СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного (русского языка) 4 класс по теме: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития умений и навыков. На уроке решаются следующие задачи:

1)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.

2) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.

иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.

3) Развитие умения  точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного  запаса детей,  использование  в  своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского языка) 4 класс по теме: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»»

Конспект урока родного русского языка.

Составила учитель начальных классов Сологубова Н.Б., группа 2

Класс 4 Предмет : «Родной русский язык»

Тема урока: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»


Автор учебника: Л.В.Климанова, Т.В.Бабушкина .Русский язык 4 класс

Тип урока: Урок развития умений и навыков.

Цели урока:

1)Расширение представлений обучающихся о значении слова.

2)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.

3) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.

иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.

4) Развитие умения точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного запаса детей, использование в своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.

5)Развитие умения работать в группе, в паре постоянного состава.


Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД


Ι.Организационный

момент. Актуализация знаний.





























Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

На уроках, особенно на уроках русского языка и литературы, по словам автора стихотворения, мы купаемся в море слов. А разве есть такое море? О чем же тогда говорит автор?

Итак, прослушав замечательное стихотворение и поразмышляв, я думаю, вы настроились на серьезную работу.



Откройте тетради, запишите число.

Придумайте и запишите однокоренные слова к слову слово.

Как много слов у вас получилось!

- Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше» Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Сколько же все-таки слов в нашем языке? «В словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На

самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

Читаете ли вы словари?




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II.Прогнозирование

темы и цели урока.

Формулирование

проблемы



– Прочитайте текст в упр. 109 стр.67

Вывод: Какова его главная мысль?

(«Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)

Как она выражена: прямо или читается между строк?

Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)

– Какие вы знаете словари?

Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.)

Проверим ваши предположения в конце урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ι Ι Ι .Развитие

учебно-языковых

и речевых умений.


1. Работа по учебнику.

Упр. 109.

– Найдите предложения, соответствующие схемам.

– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?

– Как называются такие предложения?

2. Игра «Узнай словарь».

– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.

1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)

2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и то же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)

3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)

4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.)

– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?

– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?(В толковом)

– Назовите многозначные существительные.

Ребята, существуют и другие словари- орфографические, словари фразеологизмов, энциклопедические, этимологические.

Но мы сегодня будем говорить о словаре толковом, словаре синонимов ,антонимов, иностранных слов.

Ребята зачитывают информацию о слове дружба в разных словарях:

-толковый словарь Ожегова;

-толковый словарь Даля;

-словарь синонимов;

-словарь антонимов;

-морфемный словарь;

-этимологический словарь (происхождение слов);

-фразеологический словарь;

-орфографический словарь;

Составьте и запишите и 2-3 предложения о дружбе, подчеркните орфограммы.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV.

Физминутка


Танцевальные движения


VРабота по теме урока

а)Работа с толковым словарем.

Упр. 110 стр.68

-В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове «гроза»

-Что могут обозначать числа 1 и2 в словарной статье?

-В каком значении может употребляться это существительное?

-Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено

слово «гроза»? Как вы это определили?

-Составьте и запишите два предложения с опорой на репродукции картин,где бы слово «гроза» употреблялось в прямом и переносном смысле:

чтобы слово гроза обозначало атмосферное явление, и в переносном значении, чтобы слово гроза употреблялось в значении чего- нибудь внушающего страх.

(Летом была сильная гроза. Пираты- гроза морей)

Задание: Найдите в толковом словаре имена существительные, у которых не одно ,а несколько значений. --Назовите их, устно составьте с ними предложения.

-Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

-Какой вывод вы можете сделать?

-Какие слова называются многозначными?

Вывод: имена существительные употребляются в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно,а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Все значения многозначного слова чем то похожи, имеют что то общее.

б) Работа со словарём синонимов.

– Что такое синонимы?

– Приведите примеры синонимов.

Упражнение № 113.

-Прочитайте отрывок из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность

Этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?


-Найдите, назовите и выпишите слова –синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

Вывод: синонимы –это слова одной и той же части речи,

отвечающие на один и тот же вопрос,близкие по значению.


-Какую роль в речи имеют существительные синонимы?


роза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун)

В каком значении употребляются эти –слова-синонимы?

(Эти слова употребляются в переносном значении.)


В)Работа со словарем антонимов

-Выпишите антонимы –парами из пословиц.

Ученье свет,а неученье тьма.

Какого начало, таков и конец.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

г)Игра: «Подбери слово».

Я называю слово,а ученики 1-ой и 3-ей группы придумывают

к нему синоним, а ученики 2-ой и 4-ой группы придумывают –антоним.


Родина- отчизна, отечество- чужбина.

Смелость-отвага, храбрость- трусость.

Доброта-добродушие, добросердечность, благодушие- злость

Загадка - шарада, ребус-отгадка.

-Какие слова называются антонимами?

Вывод: антонимами называются слова, противоположенные по смыслу, являющиеся одной и той же частью речи, отвечающие на один и тот же вопрос.

д) Конкурс «Следствие ведут знатоки»

Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

(группы тянут листочки с заданиями)

Мать говорила: «Марш в угол

После войны я снимал углы, в самые худшие годы.

Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.

(выступление групп, оценка экспертами)

е)Игра «Эрудит»

Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.

Задание: раскройте значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)


Оцените свою работу и работу членов вашей группы с помощью сигнальных карточек.



V1Рефлексия.Итоги урока.

Сделайте вывод:

-Чем интересен был сегодняшний урок?

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

-Что нового узнали?

-Что вас удивило?

-Что у вас получилось лучше?

-В чем испытали трудность?

-Какое задание оказалось для вас легким
(трудным)?

-Где полученные знания пригодятся в жизни?


-Когда человек обращается к словарям?

Закончите предложение: Сегодня на уроке

я узнал…
я понял …
я научился
 


V11 Домашнее

задание


К. Г. Паустовский писал: "Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре "природных” слов, я делил на разделы слова: "лесные”, "полевые”, слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных”.

Составьте (по группам или индивидуально) словарики "лесных”, "полевых” или "снежных” слов (по выбору) к следующему уроку развития речи.

2.Напишите небольшое сочинение "Что я узнал из словарей о слове …”