С е мна д цат о е н оя бря
Кла сс ная р а бота
Прочитайте фрагменты текстов.
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
3.Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
сказка
сказка
былина
- -Какие особенности текстов помогли определить жанры?
- -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?
«Из истории языка»
- -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Фольклору
Живое слово русского фольклора
прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.О чём текст?
2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.
3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.
4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?
5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?
Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).
1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…
2.Стали жить-поживать да добра наживать…
1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.
1.«В некотором царстве, в некотором государстве... »
2.«Жили-были...»
3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .
5. «И была у них...»
6. «Как-то раз...»
7. «Долго ли, коротко ли...»
8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» .
9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» .
10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .
11. «Конь бежит — земля дрожит!».
12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.
15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.
- Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
- Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.
- -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
- -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
- -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
- -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.
- -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?
Алёнушка
- « Чудесная дудка »
- « Разбойники »
- « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »
Василиса премудрая (Прекрасная)
- « Жар-птица и Василиса-царевна »
- « Василиса Прекрасная »
- « Морской царь и Василиса Премудрая »
- « Василиса Прекрасная »
- « Царевна-лягушка »
Иванушка-дурачок
«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.
Змей горыныч
- Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
- Никита Кожемяка
- Бой на Калиновом мосту
- Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Лиса Патрикеевна
- «Колобок»
- «Лиса и кума»
- «Как лиса перехитрила льва»
- «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
- «Лиса-повитуха»
- «Лиса и тетерев»
- «Лиса и дятел»
- «Лиса и журавль»
- «Лисица-девица и Котофей Иванович»
Проанализируйте тему урока
Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?
Домашнее задание