СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского языка 5 класс Метафора, олицетворение, эпитет

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок - презентация

Просмотр содержимого документа
«урок»

Ход урока

  1. Повторение.

-В чем отличие переносного от прямого значения слова.

-Какие средства выразительности создаются на основе переносного значения? (метафора, эпитет, олицетворение)

-А как отличать эти средства выразительности друг от друга? Это нам предстоит сегодня узнать.

2. Запись темы урока.

Четырнадцатое ноября

Классная работа

Метафора, олицетворение, эпитет

3.Чтение правила о метафоре.

-

-Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа?

-На чём основана метафора?

-Как создается метафора? (находят какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово)

-Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.

-Сейчас предлагаю найти общее между словами, которые на первый взгляд далёкие друг от друга. Все зависит от вашей фантазии, как вы придумаете.

Н-р, муравейник – семья

В муравейнике - все копашатся и трудятся, много всегда муравьёв, в большой семье также не будет никогда тихо, все будут в движении, спокойствия не будет. Общее дело, цели – у муравьев – труд, у семьи - воспитание детей.

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.

Лампочка – жизнь: загорится и погаснуть, перегореть может и жизнь человека, и лампочка.

Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Любовь – дерево: дерево дает плоды, любовь – плоды – дети.

Зайчонок и ученик: когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится;

Жизнь – дерево- связи в корнях деревьев, жизнь человека из связей.

Портфель и капуста: когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.

Счастье– туфли – счастье приходит; в туфлях ходят.

Судьба – мел: можно изменить, то, что написано мелом, можно стереть, написать заново

4.Создание метафор.

Напоминаю формулу метафоры:

МЕТАФОРА= ПОНЯТИЕ (КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ) + КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ.  ОБЩЕЕ = СХОДСТВО!!!

ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ

Задание.  СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ, пользуясь формулой. Постарайтесь создать несколько метафор (если это возможно!!!):

Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.

-Прочитайте, какие метафоры у вас получились.

5. Работа с правилом.

Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать.

Н-р, «На небесном синем блюде / Желтых туч медовый дым» (С.Есенин)

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

«День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал» (Ф.Тютчев)

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

6. Работа с понятием Олицетворение.

-Прослушайте стихотворение.

Не правда ль, больше никогда 
Мы не расстанемся? Довольно?.. 
И скрипка отвечала да, 
Но сердцу скрипки было больно. 
Смычок все понял, он затих
А в скрипке эхо все держалось... 
И было мукою для них, 
Что людям музыкой казалось

-Что вам показалось интересным в этом стихотворении. (Неживое - оживилось)

-Как называется это средство выразительности? (олицетворение)

-Подпишите в схему, что олицетворения выражаются глаголами. (скрипка отвечала, смычок понял)

-Назовите олицетворения.

1.Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)

2.Море дышит полной грудью.

3.Лес настороженно молчит.

4.Волны ласкаются к берегу.

5.К ней прилегла в опочивальне

Её сиделка – тишина. (А.Блок)

6.Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

7.Работа с понятием эпитет.

-Какой частью речи является? (прилагательным)

Но это не простые прилагательные, а красочные, читая которые также возникает образ.

Задания . Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным. (на листочке указать номер своей фамилии в карте успехов группы)

а) луч 1) неприступный

б) замок 2) бледный

в) луна 3) ликующий

г) сон 4) роковой

д) тайна 5) страшный

е) крик 6) золотой

Золотой луч

Неприступный замок

Бледная луна

Страшный сон

Роковая тайна

Ликующий крик

8. Анализ поэтического текста.

Задание. Выписать из текста метафоры, олицетворения, эпитеты.

Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       «С добрым утром!»

Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, зелёные серёжки.

Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона; горят росы.

Олицетворения: задремали звёзды, свет румянит сетку небосклона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром, шепчет...

9. Домашнее задание.

Выписать из стихотворений метафоры, олицетворения, эпитеты.

1.Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.


2. Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
Поле сама метёлкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке –
Русская, румяная зима!


3. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль им лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как древо роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…


Просмотр содержимого документа
«урок_»

Ход урока

  1. Повторение.

-В чем отличие переносного от прямого значения слова.

-Какие средства выразительности создаются на основе переносного значения? (метафора, эпитет, олицетворение)

-А как отличать эти средства выразительности друг от друга? Это нам предстоит сегодня узнать.

2. Запись темы урока.

Четырнадцатое ноября

Классная работа

Метафора, олицетворение, эпитет

3.Чтение правила о метафоре.

-

-Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа?

-На чём основана метафора?

-Как создается метафора? (находят какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово)

-Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.

-Сейчас предлагаю найти общее между словами, которые на первый взгляд далёкие друг от друга. Все зависит от вашей фантазии, как вы придумаете.

