Ход урока
-
Повторение.
-В чем отличие переносного от прямого значения слова.
-Какие средства выразительности создаются на основе переносного значения? (метафора, эпитет, олицетворение)
-А как отличать эти средства выразительности друг от друга? Это нам предстоит сегодня узнать.
2. Запись темы урока.
Четырнадцатое ноября
Классная работа
Метафора, олицетворение, эпитет
3.Чтение правила о метафоре.
-
-Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа?
-На чём основана метафора?
-Как создается метафора? (находят какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово)
-Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.
-Сейчас предлагаю найти общее между словами, которые на первый взгляд далёкие друг от друга. Все зависит от вашей фантазии, как вы придумаете.
Н-р, муравейник – семья
В муравейнике - все копашатся и трудятся, много всегда муравьёв, в большой семье также не будет никогда тихо, все будут в движении, спокойствия не будет. Общее дело, цели – у муравьев – труд, у семьи - воспитание детей.
Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.
Лампочка – жизнь: загорится и погаснуть, перегореть может и жизнь человека, и лампочка.
Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.
Кошка и надежда: обе успокаивают.
Любовь – дерево: дерево дает плоды, любовь – плоды – дети.
Зайчонок и ученик: когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится;
Жизнь – дерево- связи в корнях деревьев, жизнь человека из связей.
Портфель и капуста: когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.
Счастье– туфли – счастье приходит; в туфлях ходят.
Судьба – мел: можно изменить, то, что написано мелом, можно стереть, написать заново
4.Создание метафор.
Напоминаю формулу метафоры:
МЕТАФОРА= ПОНЯТИЕ (КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ) + КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ. ОБЩЕЕ = СХОДСТВО!!!
ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ
Задание. СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ, пользуясь формулой. Постарайтесь создать несколько метафор (если это возможно!!!):
Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.
-Прочитайте, какие метафоры у вас получились.
5. Работа с правилом.
Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать.
Н-р, «На небесном синем блюде / Желтых туч медовый дым» (С.Есенин)
-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?
«День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал» (Ф.Тютчев)
-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?
6. Работа с понятием Олицетворение.
-Прослушайте стихотворение.
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось
-Что вам показалось интересным в этом стихотворении. (Неживое - оживилось)
-Как называется это средство выразительности? (олицетворение)
-Подпишите в схему, что олицетворения выражаются глаголами. (скрипка отвечала, смычок понял)
-Назовите олицетворения.
1.Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)
2.Море дышит полной грудью.
3.Лес настороженно молчит.
4.Волны ласкаются к берегу.
5.К ней прилегла в опочивальне
Её сиделка – тишина. (А.Блок)
6.Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)
7.Работа с понятием эпитет.
-Какой частью речи является? (прилагательным)
Но это не простые прилагательные, а красочные, читая которые также возникает образ.
Задания . Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным. (на листочке указать номер своей фамилии в карте успехов группы)
а) луч 1) неприступный
б) замок 2) бледный
в) луна 3) ликующий
г) сон 4) роковой
д) тайна 5) страшный
е) крик 6) золотой
Золотой луч |
Неприступный замок |
Бледная луна |
Страшный сон |
Роковая тайна |
Ликующий крик |
8. Анализ поэтического текста.
Задание. Выписать из текста метафоры, олицетворения, эпитеты.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, зелёные серёжки.
Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона; горят росы.
Олицетворения: задремали звёзды, свет румянит сетку небосклона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром, шепчет...
9. Домашнее задание.
Выписать из стихотворений метафоры, олицетворения, эпитеты.
1.Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.
2. Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
Поле сама метёлкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке –
Русская, румяная зима!
3. Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль им лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как древо роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…