СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского языка "Для чего нужны антонимы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Просмотр содержимого документа
«Урок родного русского языка "Для чего нужны антонимы".»

Конспект урока по родному(русскому) языку.

Тема урока: «Для чего нужны антонимы?»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

  • учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

  • расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: словарь, карточки для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работу по теме «Лексика». Что изучает наука Лексика? (слово и его значение).

Учитель: С какими словами мы уже познакомились ? (однозначные, многозначные, синонимы). Повторим, что мы знаем о синонимах.

Учитель: Какие слова называются синонимами? Чем отличаются синонимы друг от друга? Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение.


Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз,

Внутри – снаружи, Над – под,

Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье, Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!



Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем?

Дети:Оно весёлое, читается легко.

Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

- Почему вы не можете выполнить моё задание?

Дети:в данном стихотворении их нет.

Учитель: Правильно. Мы изучали такие слова? Какова же цель нашего урока?

-Эти слова называются антонимами.

  1. Этап открытия новых знаний.

Учитель: Подберём синонимы к слову большой. Запишем их в столбик.

Большой Огромный

Гигантский

Учитель: сравните разные предметы. Ответы детей:

Этот пруд глубокий, а тот чистый. Эта ягода горькая, а та спелая. Этот дом просторный, а тот новый.

Учитель: Всё ли вам нравится в этих предложениях? Исправим эти предложения.

-Какие значения у слов глубокий и мелкий ?

Дети: противоположные

Учитель: Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова. Дети: Это антонимы.

Учитель: Итак, мы подошли к теме нашего урока. Что мы сегодня изучаем в стране Лексика? А что мы о них можем узнать ? Что это за слова?

-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называются антонимами?




  1. Закрепление изученного.

Учитель: Где же употребляются антонимы и какую роль играют?

Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите антонимы. Запишите их парами.

Ф
изминутка.

Учитель: Вы хорошо работали! Подберите антоним к слову «работать» (отдыхать).

  • Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран. Разминка для глаз.

  • Проверим, кто из вас был самым внимательным. В каком направлении передвигались предметы?(вверх-вниз, влево -вправо) Какие это слова?(Антонимы)

Учитель: Что такое антонимы?

    1. Работа в парах.

Учитель: На карточках даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову. (внутри-..., над -.... чёрный- …, грязный-..., сухой-..., тяжёлый-..., большой-..., далеко-..., высокий-…)

Зачитывание упражнения

    1. Самостоятельная работа

Учитель: Подберите к словам первого столбика антонимы из второго столбика. Запишите их парами.

Взаимопроверка, сверяем результаты с доской.
    1. Работа в группах.

Учитель: 1)Вставь недостающие антонимы и запиши пословицы. Объясни пословицы.

2) Учитель: Назови предметы, которые могут иметь такие признаки:

  1. Рефлексия

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Какое новое знание вы для себя открыли?

Дети: Противоположные по смыслу слова называются антонимами.

  1. Домашнее задание (дифференцированное):

с.81, упр. 4.

1 уровень: подобрать и записать антонимы к словам.

2 уровень: составить с любым словосочетанием предложение