение выделенных слов. Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров) Оцените свою работу и работу членов вашей группы с помощью сигнальных карточек. |