Н-р, муравейник – семья

В муравейнике - все копашатся и трудятся, много всегда муравьёв, в большой семье также не будет никогда тихо, все будут в движении, спокойствия не будет. Общее дело, цели – у муравьев – труд, у семьи - воспитание детей.

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.

Лампочка – жизнь: загорится и погаснуть, перегореть может и жизнь человека, и лампочка.

Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Любовь – дерево: дерево дает плоды, любовь – плоды – дети.

Зайчонок и ученик: когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится;

Жизнь – дерево- связи в корнях деревьев, жизнь человека из связей.

Портфель и капуста: когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.

Счастье– туфли – счастье приходит; в туфлях ходят.

Судьба – мел: можно изменить, то, что написано мелом, можно стереть, написать заново

4.Создание метафор.

Напоминаю формулу метафоры:

МЕТАФОРА= ПОНЯТИЕ (КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ) + КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ.  ОБЩЕЕ = СХОДСТВО!!!

ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ

Задание.  СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ, пользуясь формулой. Постарайтесь создать несколько метафор (если это возможно!!!):

Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.

-Прочитайте, какие метафоры у вас получились.

5. Работа с правилом.

Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать.

Н-р, «На небесном синем блюде / Желтых туч медовый дым» (С.Есенин)

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

«День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал» (Ф.Тютчев)

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

6. Работа с понятием Олицетворение.

-Прослушайте стихотворение.

Не правда ль, больше никогда 
Мы не расстанемся? Довольно?.. 
И скрипка отвечала да, 
Но сердцу скрипки было больно. 
Смычок все понял, он затих
А в скрипке эхо все держалось... 
И было мукою для них, 
Что людям музыкой казалось

-Что вам показалось интересным в этом стихотворении. (Неживое - оживилось)

-Как называется это средство выразительности? (олицетворение)

-Подпишите в схему, что олицетворения выражаются глаголами. (скрипка отвечала, смычок понял)

-Назовите олицетворения.

1.Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)

2.Море дышит полной грудью.

3.Лес настороженно молчит.

4.Волны ласкаются к берегу.

5.К ней прилегла в опочивальне

Её сиделка – тишина. (А.Блок)

6.Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

7.Работа с понятием эпитет.

-Какой частью речи является? (прилагательным)

Но это не простые прилагательные, а красочные, читая которые также возникает образ.

Задания . Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным. (на листочке указать номер своей фамилии в карте успехов группы)

а) луч 1) неприступный

б) замок 2) бледный

в) луна 3) ликующий

г) сон 4) роковой

д) тайна 5) страшный

е) крик 6) золотой

Золотой луч

Неприступный замок

Бледная луна

Страшный сон

Роковая тайна

Ликующий крик

8. Анализ поэтического текста.

Задание. Выписать из текста метафоры, олицетворения, эпитеты.

Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       «С добрым утром!»

Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, зелёные серёжки.

Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона; горят росы.

Олицетворения: задремали звёзды, свет румянит сетку небосклона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром, шепчет...

9. Домашнее задание.

Выписать из стихотворений метафоры, олицетворения, эпитеты.

1.Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.


2. Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
Поле сама метёлкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке –
Русская, румяная зима!


3. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль им лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как древо роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…


Просмотр содержимого презентации
«урок5в»

-В чем отличие переносного от прямого значения слова. Лексическое значение слова    Прямое Переносное

-В чем отличие переносного от прямого значения слова.

Лексическое значение слова

Прямое Переносное

средства выразительности  ………  ……… ..  ……….

средства выразительности

……… ……… .. ……….

Средства выразительности  Метафора  Эпитет  Олицетворение

Средства

выразительности

Метафора Эпитет Олицетворение

???? - А как отличать эти средства выразительности друг от друга?

????

- А как отличать эти средства выразительности друг от друга?

Ч е тырна д цатое н оя бря Кла сс ная р а бота М е таф о ра, о л и ц е тв о рение, эпит е т

Ч е тырна д цатое н оя бря

Кла сс ная р а бота

М е таф о ра, о л и ц е тв о рение, эпит е т

Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа? -На чём основана метафора? -Как создается метафора?
  • Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа?
  • -На чём основана метафора?
  • -Как создается метафора?
- Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.

- Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.

  • -Сейчас предлагаю найти общее между словами , которые на первый взгляд далёкие друг от друга.
муравейник – семья

муравейник – семья

Дружба и цветок

Дружба и цветок

Лампочка – жизнь

Лампочка – жизнь

Душа и статуя

Душа и статуя

Кошка и надежда

Кошка и надежда

Любовь – дерево

Любовь – дерево

Зайчонок и ученик

Зайчонок и ученик

Жизнь – дерево

Жизнь – дерево

Портфель и капуста

Портфель и капуста

Счастье– туфли

Счастье– туфли

Судьба – мел

Судьба – мел

формула метафоры:    ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ

формула метафоры:

ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ

Задание.  СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ , пользуясь формулой. 

Задание.  СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ , пользуясь формулой. 

  • Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.
Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать. Н-р, «На небесном синем блюде / Желтых туч медовый дым» (С.Есенин) «День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал» (Ф.Тютчев)
  • Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать.
  • Н-р, «На небесном синем блюде / Желтых туч медовый дым» (С.Есенин)
  • «День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал» (Ф.Тютчев)
Не правда ль, больше никогда   Мы не расстанемся? Довольно?..   И скрипка отвечала да,   Но сердцу скрипки было больно.   Смычок все понял, он затих,   А в скрипке эхо все держалось...   И было мукою для них,   Что людям музыкой казалось

Не правда ль, больше никогда  Мы не расстанемся? Довольно?..  И скрипка отвечала да,  Но сердцу скрипки было больно.  Смычок все понял, он затих,  А в скрипке эхо все держалось...  И было мукою для них,  Что людям музыкой казалось

-Что вам показалось интересным в этом стихотворении.  -Как называется это средство выразительности ?
  • -Что вам показалось интересным в этом стихотворении.
  • -Как называется это средство выразительности ?
-Назовите олицетворения. 1. Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая) 2. Море дышит полной грудью. 3. Лес настороженно молчит. 4. Волны ласкаются к берегу. 5. К ней прилегла в опочивальне Её сиделка – тишина. (А.Блок) 6. Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

-Назовите олицетворения.

1. Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)

2. Море дышит полной грудью.

3. Лес настороженно молчит.

4. Волны ласкаются к берегу.

5. К ней прилегла в опочивальне

Её сиделка – тишина. (А.Блок)

6. Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

-Назовите олицетворения. 1. Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска …с опущенной головой, садилась  на краешек постели, брала за руку  – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая) 2. Море дышит  полной грудью. 3. Лес настороженно молчит . 4. Волны ласкаются  к берегу. 5. К ней прилегла в опочивальне Её сиделка – тишина . (А.Блок) 6. Луна хохотала
  • -Назовите олицетворения.
  • 1. Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска …с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)
  • 2. Море дышит полной грудью.
  • 3. Лес настороженно молчит .
  • 4. Волны ласкаются к берегу.
  • 5. К ней прилегла в опочивальне
  • Её сиделка – тишина . (А.Блок)
  • 6. Луна хохотала , как клоун. (С.Есенин)
Задания .  Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным.   а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в) луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д) тайна 5) страшный е) крик 6) золотой

Задания .  Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным.  

а) луч 1) неприступный

б) замок 2) бледный

в) луна 3) ликующий

г) сон 4) роковой

д) тайна 5) страшный

е) крик 6) золотой

Эпитеты

Эпитеты

  • Золотой луч
  • Неприступный замок
  • Бледная луна
  • Страшный сон
  • Роковая тайна
  • Ликующий крик
Задание.  Выписать из текста метафоры, олицетворения, эпитеты.   Эпитеты: ……… Метафоры: ……… Олицетворения :………

Задание. Выписать из текста метафоры, олицетворения, эпитеты.

Эпитеты: ………

Метафоры: ………

Олицетворения :………

Задремали звезды золотые,                         Задрожало зеркало затона.                         Брезжит свет на заводи речные                         И румянит сетку небосклона.                         Улыбнулись сонные берёзки,                         Растрепали шёлковые косы,                         Шелестят зелёные серёжки,                         И горят серебряные росы.                           У плетня заросшая крапива                         Обрядилась ярким перламутром                         И, качаясь, шепчет шаловливо:                         «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

                        Задрожало зеркало затона.

                        Брезжит свет на заводи речные

                        И румянит сетку небосклона.

                        Улыбнулись сонные берёзки,

                        Растрепали шёлковые косы,

                        Шелестят зелёные серёжки,

                        И горят серебряные росы.

 

                        У плетня заросшая крапива

                        Обрядилась ярким перламутром

                        И, качаясь, шепчет шаловливо:

                        «С добрым утром!»

Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, зелёные серёжки. Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона; горят росы. Олицетворения: задремали звёзды, свет румянит сетку небосклона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром, шепчет...
  • Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, зелёные серёжки.
  • Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона; горят росы.
  • Олицетворения: задремали звёзды, свет румянит сетку небосклона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром, шепчет...
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Выписать из стихотворений метафоры, олицетворения, эпитеты.
1.Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке.   2. Отсвистали жаворонки всласть.  Осень, в шубу жёлтую одета,  Поле сама метёлкою прошлась.  Чтоб вошла рачительной хозяйкой  В снежные лесные терема  Щеголиха в белой размахайке –  Русская, румяная зима!

1.Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

 

2. Отсвистали жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, Поле сама метёлкою прошлась. Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой размахайке – Русская, румяная зима!

3. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Не жаль им лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава. Как древо роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова…

3. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль им лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как древо роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

  •  

Просмотр содержимого презентации
«урок5в_»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя