СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского языка 5 кл. Живое слово русского фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

первое полугодие. учебник (Александрова)

Просмотр содержимого документа
«урок»

Ход урока

Семнадцатое ноября

Классная работа

1.Определение темы урока

Прочитайте фрагменты текстов.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

-Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки (сказка – былина)

-Какие особенности текстов помогли определить жанры?

-Знаете, как произошло слова сказка и былина? -Давайте прочитаем.

Знакомство с рубрикой «Из истории языка».

-Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие? (фольклору)

2. Запись темы.

Живое слово русского фольклора

3.Работа с текстов упр.50.

-Предлагаю прочитать текс по абзацам и ответить на вопросы.

-О чём текст?

-Озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.

-Письменно формулируйте главную мысль текста.

-Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?

-Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста.

4. Работа с текстами.

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…

  2. Стали жить-поживать да добра наживать…

В помощь предлагаю фрагменты сказок.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

-Запишите также, какие помните подобные устойчивые выражения, свойственные сказкам.

5. Сказки и современность

Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.

Предлагаю прочитать рубрику «Лингвистические заметки» и узнать, как живет слово СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.

Чтение рубрики «Лингвистические заметки». \

-Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре?

-Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках?

-В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях.

-Расскажите об употреблении лова Сокол в современной речи.

-Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?

6. Обобщение. Проанализируйте тему урока. Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым?

7. Домашнее задание.

Просмотр содержимого презентации
«урок5врод»

С е мна д цат о е н оя бря Кла сс ная р а бота

С е мна д цат о е н оя бря

Кла сс ная р а бота

Прочитайте фрагменты текстов. 1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Прочитайте фрагменты текстов.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:  1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. сказка сказка былина

- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

сказка

сказка

былина

-Какие особенности текстов помогли определить жанры?
  • -Какие особенности текстов помогли определить жанры?
-Знаете, как произошли слова сказка и былина
  • -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?
«Из истории языка»

«Из истории языка»

-Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
  • -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Фольклору

Фольклору

Живое слово русского фольклора

Живое слово русского фольклора

прочитайте текст и ответьте на вопросы.

прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1.О чём текст? 2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему. 3.Письменно сформулируйте главную мысль текста. 4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте? 5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?

1.О чём текст?

2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.

3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.

4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?

5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест). 1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… 2.Стали жить-поживать да добра наживать…

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).

1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…

2.Стали жить-поживать да добра наживать…

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

1.«В некотором царстве, в некотором государстве... » 2.«Жили-были...» 3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» 4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» . 5. «И была у них...» 6. «Как-то раз...» 7. «Долго ли, коротко ли...» 8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» . 9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» . 10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» . 11. «Конь бежит — земля дрожит!». 12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве». 13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец. 15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.

1.«В некотором царстве, в некотором государстве... »

2.«Жили-были...»

3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .

5. «И была у них...»

6. «Как-то раз...»

7. «Долго ли, коротко ли...»

8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» .

9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» .

10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .

11. «Конь бежит — земля дрожит!».

12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.

15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.

Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи. Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
  • Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
  • Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
-Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ? -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ? -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях . -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.
  • -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
  • -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
  • -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
  • -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.

-Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
  • -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
Алёнушка

Алёнушка

  • « Чудесная дудка »
  • « Разбойники »
  • « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »
Василиса премудрая (Прекрасная)

Василиса премудрая (Прекрасная)

  • « Жар-птица и Василиса-царевна »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Морской царь и Василиса Премудрая »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Царевна-лягушка »
Иванушка-дурачок «Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.

Иванушка-дурачок

«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.

Змей горыныч

Змей горыныч

  • Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
  • Никита Кожемяка
  • Бой на Калиновом мосту
  • Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Лиса Патрикеевна

Лиса Патрикеевна

  • «Колобок»
  • «Лиса и кума»
  • «Как лиса перехитрила льва»
  • «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
  • «Лиса-повитуха»
  • «Лиса и тетерев»
  • «Лиса и дятел»
  • «Лиса и журавль»
  • «Лисица-девица и Котофей Иванович»
Проанализируйте тему урока  Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?

Проанализируйте тему урока

Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?

Домашнее задание

Домашнее задание

Просмотр содержимого презентации
«урок5врод_»

С е мна д цат о е н оя бря Кла сс ная р а бота

С е мна д цат о е н оя бря

Кла сс ная р а бота

Прочитайте фрагменты текстов. 1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Прочитайте фрагменты текстов.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:  1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. сказка сказка былина

- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

сказка

сказка

былина

-Какие особенности текстов помогли определить жанры?
  • -Какие особенности текстов помогли определить жанры?
-Знаете, как произошли слова сказка и былина
  • -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?
«Из истории языка»

«Из истории языка»

-Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
  • -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Фольклору

Фольклору

Живое слово русского фольклора

Живое слово русского фольклора

прочитайте текст и ответьте на вопросы.

прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1.О чём текст? 2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему. 3.Письменно сформулируйте главную мысль текста. 4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте? 5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?

1.О чём текст?

2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.

3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.

4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?

5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест). 1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… 2.Стали жить-поживать да добра наживать…

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).

1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…

2.Стали жить-поживать да добра наживать…

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

1.«В некотором царстве, в некотором государстве... » 2.«Жили-были...» 3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» 4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» . 5. «И была у них...» 6. «Как-то раз...» 7. «Долго ли, коротко ли...» 8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» . 9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» . 10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» . 11. «Конь бежит — земля дрожит!». 12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве». 13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец. 15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.

1.«В некотором царстве, в некотором государстве... »

2.«Жили-были...»

3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .

5. «И была у них...»

6. «Как-то раз...»

7. «Долго ли, коротко ли...»

8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» .

9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» .

10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .

11. «Конь бежит — земля дрожит!».

12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.

15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.

Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи. Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
  • Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
  • Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
-Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ? -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ? -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях . -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.
  • -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
  • -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
  • -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
  • -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.

-Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
  • -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
Алёнушка

Алёнушка

  • « Чудесная дудка »
  • « Разбойники »
  • « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »
Василиса премудрая (Прекрасная)

Василиса премудрая (Прекрасная)

  • « Жар-птица и Василиса-царевна »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Морской царь и Василиса Премудрая »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Царевна-лягушка »
Иванушка-дурачок «Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.

Иванушка-дурачок

«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.

Змей горыныч

Змей горыныч

  • Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
  • Никита Кожемяка
  • Бой на Калиновом мосту
  • Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Лиса Патрикеевна

Лиса Патрикеевна

  • «Колобок»
  • «Лиса и кума»
  • «Как лиса перехитрила льва»
  • «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
  • «Лиса-повитуха»
  • «Лиса и тетерев»
  • «Лиса и дятел»
  • «Лиса и журавль»
  • «Лисица-девица и Котофей Иванович»
Проанализируйте тему урока  Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?

Проанализируйте тему урока

Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?

Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!